В 2024 году на рынке кормов для домашних животных в России продолжат развиваться отечественные бренды. Сегмент физиологических рационов за 2022–2023 годы основательно пополнился российскими торговыми марками, на очереди – функциональные продукты и ветеринарные диеты. Идёт трансформация продаж в каналах. Какие из них дадут зообизнесу дополнительные шансы на развитие, на какие заводы делать ставку зооретейлу и что останется из импортных брендов кормов для животных на полке — разберёмся, используя данные из разных источников, которые есть в распоряжении «Зооинформа».
Текст: Александр Колчин
Ветеринарные диеты. Ввоз и производство
На российском рынке ветеринарных кормов до недавнего времени доминировали продукты международных компаний Hill’s, Royal Canin и Purina. Помимо них, ветеринарные линейки предлагали и другие производители, среди которых наиболее крупными были Monge и Farmina.
События 2022 года привели к изменениям на рынке кормов для кошек и собак: границы России для многих брендов по разным причинам закрылись. Royal Canin прекратил поставки продуктов с зарубежных заводов компании, в дефиците оказались влажные ветеринарные диеты и нишевые продукты типа Anallergenic. Purina и Hill’s поставки обычных и ветеринарных рационов продолжили.
В марте 2023 года Россельхознадзор (РСХН) остановил ввоз продукции с ряда заводов Италии и Франции, в том числе бренда Monge. В августе 2023 года ведомство приостановило поставки рационов с нидерландской фабрики Hill’s из-за несоответствия заявленному составу. В феврале 2024 года поставлен на паузу ввоз кормов для животных с итальянского предприятия Hill’s из-за поставок «некачественной продукции». Под запрет также попали сухие корма, в том числе и диеты, компании Farmina из-за обнаружения в них якобы увеличенной дозы мышьяка. Закрыли импорт в Россию с предприятий Италии и Франции, где Purina выпускала диетические рационы.
Таким образом, на сегодняшний день приостановлены поставки в Россию всех основных линеек ветеринарных кормов.
Какие перспективы у импорта ветеринарных диет в Россию? Ожидать открытия не приходится. Более вероятен вариант с переносом производства на другие фабрики компаний в незакрытых странах или на заводы-изготовители частных торговых марок. Подобные прецеденты уже существуют.
Локализация производства продукции – тоже проторенный путь для производителей. Например, Royal Canin удалось локализовать изготовление почти всех основных сухих диетических рационов, и идёт планомерная работа по запуску в России производства влажных диет в паучах.
У Purina в России есть производство, так что теоретически они имеют возможность производить и ветеринарные диеты.
У Hill’s такая возможность отсутствует. Собственного завода в России у бренда нет, а имеющиеся в стране производственные мощности для выпуска продукции суперпремиум-класса загружены. Как вариант – Hill’s может купить в России (в СНГ, дружественных странах) предприятие по производству премиальных кормов для животных и приспособить его к выпуску своей продукции. Но дело рискованное – в России мало кто готов «продаться» в период роста спроса на отечественные корма, а дружественность стран – понятие относительное. Да и процесс покупки и настройки производства займёт не менее года. Как бы то ни было, потеря для российского рынка кормов бренда Hill’s ничем хорошим не обернётся.
Некоторые российские компании начали или намерены запускать отечественные ветеринарные диеты. По мнению специалистов, такое производство требует стабильности как в сырье, так и в технологии, что в России пока встречается нечасто.
Ведущие технологи по разработке рационов для домашних животных подчёркивают, что для изготовления этой категории кормов у предприятия помимо качественного сырья должна быть научная база, исследования формул рациона, квалифицированный персонал на заводе. Кроме того, производство должно отвечать определённым стандартам качества. При всем этом на круглом столе по проблемам выпуска ветеринарных рационов, который прошёл на ММВК, отметили, что подготовка к выпуску таких продуктов займёт не меньше пяти лет.
Тем не менее, на рынке уже есть продукты, на которых в будущем могут быть построены ветеринарные линейки. Например, бренд Organix в 2023 году разработал вместе с технологом Ольгой Левцовой гипоаллергенные корма для животных, рационы для поддержания пищеварительной системы, печени, почек, профилактики мочекаменной болезни. «Мираторг» выпустил линейку кормов «Мираторг Expert» и активно пытается подружиться с ветеринарным сообществом. На подходе ветеринарные диеты крупного производителя, который ждёт окончания научных тестов, чтобы начать массовый выпуск.
На последнем ММВК некоторые компании представили свои разработки ветеринарных продуктов – например, лечебные линейки на основе свинины. Кто-то решил ввозить ветеринарные диеты аж из Латинской Америки. В кулуарах ММВК обсуждали новость о том, что крупный российский бренд, недавно появившийся на рынке, также разрабатывает концепцию для своей линейки ветеринарных кормов для животных и выпустит её примерно через год-полтора.
