В конце января элита мирового зообизнеса традиционно собралась на GlobalPETS Forum, который в этом году прошёл в Праге. 300 владельцев и руководителей компаний из 15 стран мира провели несколько дней за общением, деловыми переговорами и обсуждением актуальных вопросов зооиндустрии: как быть клиентоцентричным, как создать особенный бренд, как заработать больше, когда рост рынка уже не такой стремительный, а покупатели всё более требовательны.
Текст: Юлия Долженкова
Как быть ближе к покупателю?
По мнению Тома Палмаертса, специалиста по наблюдению за трендами и внедрению их в бизнес-процессы и спикера форума, люди скучают по старым добрым временам, когда они чувствовали себя более уверенно и защищённо. Поэтому бренды возвращаются к ретродизайну, например. Ностальгия становится всё более выраженным трендом, но современный мир стремительно меняется, развиваются технологии, поэтому изменения в жизни людей и бизнесов неизбежны. «40% работников вынуждены будут переучиться в ближайшие три года», – цитирует IBM Том Палмаертс и добавляет от себя, что в пятилетней перспективе эта цифра будет не менее 85%.
Как настоящий трендвотчер* Том предложил заглянуть в будущее и выяснить, что будет важно для представителей разных поколений. Ведь успех бизнеса зависит от того, насколько хорошо он понимает своих клиентов. Например, поколению X (люди, родившиеся в период между 1965 и 1979 годами) очень интересны технологии, поэтому такие покупатели больше всего падки на «умные» гаджеты, которые предлагает зооиндустрия: кормушки, фонтанчики, двери с датчиками.
* От англ. trendwatcher – наблюдающий за трендами.

Миллениалам (1980–1994) очень трудно делать выбор, поэтому именно они – прямая целевая аудитория подписок и наборов с товарами, которые за них уже собрали для решения определённых задач. Ассортимент для таких потребителей должен быть тщательно отобран и сокращён до минимума, иначе их мозг плавится, они пугаются и не покупают ничего.

Как удержать ценные кадры?
Для успеха компании необходимо понимать и своих сотрудников, чтобы они эффективно работали и не смотрели «налево».
Любопытный тренд «пенсионеров-бумерангов» подсветил в своём докладе Том Палмаертс. Это и владельцы бизнеса, и сотрудники, которые, отдохнув на пенсии пару лет, решают вернуться к трудовой деятельности. Им скучно сидеть в одиночестве, у них ещё достаточно сил, чтобы работать и приносить пользу, они легко относятся к жизни и уже многое знают про неё, чтобы не суетиться по мелочам. При этом им уже не так отчаянно нужны деньги. Потому они могут привнести в компанию много ценности и быть суперэффективными.

Однако уже 85% рабочих кадров составляют миллениалы (1980–1994) и представители поколения Z (1995–2009). Вторые – самые тревожные (54,5% из них признают это), они постоянно беспокоятся о будущем, им всегда не хватает денег. Умный работодатель будет искать пути, как помочь сотрудникам этого поколения чувствовать себя увереннее, дать им ощущение социальной безопасности, чтобы они перестали волноваться и уделяли больше внимания работе.

