Поиск

Data Insight опубликовала исследование о рынке розничного онлайн-импорта в Россию

онлайн-импорт в Россию
Фото: Freepik

Data Insight совместно с компанией GBS провели исследование рынка розничного онлайн-импорта в Россию. Аналитики рассмотрели трансформацию кроссбордера в условиях санкций, ухода игроков, ограничений на платежи и попыток соблюдения многими брендами эмбарго.

Розничный онлайн-импорт – это процесс приобретения товаров для личного пользования покупателями из России через интернет-платформы, находящиеся в других странах за пределами ЕАЭС (включая покупки, сделанные с участием посредников), или российские площадки с «кроссбордерной полкой»*.

В исследовании не рассматривались поставки товаров, материалов, оборудования для производства; и заказы российских продавцов, локализованных зарубежных онлайн-ретейлеров.

*Кроссбордерная полка — специализированный сегмент на онлайн-платформах, который предлагает товары, импортируемые из других стран непосредственно для продажи конечным потребителям без растаможивания товарных партий. Эти товары могут быть размещены на виртуальной «полке» внутри маркетплейса или интернет-магазина, что позволяет покупателям приобретать иностранные товары без необходимости самостоятельного оформления импорта. Самый яркий пример реализации в России в настоящий момент – Ozon Global.

Объём продаж розничного онлайн-импорта сократился с 391 млрд рублей в 2021 году до 313 млрд рублей в 2023 году. Доля продаж в деньгах уменьшилась с 10,03% в 2021 году до 3,96% в 2023 году.
Число кроссбордерных заказов уменьшилось с 309 млн в 2021 году до 174 млн в 2023 году. Доля кроссбордерных заказов в российской онлайн-торговле упала с 18,18% в 2021 году до 3,38% в 2023 году.

Анализ ответов потребителей на вопрос, товары каких категорий они покупали из-за границы, — показывает, что большинство этих категорий – потребительские товары, а не предметы роскоши или что-то экзотическое. При потенциальном изменении порога беспошлинной торговли может пострадать обычный российский потребитель. Товары этих категорий есть в России, но покупателю недостаточно предложенного выбора по ассортименту и цене.

Наиболее популярной категорией товаров, приобретаемых из-за рубежа за последние 6 месяцев, являются:

•    одежда и обувь для взрослых (покупали 42% опрошенных)
•    смартфоны, планшеты, компьютеры, ноутбуки и комплектующие (33%)
•    сумки, ремни и аксессуары (29%)
•    электронику, включая видео, аудио и фототехнику (28%)
•    мелкая бытовая техника для дома и кухни (25%)

Зоотовары за границей заказывали 11% респондентов.

Парадоксально, но маркетплейсы Ozon и Wildberries находятся в тройке лидеров среди площадок, на которых потребители делают заказы с доставкой из-за рубежа. В случае с Ozon мнение покупателей отчасти верно – его площадка Ozon Global второй игрок среди продающих платформ после AliExpress. Третье же место Wildberries говорит не о трансграничных продажах, которые маркетплейс собирается запустить, но пока не запустил, а об уверенности покупателей в том, что этот конкретный китайский товар только что и доставили из Поднебесной. Ещё этот парадокс говорит об огромном потенциале Wildberries, как площадке для кроссбордера – покупатель готов морально к такой схеме покупок через платформу.

Причины выбора зарубежных площадок для шопинга

Доля респондентов, у которых уже был опыт покупок товаров из-за рубежа, но они стали покупать за рубежом реже (37%), значительно выше, чем тех, кто стал покупать чаще (15%). Разница составляет 22 процентных пункта. Это может свидетельствовать о том, что в результате изменений, произошедших после февраля 2022 года, больше людей предпочли сократить количество своих зарубежных покупок.

Основной причиной снижения частоты покупок за рубежом являются сложности с доставкой: 31% отметили время ожидания, скорость получения товаров из России и высокую стоимость доставки. Высокая цена товаров стала причиной редких заказов товаров за границей для 21% респондентов. 17% нашли российские альтернативы зарубежным покупкам. Геополитическая ситуация повлияла на 8% опрошенных и стала причиной редких покупок. 7% столкнулись с тем, что магазины перестали обслуживать клиентов из России. Для 4% не осталось необходимости в зарубежных покупках. Сложности с оплатой стали барьером для совершения заказов для 4% опрошенных покупателей. Снижение доходов привело к уменьшению покупок за границей у 4% респондентов. Недоступность нужных товаров указали 4% опрошенных. Российские товары оказались дешевле для 2%. Некачественные товары отметили как проблему 2%. Боязнь мошенничества уменьшила частоту международных покупок у 2% покупателей. Проблемы с возвратом стали препятствием для покупок за рубежом для 1% респондентов. 8% затруднились указать причину сокращения покупок в других странах.

Исследование включало в себя:

• интервью с экспертами отрасли: представителями служб доставки и мейлфорвардеров, представителями онлайн-ритейлеров с кроссбордерной полкой, с руководителями компаний, которые оказывают услуги таможенного оформления и поиска партнёров в Китае;
• собственные данные Data Insight о рынке онлайн-импорта в Россию;
• открытые данные о рынке B2C онлайн-отправлений в Россию;
• опрос покупателей, который происходил в марте 2024 года;
• собственная оценка DI рынка розничного онлайн-импорта в Россию, включающая оценку по трансграничным продавцам и мейлфорвардерам и оценку объёмов, доставляемых службами доставки; оценка включает заказы «серого импорта».

Источник: Data Insight