Ветеринарные продукты уже есть или будут в ближайшее время, но насколько эти диеты окажутся «рабочими» и смогут ли заместить признанные продукты в терапии? На эти вопросы должно ответить сообщество ветеринарных врачей, которое не торопятся проявлять лояльность к новым брендам ветдиет.
Новые возможности для продажи кормов для собак
Поставки кормов для служебных собак в государственные структуры (МО, МВД, МЧС, УФСИН, ФТС и прочие) по тендерам для крупных компаний были очень выгодным и привлекательным каналом сбыта. Однако для средних фирм зообизнеса, не говоря уже о мелких, некоторые требования, например, бесперебойность поставок продукции, большие отсрочки, серьёзные гарантированные объёмы партий, низкая цена закупки, определённый состав продукции, были препятствием для участия в торгах. После систематического введения Россельхознадзором ограничений на импорт практически все зарубежные бренды были исключены из тендеров. Заключать контракты стало рискованно, поскольку поставки могут быть внезапно прекращены в любой момент. Поэтому государственные тендеры чаще выигрывали производители кормов для животных – международные компании, у которых был ещё и весомый финансовый ресурс.
Сегодня многое изменилось. Иностранные фирмы из этого канала поставок предпочли уйти. Ниша освободилась, и «силовики» ждут претендентов. По сути – для российского зообизнеса открылись новые и очень солидные возможности. Оценить объём поставок в силовые ведомства нельзя из-за закрытости информации, но известно, что суммы исчисляются десятками миллионов. Компании зооиндустрии, которые используют эти возможности, укрепят своё положение на рынке и увеличат продажи кормов за счёт государственных контрактов.
Производственные мощности
По данным SoyaNews, в 2023 году в России было выпущено 1,374 млн тонн кормов для непродуктивных животных, в 2022 году – 1,369 млн тонн.
По данным компании «Агроэкспорт», которая также анализирует данные Росстата, кормов для собак и кошек в 2022 году выпущено 1,38 млн тонн, а в 2023 году – 1,36 млн тонн, что на 1,7% ниже уровня 2022 года. В 2023 году основную долю в структуре производства кормов для домашних животных России занимали сухие корма, обеспечившие 53,1% от общего объёма производства (721,2 тысячи тонн). Доля влажного корма в общем объёме производства кормов для кошек и собак составила 46,9% (637,6 тысячи тонн).
Основной вклад в сокращение показателя в 2023 году внесло снижение объёма производства сухих кормов для животных на 2,7% (–19,7 тысячи тонн), тогда как выпуск влажного корма уменьшился только на 0,6% (–4,2 тысячи тонн).
Основными факторами, оказавшими негативное влияние на динамику производства кормов для кошек и собак в России в 2023 году, по мнению аналитиков «Агроэкспорта», стали рост стоимости и сложность приобретения импортного оборудования, упаковочных материалов, а также отдельных ингредиентов для производства премиальных кормов (витамины, растительные белки и аминокислоты и др.).
Согласно отчёту компании Alltech, в 2023 году глобальное производство составило 34,96 млн тонн, при этом годовой рост был 0,74%. Европа единственная продемонстрировала снижение выпуска кормов для животных: в прошлом году было произведено 10,97 млн тонн, и это почти на 3% меньше, чем в 2022 году. Северная Америка показала рост на 1,21%, а самая высокая динамика изменений в изготовлении рационов в регионе Океания (Австралия и прочие близлежащие страны) – 7,57% и Латинской Америке – 3,85%.
Производство кормов в России в 2024 году, скорее всего, вырастет не менее чем на 100 тысяч тонн за счёт введения новых мощностей и увеличения выпуска на уже работающих предприятиях. Завод по изготовлению сухих рационов для кошек и собак запустила ГК «Талина» – крупный российский производитель мясной продукции. В перспективе – это 50 тысяч тонн кормов в год. Сырьевая база у концерна своя.
Запущен производственный комплекс компании «Петэксперт» в Липецкой области по производству сухих кормов. Его мощность сегодня около 20 тысяч тонн продукции в год. Идёт тестовая работа по запуску собственных брендов компании. Завод планирует сотрудничать по контрактам и ждёт владельцев собственных торговых марок (СТМ). К 2027 году производство вырастет до 80 тысяч тонн сухих и 40 тысяч тонн влажных кормов в год.
Также в Липецкой области начал работать завод компании «Биотех» по выпуску сухих кормов для кошек и собак. Его производственная мощность оценена примерно в 20 тысяч тонн в год.
Наращивает объёмы флагман российского производства – LIMKORM. Мощность завода в Губкине с открытием второй линии возрастёт до 90 тысячи тонн в год. Компания создаёт свой «кормовой» кластер – уже есть завод по изготовлению мясо-костной муки, экспериментальное производство инсектопротеинов, биодобавок, и в ближайших планах – запуск завода вкусовых добавок для изготовления рационов.
