Отгремел сентябрь, кульминационной точкой которого стала выставка «ПаркЗоо». Начался относительно спокойный октябрь, в котором я вижу только несколько ветеринарных мероприятий регионального уровня. Казалось бы, можно вздохнуть и проанализировать ситуацию в зообизнесе, но понимаешь, что покой нам только снится. Началась маркировка.
Честно говоря, только посетив на выставке круглый стол, посвящённый внедрению маркировки кормов и ветпрепаратов, я осознала, насколько же отрасль не готова к нововведению. Понятно, что уже никуда не деться, но дали хотя бы побольше времени!
Никогда раньше я не слышала от наших предпринимателей такой негативной оценки происходящего – а речь здесь не только о маркировке, но и о новом налогообложении, которое ожидает нас в следующем году. Некоторые компании перестают видеть себя в будущем. Им всё кажется настолько сложным, что проще закрыть бизнес. Особенно много об этом мне говорили представители средней розницы. Но и некрупным оптовым фирмам не слишком уютно.
Как всегда, поиск новых путей сильно отстаёт от изменяющихся правил рынка. Кто в этом виноват? Мне кажется, многие. И регуляторы, которые совершенно искажённо видят и сами проблемы, и за какие сроки с ними можно справиться. И компании, которые ждут, что кто-то найдёт решения и с ними поделятся уже готовыми технологиями. Поэтому снимаю шляпу перед участниками круглого стола: они рассказали, как они бьются над проблемами и как пытаются их преодолеть — чаще самостоятельно, чем с помощью структур, которые должны помогать.
Отрасль уже прошла историю с «Меркурием», научилась с ним работать. Надеюсь, и маркировка когда-нибудь станет привычной. Да и к налогообложению приспособимся. Досадно только, что, как показала практика, все подобные процессы обязательно приводят к повышению цен на продукцию. Но, кажется, и к этому наши покупатели уже привыкли.