Сегодня среди трендов питания для собак и кошек выделяются здоровые продукты, «естественные» рационы – «как в природе», начинают использовать альтернативные белки и инновационные ингредиенты, в тренде – персонализация и функциональность. А что будет в миске питомцев через несколько десятилетий? «Зооинформ» заглянул в будущее кормов для домашних животных.
Текст: Александр Колчин
Всё как у людей
Уже давно тренды человеческого питания серьёзно влияют на создание кормов для домашних животных.
Гуманизация. Отношение к питомцам как к членам семьи, детям, компаньонам позволяет переносить на них особенности человеческого образа жизни. Самый заметный тренд, который владельцы – сторонники здорового образа жизни транслируют на своих собак и кошек – это приверженность ЗОЖ. Активно проникает в зооиндустрию тренд анти-эйдж, отражая рост интереса владельцев животных к здоровому долголетию и качеству жизни их питомцев. Исследования подтверждают, что диета и отдельные нутриенты существенно влияют на ключевые признаки старения.
В сентябре 2024 года учёные из Удмуртии представили корм с геропротекторами, направленный на замедление старения кошек. Окончательные результаты исследований ещё не опубликованы, однако эта инициатива свидетельствует о растущем интересе к анти-эйдж-продуктам. Можно прогнозировать, что в ближайшие годы спрос на корма с геропротекторами будет расти, и они станут значимым трендом в индустрии зоотоваров.
Веганство и вегетарианство. Многие ветеринарные врачи крайне негативно относятся к этому течению. Но ряд компаний зообизнеса отвечает на запрос выпуском соответствующих «растительных» продуктов.
Беззерновые корма. Одна из версий появления беззерновых кормов для домашних животных связана с безуглеводными диетами, которых стали придерживаться люди в 90-е годы в США. Задачей такого питания было ограничение ингредиентов, вызывающих аллергию, диабет и другие болезни. Тенденция из человеческой диетологии перешла в pet food, но с другой формулой: не отсутствие углеводов, а отсутствие зерновых. Вначале это направление развивалось только в ультрапремиальном сегменте продуктов, но потом оно стало более распространённым.
Суперфуд. Это включение в корм продуктов, которые очень богаты определёнными веществами: в чечевице много омеги-3, в голубике — антиоксидантов и так далее. Натуральный ингредиент в рецепте заменяет синтетические вещества. Ветеринарные диетологи поощряют использование в составе кормов, например, куркумы, гвоздики, тимьяна, моркови, тыквы, малины.
«Как у людей». Люди часто выбирают питание питомцам «на свой вкус». Это привело к появлению маркетинговых предложений в кормах, когда используются названия, явно ориентированные на владельцев: «картофель с мясом», «паштет по-итальянски», «боярское рагу», «стейк по-скандинавски» и т. д.
Какие же тренды в человеческом питании и как могут повлиять на разработку кормов для домашних питомцев в ближайшем будущем?
Органическое или регенеративное?
На рынке зоотоваров есть ряд продуктов, которые позиционируют себя как органические. Вероятно, основная цель — заявить о высоком качестве сырья, которое выращивается или производится по «зелёным» технологиям, не ухудшая экологическую ситуацию. Среди владельцев питомцев есть запрос на экологичность бренда. Например, молодые потребители часто выбирают торговые марки, которые уделяют внимание устойчивому развитию, экологичности производства и рассказывают об этом покупателям.
В исследовании «Еда будущего» эксперты «АгроИнвест Клуба» предполагают, что тренд органического производства сменится. Следующей ступенью будет регенеративное (использует практики, которые минимизируют механическое вмешательство в почву) сельское хозяйство. Принцип «не навреди» заместится на «производя – улучшай». То есть новые технологии не только не будут воздействовать на экологию, но и должны будут улучшать окружающую среду, оздоровлять её.
«Регенеративная еда» — это потребительский тренд. Покупатели всё чаще будут делать сознательный выбор в пользу продуктов, производство которых наполнено инновационными смыслами и отвечает экологически ориентированным ценностям. Следовательно, часть владельцев, вероятно, будет искать корма для домашних животных, которые созданы на ингредиентах регенеративного сельского хозяйства. Значит, сегмент таких продуктов для домашних животных должен появиться.
Съедобная упаковка
Упаковка, которую можно съесть, способствует решению проблемы утилизации отходов, развитию безотходного производства и снижению вреда экологии от её производства. Для создания таких упаковок применяются природные органические вещества: крахмалы, коллаген и желатин, глютен и казеин, пчелиный воск, жирные кислоты.
Съедобная упаковка обеспечивает дополнительные барьерные и антимикробные свойства, продукты в ней останутся свежими в несколько раз дольше. Такую упаковку можно употреблять в пищу вместе с продуктом. Также она может обладать собственным вкусом, который гармонично сочетается со вкусом продукта. На неё можно наносить печать специальными чернилами, пригодными для употребления в пищу.
