6 апреля в рамках Саммита зообизнеса России прошли четыре мастер-класса: «Маркетинг-эмпатия. Инструменты сохранения стабильности бизнеса», InnovationMatrix, «Сотрудничество участников зообизнеса в новых экономических условиях» и «Digital-инструменты продвижения зообизнесов в 2022 году».
Слушатели проявили большой интерес к программам – все места в аудиториях были заняты.
Свой мастер-класс InnovationMatrix Джордж Паркер провёл онлайн, но от этого шоу-подход в презентации сложных тем трансформации бизнеса от мастера инновационного маркетинга не стал менее впечатляющим. Это было бизнес-шоу о преодолении туннельного мышления, о применении созданной Паркером «матрицы трансформации», которую можно приложить к продуктам, услугам и другим видам бизнеса.
InnovationMatrix позволяет понять, нуждается ли ваш продукт в трансформации или трансмутации (соединении с другим продуктом или услугой). Паркер предложил свои 36 бизнес-моделей, по которым компании могут менять и улучшать свои продукты, услуги и профессиональные качества.
На мастер-классе Романа Тарасенко «Маркетинг-эмпатия. Инструменты сохранения стабильности бизнеса» участники узнали о том, как важно сегодня, в моменты изменения бизнеса, оставаться эмпатичными к своим клиентам, партнёрам, сотрудникам. И как выразить эту эмпатию через маркетинговые инструменты. Мастер-класс Романа был построен на разборе кейсов тех компаний – ГККЗ, «Энергия» и «Ветэксперт», сотрудники которых присутствовали в аудитории. Это добавило мероприятию и эмоциональной вовлечённости, и, самое важное, – наполнило мастер-класс конкретной ценностью для участников. Компании получили, по сути, дорожную карту для создания или корректировки собственных стратегий.
«Digital-инструменты продвижения зообизнесов в 2022 году» – так назывался мастер-класс Романа Пивоварова и Дениса Баталина. Он прошёл в гибридном формате: Роман Пивоваров работал в аудитории, Денис Баталин был на онлайн-связи. Инструменты цифрового маркетинга меняются каждый год, появляются новые ресурсы и возможности, уходят отжившие своё наработки, и кризисы ускоряют эту смену.
В качестве примера успешного применения digital-инструментов Денис Баталин привёл работу «Зооинформа»: внедрение СЕО-оптимизации текстов позволило значительно увеличить прочитываемость материалов на сайте и увеличить уникальную аудиторию zooinform.ru.
Круглый стол «Сотрудничество участников зообизнеса в новых экономических условиях» компании «Неотерика» был самым многочисленным – в аудитории присутствовали около 50 человек, и очень эмоциональным. Участники зоорынка обсуждали изменения в работе, возможные действия в условиях кризиса и говорили о перспективах развития ситуации.
Представители производства Константин Анисимов (LIMKORM), Андрей Вавилов («Понтис»), Александр Юнев («Технология успеха»), Галина Паровышная («Зооконтинент») и Татьяна Эглит («Евро-Продукт-К») рассказали о сложностях с производственными мощностями, сырьём, упаковкой и оборудованием. Особый интерес вызвала разная тактика поведения производителей и поставщиков в отношении повышения цен на готовую продукцию. Часть ратовала за адекватную спросу стоимость продукции, а другая часть считала, что возлагать бремя всех производственных расходов на конечного потребителя нельзя.
От крупных дистрибьюторских компаний выступили Елена Крупина и Наталья Шестакова («Валта») и Виталий Мосякин («Сорсо»), которые говорили о проблемах импортёров и сервисных структур. Основная проблема – сложности с доставкой продукции в Россию и отгрузка клиентам в период ажиотажного спроса, а затем спада, который наступит после того, как покупатели создадут запасы продукции и приостановят покупки в зоомагазинах.
Ещё одним острым вопросом стало предотвращение эмоционального выгорания у продавцов зоомагазинов. Для этого нужно специальное обучение сотрудников, и помощь со стороны крупных поставщиков, имеющих ресурсы для такой профилактики, была бы неоценимой для ретейла. Некоторые компании прямо на круглом столе выразили желание начать сотрудничество с коллегами по рынку в плане обучения продавцов.
Представители ретейла Андрей Новицкий («Заповедник»), Джамиль Валишин («Ветна»), Валерий Балахтин («Батмар») рассказали о проблемах ретейла, лимитировании поставок некоторых продуктов, которые могут привести потребителей этих брендов к отказу от любимых торговых марок. Поднимался вопрос и о взаимоотношениях поставщиков и ретейла, которые зоосети хотели бы улучшить.
Среди экспертов, выступивших на круглом столе, был Кирилл Дмитриев (Национальная ассоциация зооиндустрии). Он рассказал о новой некоммерческой организации, которая объединит компании зообизнеса для защиты интересов отрасли. Евгений Конев из исследовательской компании NielsenIQ познакомил представителей зооиндустрии с системой статистики, которая сегодня даёт информацию зообизнесу, и её потенциальными возможностями.
Организатор и спонсор мастер-класса компания «Неотерика» подарила всем участникам монетку с символикой Саммита и лого компании «на удачу».