Беседовала Татьяна Катасонова, главный редактор медиакомпании «Зооинформ»
Татьяна Катасонова: Добрый день! Сегодня у нас очень интересный собеседник — Андрей Новицкий. Весь зообизнес его знает. Нам интересно поговорить с ним, потому что он является экспертом в разных сегментах рынка. Много лет возглавлял розничную сеть «Заповедник» и развил её до 100 магазинов. После этого Андрей работал топ-менеджером в кормовой компании, и сейчас он исполнительный директор в фирме, продающей ветеринарную фарму. Поэтому вопрос к Андрею: из этих трёх отраслей, в которых ты так хорошо разбираешься, какая является, на твой взгляд, сейчас самой проблемной?
Андрей Новицкий: Наверное, правильнее мне будет говорить про розницу. Всё-таки ей я отдал восемь лет и прошёл вместе с сетью «Заповедник» очень долгий путь. Я вижу сейчас, что рознице действительно становится сложнее работать.
Т. К.: Почему? Что-то изменилось?
А. Н.: Меняется рынок. Хорошо, наверное, большим федеральным, региональным розничным компаниям, которые активно развиваются, выстроили бизнес-процессы, умеют работать с продажами, с портфелем брендов, со своей маржинальностью. Этим фирмам легко. Ну, как легко? Им легче, чем остальным, поэтому они и развиваются. Большинству компаний зоорынка очень сложно. Это и конкуренция, и изменяющаяся система налогообложения. То есть компании с ростом оборотов переходят на уплату НДС. Этот налог сейчас подрастёт и для маленьких компаний.
Т. К.: В каком секторе розничной торговли сейчас самые большие риски? Ты говоришь, крупным компаниям хорошо, они умеют работать. А маленьким фирмам, может быть, тоже нормально, потому что они не попадают под новые законы о налогах. А кому плохо?
А. Н.: У компаний, у которых от 10–15 магазинов и есть желание вырасти, начинается самый сложный период, пока они не достигнут уровня примерно 100 магазинов, когда уже можно делать процессы гораздо большего масштаба, с совершенно другой отдачей. Десятью магазинами управляет, как правило, один предприниматель или члены его семьи. Они очень много работы выполняют сами. Когда сеть доходит до 15–20 магазинов, приходится брать наёмный персонал, увеличивать процессы, растить. Но в то же время ты не зарабатываешь больших денег, нет маржинальности, нет СТМ, многое не отлажено. Легко работать до 20 магазинов и после 100. А период от 20 до 100 магазинов – самый тяжёлый.
Т. К.: Какой ты тут видишь выход? Вернее, даже не выход, а результат того, что сейчас происходит: у нас уменьшится число зоомагазинов или они просто перейдут в другие форматы? Что, по твоему мнению, произойдёт?
А. Н.: Результат, стандартный для любой сферы розницы, – это консолидация. То есть крупные сети — федеральные, региональные — продолжают открывать магазины, которые более эффективны, чем мелкие магазинчики. Последние 10 лет мелкая розница достаточно активно закрывается, продаётся, умирает. Кому из предпринимателей повезло, он свои торговые точки продаёт. Кому не повезло – просто закрываются и уходят с рынка. Поэтому ближайшая тенденция – это консолидация, конкуренция, укрупнение сетей, закрытие мелких магазинов.
Т. К.: Андрей, какой есть выход у магазинов, которые хотят выжить?
А. Н.: Магазинам и маленьким сетям, которые хотят выжить, нужно перестраивать свой бизнес, переводить его на более высокий уровень. Отстраивать бизнес-процессы, начинать управлять своими продажами. То есть делать всё, чтобы повышать свою доходность. Этих мероприятий немало, здесь можно сделать очень многое.