Этот тренд развивается в сфере питания человека, но создание удобной и перерабатываемой упаковки в зооиндустрии обсуждается давно. Он может получить своё воплощение, например, в упаковке лакомств, которую можно съесть вместе с продуктом без риска для здоровья питомца. Также возможен выпуск кормов для грызунов и кроликов в упаковке из сена.
В 2022 году объём мирового рынка съедобной упаковки оценивался в $620 млн. Ожидается, что к 2032 году этот рынок достигнет $1 млрд, при этом среднегодовой темп роста (CAGR) составит 7,6% в период с 2024 по 2032 год.
Синтетическое мясо
Это настоящее мясо, которое культивируется на основе стволовых клеток. Производство синтетического мяса имеет ряд преимуществ: задействуется на 90% меньше сельхозпространств и объём парниковых газов сокращается на 92%. Важен и этический фактор: не происходит забоя животных.
Впервые синтетическую мясную котлету выпустили в 2013 году. Процесс культивирования занял два года. А ещё через два года в мире было уже четыре стартапа, разрабатывающих мясо в лабораторных условиях. В настоящее время индустрия насчитывает более 150 компаний на шести континентах. В 2019 году Очаковский комбинат пищевых ингредиентов (ОКПИ) изготовил первый в России полуфабрикат из мяса, выращенного в биореакторе.
Одно из препятствий распространению этого инновационного пищевого продукта во всём мире — законодательные запреты на продажу культивированной продукции. Италия и Румыния запретили реализацию культивируемого мяса, по крайней мере, для потребления человеком. Однако в прошлом году чешская Bene Meat Technologies (BMT) стала первой компанией, получившей сертификат ЕС в Европейском регистре кормовых материалов для «лабораторно выращенного мяса», предназначенного для использования в рационах для домашних животных.
В сентябре 2020 года Сингапур стал первой страной, которая на регуляторном уровне разрешила реализацию на своей территории синтетической курятины компании Eat Just из США. В июне 2023 года американские фирмы Upside Foods и Good Meat получили официальное разрешение от федерального Министерства сельского хозяйства США на продажу культивируемой курятины.
Синтетическое мясо уже применяется в кормах для домашних животных. В марте 2024 года британский стартап Cell-cultured meat Company Meatly объявил, что создал первый в мире влажный корм для кошек, содержащий культивированное мясо курицы в качестве основного источника белка. Для разработки рациона Meatly объединилась с другой компанией – производителем кормов для животных Omni. Сеть зоомагазинов Pets at Home, являющаяся одним из инвесторов в Meatly, планирует первой продавать инновационный продукт.
Создание новых вкусов
В человеческом питании специалисты говорят о тренде, когда вместо создания инновационного пищевого продукта с набором уникальных вкусовых опций производитель просто разрабатывает новые вкусы и ароматы для привычных продуктов. Это проще и выгоднее. В этом случае потребительский приоритет смещается с пользы для здоровья на органолептические свойства.
В производстве кормов для домашних животных вкус и запах продукции, пожалуй, самые консервативные элементы. Корма со вкусом и на основе курицы, индейки, говядины, ягнёнка, рыбы и кролика – привычные и понятные для потребителя. В редких случаях в рационах используют мясо диких или экзотических для России животных — кенгуру, крокодила, креветок и других морских обитателей. Но в целом выбор владельцев домашних животных в плане вкусов весьма консервативен.
Запах кормов – и вовсе специфический элемент. То, что аппетитно пахнет для питомцев, не всегда нравится владельцам. Как правило, за запах кормов отвечают ароматические бульоны, произведённые из печени, и он почти всегда одинаковый.
Уже есть значительное количество сухих рационов, сделанных на основе инсектопротеинов — белков их насекомых. Они обладают гипоаллергенными свойствами. Их считают «протеинами будущего». Они не конкурируют с питанием человека, просты в изготовлении и относятся к возобновляемым ресурсам. Вряд ли тут можно говорить о каком-то новом вкусе или запахе – корм домашних для животных «со вкусом сверчка или чёрной львинки» скорее демотиватор для владельца при покупке, чем инновация. Вероятно, здесь нужны специальные исследования.
Производство палатантов, дайджестов, функциональных добавок, влияющих на вкус и запах кормов, сейчас активно развивается в зооиндустрии. Возможно, и в этом сегменте справедливо ожидать инноваций, которые создадут спрос в производстве кормов на новые вкусы и запахи.
«Напечатанные» корма и лакомства
Первые пищевые 3D-принтеры появились в 2015 году. Подобные устройства функционируют по принципу «экструзии» – выдавливание вязкого материала через определённую форму. Получается, что производство сухих кормов для домашних питомцев стало предшественником технологии 3D-печати продуктов питания.
Пищевой 3D-принтер можно считать «конструктором еды». Помимо экономии времени, его использование имеет ряд преимуществ. Например, можно индивидуально подбирать состав, уменьшая или увеличивая количество определённых ингредиентов. Это очень актуально для владельцев животных с определёнными особенностями здоровья или физиологии: для собаки, страдающей от аллергии, можно напечатать лакомство в виде косточки по индивидуальному рецепту, исключив аллергены.
