Представители бизнеса выразили обеспокоенность по поводу введения нового неналогового платежа. «ОПОРА России» направила соответствующее письмо премьер-министру Михаилу Мишустину. В документе, подписанном президентом организации Александром Калининым, говорится, что оборотный сбор в размере 3% от доходов компаний, занимающихся распространением интернет-рекламы, может создать серьёзные финансовые и административные риски для малого и среднего бизнеса (МСП). Организация предупреждает, что такой сбор вызовет цепную реакцию: рост расходов МСП на рекламу приведёт к удорожанию товаров и услуг на всех уровнях — от онлайн-платформ до конечных потребителей. При этом такой платеж не соответствует требованиям Конституции и Налогового кодекса, поскольку будет использоваться для поддержки других отраслей.
Введение нового налога на интернет-рекламу было прописано в проекте бюджета на 2025–2027 годы. Эти дополнительные поступления планируется направить на мероприятия в рамках национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», запланированного на период с 2025 по 2030 год. Предполагалось, что на реализацию нацпроекта потребуется ₽1,5 трлн. Однако, как заявил зампредседателя правительства Дмитрий Григоренко на Восточном экономическом форуме в сентябре 2024 года, бюджет увеличен до ₽2,3 трлн. Более 50% этой суммы предстоит привлечь из внебюджетных источников, одним из которых могут стать доходы рекламной отрасли.
Это не первая попытка законодателей «урегулировать» рекламный рынок. Весной 2022 года депутат из ЕР Артём Кирьянов представил законопроект о едином операторе цифровой рекламы.
По замыслу парламентария, единый оператор смог бы устанавливать цифровые рекламные конструкции на всех ключевых локациях в каждом субъекте федерации и ставить монопольно высокую цену за размещение объявления. Это привело бы к ликвидации 90% федеральных и локальных участников рынка наружной рекламы, работу могли потерять около 150 тысяч высококвалифицированных специалистов. Более того, в случае принятия законопроекта единый оператор смог бы взять без торгов на 30 лет все лучшие рекламные места во всех городах, а также – на транспорте (как снаружи, так и внутри), на вокзалах, в аэропортах и т. д.
При этом, по словам автора документа, проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О рекламе”» был разработан «в целях обеспечения равных условий распространения цифровой рекламы, нивелирования последствий ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств и их объединений и защиты национальных интересов» государства. При этом разработчик документа не смог привести ни одного примера взлома цифровых рекламных конструкций или публикации запрещённых сведений через объявления.
Инициатива также затрагивала отрасль, ранее не подпадавшую под регулирование законодательства о рекламе – размещение объявлений частных лиц в интернете (деятельность классифайдов). Авторы проекта планировали полностью перераспределить этот рынок в пользу создаваемого единого оператора, уничтожая существующие предприятия в этой сфере. После первого чтения в парламенте статьи о классифайдах решено было убрать.
Также критики проекта обратили внимание, что «единый оператор» был фактически выведен из-под действия различных стандартов: безопасности, использования памятников архитектуры и культурно-исторического наследия.
Проект подвергся критике со стороны практически всех заинтересованных сторон, и в первую очередь — Федеральной антимонопольной службы. Кроме ФАС и профильных ведомств, против проекта выступили «ОПОРА России» и другие организации. АНО «Цифровая экономика» обратилась в Госдуму с письмом, в котором говорилось, что создание единого оператора цифровых рекламных конструкций выходит за рамки предмета правового регулирования закона о рекламе, создаёт риски организации монополии и распространения недостоверной информации в интернете с нарушением законодательства.
Письма с аналогичной позицией также направили «Яндекс», «Сбер», фонд «Сколково» и «Авито».
Законопроект, принятый в первом чтении, осенью 2022 годы был полностью отклонён.
Источник: Форбс и «Зооинформ»
Фото: Natee Meepian / AdobeStock