Когда «Зооинформ» только начинал работать, нас было трое, и на всех один компьютер. И нам хватало. Информацию мы тогда получали исключительно по телефону. У большинства компаний нашей отрасли не было сайтов: что происходит, какие новые продукты появляются, в каких выставках стоит участвовать – всё это мы узнавали только из разговоров с участниками рынка. И распространяли эти сведения через бумажные издания.
А потом начался постепенный, а затем стремительный приход диджитализации. У каждой уважающей себя компании появились сайты, а затем и каналы в соцсетях. Нам это дало возможность быстро и полно собирать сведения обо всём, что происходит на рынке.
К тому моменту, когда мы поняли, что интернет стал наиболее массовым и актуальным средством распространения информации, у нас было восемь печатных изданий. Сколько их сегодня? Регулярных всего три. Это «Зообизнес в России», «Современная ветеринарная медицина» и каталог компаний «Российский зообизнес». Случаются эпизодические выпуски рекламных журналов для раздачи на выставках кошек и собак. Есть книги из серии «Мегапродажи в зоомагазинах»: «Мастерство продавца» , «Основной ассортимент», «Ветеринарные диеты и препараты», «Экспертность продавца».
Честно говоря, мы думали, что и их время подходит к концу. Ведь интернет даёт скорость, оперативность, доступность. Параллельно с закрытием «бумажных» изданий мы развивали портал, электронные рассылки, соцсети. Здесь происходит постоянное увеличение аудитории, вовлечение всё новых и новых читателей.
Мы не переставали выпускать журналы по той простой причине, что конкретные люди, чьё мнение нам очень важно, просили продолжать. Число подписчиков закрепилось на определённом уровне, и ради них журналы продолжали выходить.
Я не знаю, что происходит в этом мире, но сейчас начали появляться новые подписчики. Интерес к бумажным журналам снова растёт. Многие мне говорят, что именно профессиональные издания, и по бизнесу, и по ветеринарии, удобно иметь под рукой на столе. Конечно, немало сейчас людей, особенно молодых, которые так срослись со своими гаджетами, что воспринимают информацию только с экранов. Но многообразие никто не отменял. Поэтому «похороны бумаги» отменяются.
Вы сейчас читаете этот текст на компьютерах, смартфонах, ноутбуках, планшетах. Всё происходит очень быстро. Утром я публикую текст, а к вечеру уже тысячи прочтений. Но если вы скучаете по запаху бумаги, по перелистыванию страниц, по закладочкам и выделению особо важных моментов – никогда не поздно присоединиться к сообществу наших подписчиков.