Способ «печати лакомств и кормов для домашних животных» позволяет использовать вместо продуктов животноводства растительные аналоги: «печать» растительного мяса в разы легче, чем производство натурального мяса.
Массовый переход на использование пищевой 3D-печати значительно сократит количество органических и иных отходов, а также финансовые затраты на хранение и транспортировку продуктов. По оценкам экспертов программы «Национальная технологическая инициатива», к 2035 году размер рынка «печати продуктов» может составить $3,5 трлн.
Для отрасли, с одной стороны, это может быть новым ответвлением тренда индивидуализированного питания, с другой – новым сегментом «домашних фабрик». Развитие последнего потребует выпуска пищевых принтеров, наборов с ингредиентами для создания рационов и организации обучения владельцев животных.
Флекситарианство
Это «щадящая» форма вегетарианства, когда в рационе превалирует растительная еда, однако при этом разрешено включать в систему питания мясо, рыбную и молочную продукцию. Вероятно, поклонникам флекситарианства захочется перенести свой образ жизни и на любимых питомцев. Отрасли предстоит переосмыслить «вегетарианский» подход к питанию домашних животных и задуматься над созданием разнообразных рационов, когда в одной линейке будут присутствовать продукты как на растительном, так и на животном белке. Например, зооиндустрия сможет предложить владельцам «флекситарианские» комплексы рационов на неделю или месяц, когда растительные продукты будут сменяться кормами на животных протеинах.
Локальные продукты
Употребление «локальной еды» — рациональный принцип питания, подразумевающий продовольственную автономность. Ещё 200 лет назад принцип был предложен агрономом Андреем Болотовым, который полагал, что каждый человек должен питаться лишь продуктами, произрастающими в территориальной полосе его проживания. «Радиус потребления» сегодня определяется местностью, кухней, обычаями, а также транспортной доступностью (в большинстве случаев 100–150 км).
Из-за сокращения времени на логистику в рамках, например, «городского» фермерства появляется возможность приобрести продовольствие «повышенной свежести», а также полезности. Можно поддержать местного производителя, что формирует более глубокие, качественные связи между ним и покупателями.
В основе концепции «локальной еды» лежат принципы сезонности, натуральности и экологичности. Она подразумевает потребление продуктов, которые растут в данной местности в текущий момент времени.
На принципе «локальности еды» сегодня в зооиндустрии работают почти все производители сырого питания: оно доставляется свежим или замороженным в радиусе не более 100 км от места изготовления. Хотя, конечно же, ингредиенты могут быть не местного происхождения, но логика подсказывает, что в этом случае эффективнее получать сырьё из локальных источников.
Отечественные производители кормов для домашних животных вполне могут рассматривать концепцию «локального питания» и в сегменте промышленных кормов. Уже есть ряд небольших локальных брендов, продажи которых не выходят за границы определённых регионов. Они в целом используют местные сырьевые источники и производственные ресурсы.
«Медленная» еда
Тренд «за медленный образ жизни» (slow life) подразумевает осознанное проживание настоящего момента: неспешное употребление пищи, осмысленные прогулки, поиск баланса между работой и отдыхом. В этом тренде концепция slow food («медленная еда») противопоставляется fast food – пище быстрого приготовления. По сути, slow food — это не инновационный подход к питанию, а возращение к кулинарным и гастрономическим истокам: отказ от стандартизации еды, вкусов и ароматов, потребления фастфуда, осознанное, неспешное и вдумчивое потребление блюд, на приготовление которых требуется время.
В зооиндустрии этот подход может стимулировать разработку уникальных предложений и сервисов. Например, производство готовых кормов , которые необходимо смешивать в домашних условиях из нескольких ингредиентов. Или предложение продуктов, оформленных для подачи питомцам, подобно блюдам в ресторане. Здесь же возможно производство «парных» комплектов еды, когда владелец может приготовить ужин для себя и для любимца из похожих продуктов. Тогда заводам кормов необходимо будет делать коллаборации с предприятиями пищевой промышленности. Вероятно, станут более востребованы специализированные рестораны и кафе, где меню будет рассчитано на человека и его питомца.
***
Многие «фантастические» идеи, которые в человеческой еде называют трендами будущего, уже реализованы в зообизнесе – например, корма из синтетического мяса или альтернативных белков из насекомых. Пока не внедрённые идеи в будущем могут стать началом новых технологий в зооиндустрии, создать новые ниши сегментов зоотоваров. Например, потребление локальных кормов, «медленная еда», использование 3D-технологий – это уже не фантастическое будущее для производства кормов, а просто ещё не реализованные технологии и концепции, которые вот-вот придут на рынок зоотоваров. Владельцы домашних животных продолжат интегрировать свой образ жизни и «человеческие» тренды в питании в ответственное отношение к домашним животным и будут пытаться изменить принципы ухода за ними в лучшую сторону.