«РОМИР» опубликовал исследование «Динамика потребления в России: ключевые показатели, тренды и изменения». В нём содержатся проанализированные данные о потребительском поведении 40 тысяч россиян, проживающих в 240 городах России и совершающих около 600 тысяч покупок в неделю.
Согласно отчёту, потребительская уверенность значительно выросла относительно прошлой волны и достигла максимального значения за 2024 год (+14 п.п.). Уровень стресса постепенно снижается, но почти 40% опрошенных чувствуют его воздействие.
Интересно, что общение с животными входит в пятёрку наиболее популярных способов справиться со стрессом: во II квартале 2023 года к нему прибегали 27% респондентов, а в том же периоде 2024 года — 28%. Среди женщин такое времяпрепровождение занимает пятое место в списке наиболее действенных (им пользуются 27% опрошенных), среди мужчин питомцы на четвёртом месте — они помогают 31%. Помимо четвероногих любимцев, справляться со стрессом помогают прогулки, общение с друзьями и семьёй и вкусная еда.
Способы борьбы со стрессом (%)
Кроме того, товары для животных вошли в десятку товаров, отказаться от приобретения которых потребители не готовы. В этой группе также продукты, лекарства, средства личной гигиены, фрукты, непродовольственные товары, обувь, одежда и кофе.
Аналитики отмечают, что покупатели нередко меняют свои предпочтения. Фактор обмена между игроками розничной торговли – ключевой, он влияет на динамику выручки торговой сети. Сюда входят домохозяйства, у которых общий уровень потребления FMCG не изменился (или изменился незначительно), а изменения в объемах исследуемой сети произошли за счет других сетей.
Самыми быстрорастущими каналами в РОМИР считают магазины у дома и E-commerce. В ходе обмена большинство ключевых игроков приобретают в денежном выражении (отмечено зеленым цветом).
Обмен в конкурентном окружении на уровне FMCG
Источник: РОМИР