Аналитический центр НАФИ провёл исследование, посвящённое практической стороне владения домашними питомцами. Опубликованный отчёт основывается на опросе 1000 человек, проведённом в июне 2023 года. В нём указаны средние ежемесячные траты хозяев на домашних животных, перечислены товары и услуги, приобретаемые для них, факторы, влияющие на выбор отдельных категорий товаров. Кроме того, в нём определены предпочтительные форматы покупки и описываются причины, по которым россияне отказываются заводить питомцев.
По данным НАФИ, доля владельцев домашних животных среди россиян колеблется в диапазоне от 68% до 84%. При этом самыми популярными питомцами являются кошки. Беспородных кошек заводят почти вдвое чаще, чем породистых (43% и 25% соответственно). На втором месте по популярности — собаки, причём доли тех, кто держит беспородных и породистых собак, сопоставимы (21% и 17%). Птиц, рыб, грызунов, рептилий россияне заводят реже (доля не превышает 8%).
Основными причинами отказа от содержания домашних животных стали:
- нехватка времени на уход – 36%;
- отсутствие людей, с которыми можно было бы временно оставить домашнего питомца – 27%;
- негигиеничность (грязь в доме, шерсть и др.) – 18%
- проблемы со здоровьем (аллергия) – 17%
- нет места в доме – 15%
- не позволяют финансы – 12%
- вообще не нравятся животные – 1%.
Более четверти владельцев домашних животных (27%; самая высокая доля по расходам в 2023 году) тратят на их содержание от ₽2000 до 5000 ежемесячно.
В число наиболее востребованных категорий продукции и услуг для животных входят питание (77%), лечение и лекарства (65%), транспортировка (24%). Наименее востребованы услуги дрессировщика, зоопсихолога и передержки (8%).
Также выяснилось, что все важные категории товаров для питомцев россияне предпочитают выбирать в офлайн-магазинах.
За прошлый год 73% хозяев питомцев сталкивались с ситуацией, когда корм привычной марки заметно подорожал. 61% испытывали затруднения с тем, чтобы найти питание нужных брендов, а каждый пятый (20%) отметил полное исчезновение привычного для питомца корма из магазинов.
Опираясь на полученные данные, эксперты НАФИ советуют участникам рынка зоотоваров сосредоточиться на проведении информационно-просветительской кампании для владельцев, чтобы повысить уровень их ответственности за содержание домашних питомцев. В частности, рекомендуется популяризировать важность регулярных ветеринарных осмотров, своевременной вакцинации и организации правильного питания.
При разработке предложения важно учитывать средний уровень трат, на который ориентированы владельцы животных: около ₽2000 в месяц.
Так как офлайн-ретейл является ведущим каналом продаж зоотоваров, компаниям важно обеспечить широкую представленность продукции своего бренда в торговых точках этого типа. Прежде всего это актуально для кормов, лакомств и ветеринарных препаратов.
В дизайне упаковки для кормов важно учитывать подход аудитории к выбору: размещать на упаковке информацию о типе корма, составе, объёме. Эксперты также уверены, что стоит отдельно проанализировать ценовую политику бренда, так как стоимость является одним из ключевых факторов при выборе корма, и рассмотреть возможности её демократизации, усиления акционной активности и развития программ лояльности.
Важно учитывать конъюнктурные особенности текущего периода: в условиях трансформации рынка, ухода или подорожания брендов кормов аудитория готова рассмотреть варианты смены текущей марки. Это можно использовать для развития нового предложения, вывода новых брендов рационов для животных.
Ознакомиться с полным текстом исследования.
Источник: НАФИ