HR-эксперты считают, что мы наблюдаем сейчас конец «рабочей моногамии»: всё больше людей ищут дополнительные источники дохода, подработки, работу на выходные.
Как зоомагазинам заработать больше?
По сообщению Майка Дэвидса, аналитика компании NielsenIQ, темпы роста мирового зоорынка серьёзно замедлились. В 2024 году прирост составил лишь до 2,1%. Причина тому – инфляция и падение доходов населения, а также уменьшение количества новых питомцев по сравнению с пандемийным и постпандемийным периодами.
Также, по данным NielsenIQ, в современных экономических условиях всё больше потребителей (36%) склоняются к «покупке любой торговой марки, лишь бы по акции». С января по июнь 2024 года такой подход стал лидирующим среди покупательских стратегий, поднявшись с третьей позиции. Поэтому зоомагазинам ретейл-специалисты предлагают рассмотреть комплексные и «пакетные» акции.
В сфере зооиндустрии могут хорошо сработать и акции на те категории продукции, которые владельцы животных предпочитают приобретать в супермаркетах. Если специализированная розница продаёт, например, паучи по той же стоимости, что в продуктовых магазинах, то «заманив» покупателя интересной ценой, может делать ап-сейл и кросс-сейл на другие категории, скажем, лакомства или наполнители.
Операционный директор крупнейшей розничной сети в Скандинавии и странах Балтии Musti Group Элинор Персдоттер Нильссон поделилась стратегией развития компании.
Одним из ключевых факторов роста бизнеса является омниканальность. «Мы гораздо больше, чем просто магазин для владельцев домашних животных, – объяснила Элинор. – Мы предоставляем услуги груминга, дрессировки, ветеринарную помощь. Musti — это место, где можно приобрести домашнего питомца и на протяжении всей его жизни покупать товары, которые ему нужны на каждой стадии, поэтому мы позиционируем себя как партнёра и эксперта, к которому семья с животным может обратиться в любой момент и по любому поводу. Все товары доступны во всех каналах, в любое время. Благодаря этому комплексу мы формируем лояльность наших клиентов, придавая огромное значение работе с данными».
У Musti 2 млн клиентов, а это миллиарды операций с данными. Эти данные обрабатываются, трансформируются и используются для взаимодействия с покупателями во всех точках присутствия: в социальных сетях, по e-mail и СМС, а также непосредственно в магазинах, где постоянные клиенты получают индивидуальные скидки. Так в Musti работают над увеличением своей доли в кошельках покупателей.
В своей презентации стратегией успешного развития специализированной розницы поделился Душан Плачек, ретейлер с 35-летним опытом. Его сеть SuperZoo стала лидером на зоорынке Чехии и ещё четырёх восточноевропейских стран. Она насчитывает 415 магазинов, 3 тысячи сотрудников и приносит выручку в размере €320 млн. Доля компании на чешском розничном рынке составляет 58%

«Ничего не произойдёт в зообизнесе, пока не продано животное», — эту фразу, произнесённую Робертом Краузе ещё на GPF в 2004 году, Плачек процитировал как главный принцип своего успеха. С детства Душан помогал своему отцу разводить рыбок и поставлять их в зоомагазины, до сих пор семейная компания является крупнейшим разводчиком различных животных. И в магазинах сети SuperZoo большие площади отведены под привлекательную продажу питомцев.

В Чехии, с численностью населения 11 млн человек, работает 201 супермаркет SuperZoo. Покрытие такое, что у каждого жителя страны есть магазин в 15-минутной доступности. Недавно появились четыре пилотных зоомагазина, которые открыты 24/7 – днём они работают в обычном режиме, а ночью – в режиме самообслуживания. Так что максимальная доступность для покупателя – это ещё одна слагаемая успеха Плачека.
Учитывая актуальные тренды развития зоорынка и покупательского поведения, Плачек планирует и дальше сохранять и укреплять лидирующие позиции. Для этого будет необходимо:
- инвестировать около €30 млн, в том числе на расширение сети на 45 магазинов;
- развивать омниканальность, ещё больше диджитализироваться, чтобы эффективно использовать данные о покупателях и их покупках;
- создать собственное мобильное приложение;- развивать портфель эксклюзивных брендов;
- работать в синергии с другими крупными игроками зооретейла в соседних странах.
Где бизнесам искать «новые деньги»?
По убеждению стратегического директора PwC Сэма Фарнфилда, всё больше инвестиционных компаний смотрят в сторону зообизнеса. Их интересуют три основных критерия: устойчивость, адаптивность и гибкость зооиндустрии. Однако, даже несмотря на быстрое развитие онлайн-канала, инвесторы осторожны с вкладыванием денег в исключительно e-com проекты.
Производителям зоотоваров, которые ищут новые рынки, Маттиас Кох из компании Anibene порекомендовал обратить своё внимание на Юго-Восточную Азию, зоорынок которой оценивался в $29 млрд в 2024 году. Драйвером роста во всех странах являются кошки, а также озабоченность здоровьем делает категорию добавок и витаминов одной из самых быстрорастущих.
Азиатский рынок очень неоднородный, однако все страны наращивают количество животных и продажи товаров для них год от года. Поэтому нет одной общей стратегии для развития – в каждом регионе актуальны свои пути. Но точно необходимо обратить внимание на логистику и регуляторные особенности и выбирать сильного дистрибьютора, который знает все местные правила.
Цифры и факты GPF 2025





