Онлайн-продажи ветпрепаратов поштучно — блистерами и отдельными дозами — растут в России

Онлайн-продажи ветпрепаратов поштучно растут в России
Фото: Freepik

Специалисты из компании RNC Pharma зафиксировали в 2024 году значительный рост продаж ветпрепаратов через онлайн-канал, включая те, что реализуются с нарушением целостности потребительской упаковки.

Общий объём розничного рынка ветеринарных препаратов за первые девять месяцев текущего года составил ₽32,6 млрд, увеличившись на 14,6% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Всего было реализовано 191,9 млн минимальных единиц дозирования (МЕД), что на 8,9% больше, чем в предыдущем году. Продажи в интернете увеличились на 60,4% в денежном выражении и на 38% в натуральных единицах, в то время как показатели в офлайн-канале выросли скромнее — на 6,2% в денежном выражении и на 4,6% в натуральных единицах.

Отмечается, что на ветеринарном рынке нередко практикуется продажа ветпрепаратов с нарушением целостности упаковки, когда лекарства реализуются отдельными блистерами или минимальными дозами (ампулы, таблетки и т. п.). Доля таких дробных упаковок за анализируемый период составляет 13,6% от общего объёма рынка в натуральном выражении. Несмотря на общее снижение доли дробных продаж, в интернет-канале их доля выросла до 3,6%, что на 1,7 п.п. выше показателей прошлого года, тогда как в офлайн-канале она снизилась с 17,3% до 15,5%.

Наиболее часто дроблению подвергаются упаковки средств для вакцинопрофилактики, инсектоакарицидные и антигельминтные препараты, на которые приходится более 53% всех дробных продаж. Общие расходы на эти три категории превысили ₽5 млрд, что составляет 75% затрат на дробные упаковки. Часто дробятся упаковки препаратов, официальные поставки которых были приостановлены, и это приводит к увеличению серого рынка.

Лидерами среди ветпрепаратов, продаваемых с нарушением целостности упаковки, являются инсектоакарицидный препарат «Симпарика» от компании «Зоэтис» (США), а также вакцины «Биокан» и «Биофел» (Чехия) и «Мультикан» (Россия). Всего в этом сегменте представлено более 400 торговых марок.

Однако, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 мая 2024 года №675, обязательная маркировка лекарственных препаратов для ветеринарного применения распространяется на потребительскую (вторичную) упаковку, а при её отсутствии — на первичную. Таким образом, продажа лекарств с нарушением целостности упаковки или отдельных доз незаконна, поскольку противоречит требованиям маркировки и прослеживаемости, что может привести к административной ответственности продавца.

В итоге юридические ограничения, касающиеся продажи дробных упаковок на ветеринарном рынке, вынуждают потребителей приобретать целые упаковки лекарств для животных вместо отдельных доз. Как считают аналитики, для некоторых покупателей это может привести к повышению стоимости лечения питомцев, либо они будут искать более доступные альтернативы.

 Источник: RNC Pharma

Читайте также

Мы знаем, что для вас важно получать актуальную информацию в удобном для вас виде и формате. Не забудьте подписаться на удобные для вас каналы Zooinform.ru