В 2024 году следует ожидать увеличения производства кормов для животных от «Мираторга». Вторую очередь завода строит FAVA, но запустят они её только в 2025 году.
В конце 2023 года АО «Лемниската», которое принадлежит вьетнамской компании «Вьет-Нга», стало производителем влажных кормов в Тамбовской области. Пока на заводе изготавливаются только два бренда для кошек в паучах. В 2024 году запланирована установка линии по производству сухих рационов для кошек и собак, что даст рынку дополнительно примерно 10–20 тысяч тонн кормов.
В Липецкой области началось строительство завода ООО «РашнПетФуд», стоимость которого оценивается в ₽2 млрд. Он разместится на площади в 6 тысяч кв. м.
У международных компаний запрет на инвестиции, поэтому Nestle официально отказалась от строительства фабрики по изготовлению кормов на территории промышленно-логистического парка «Южный» под Новосибирском. Не расширяет и не модернизирует производство Mars. Однако, по данным «Зооинформа», некоторые международные компании всё-таки думают о запуске дополнительных мощностей на территории России. Пока это только проекты.
Увеличение мощностей не может не отражаться на рынке сырья. Особенно для производства продуктов премиального и суперпремиального класса. Тренды в сегменте сырья для производства кормов для животных следуют за трендами в самих кормах. Эксперты отрасли отмечают, что всё больше производителей заявляют суперпремиальные рецептуры, холистики и корма с большим содержанием мяса. Для производства этих кормов становятся востребованными высококачественные источники мясного белка. В этом направлении в сегменте сырья специалисты ожидают ощутимый рост предложения. Специалисты также говорят о конкуренции между производственными площадками за качественную муку и другие ингредиенты. Вероятнее всего, в 2024 году ситуация с доступностью сырья обострится.
Продолжают усиливаться сложности с импортными поставками сырья, в том числе из-за ограничений, вводимых со стороны Россельхознадзора. Поэтому безусловный приоритет в сегменте сырья отдаётся и будет отдаваться отечественным производителям: вероятно, доля отечественного сырья в составе кормов продолжит свой рост.
Ввоз кормов для животных
В Россию разрешены поставки кормов для животных с 13 предприятий Германии, пяти заводов Нидерландов, трёх фабрик Испании, четырёх производств Великобритании, двух заводов Бельгии, трёх предприятий Италии и одного из Франции. Импорт рационов в 2023 году, по данным РСХН, составил 80 тысяч тонн, почти на 30% меньше, чем в 2022 году. Отечественные корма, как утверждает ведомство, занимают уже 98% рынка в России.
По данным «Агроэкспорта», в структуре потребления кормов для кошек и собак России основная часть приходится на продукцию отечественного производства. При этом объёмы импорта снизились за последние два года: на 28,9% в 2022 году и на 29,9% в 2023 году.
Активно открываются новые направления поставок: Турция, Китай, Латинская Америка. Тем не менее, вряд ли они станут приоритетными в ввозе кормов для непродуктивных животных. Например, стоимость и время доставки из Аргентины или Бразилии весьма значительны. Для создания запасов продукта импортёру придётся «заморозить» немалые деньги из бюджета, а также выделить средства на маркетинг – новые бренды нужно раскручивать. Поставки из Китая в центральную Россию идут, в основном, через железнодорожный хаб во Владивостоке. Доставка контейнера в Москву сегодня обходится от ₽400 тысяч. Всё это делает конечный продукт очень дорогим и недоступным для многих владельцев животных.
Ближе всех – Турция, и там крупное производство кормов для кошек и собак с хорошей сырьевой базой. Всё будет зависеть в том числе и от политической конъюнктуры: отношения России и Турции лихорадит, и как это отразится на экономических отношениях, предсказать трудно.
Вряд ли 2024 год удивит отрасль какими-то серьёзными изменениями в ввозе кормов для домашних животных. Крупные бренды, влияющие на рынок, закрыты и в ближайшее время, скорее всего, не вернутся. Единичные открытые производства, наверное, продолжат поставки, но объёмы будут крайне малы. Ввоз кормов в Россию находится на минимальном уровне за всю историю и, скорее всего, уменьшится примерно до 40–50 тысяч тонн.
***
2024 год станет для отрасли очередным годом, когда компании могут реализовать новые возможности. Численность питомцев растёт (читайте об этом в статье о всероссийской переписи питомцев), ввоз рационов сокращается, а внутренний рынок требует всё больше продуктов и новых идей для развития отечественных кормовых брендов. Вероятно, основные усилия компаний-производителей сосредоточатся на выпуске качественных продуктов премиального класса и повышении их доступности. Серьёзный фокус рынка — изготовление ветеринарных диет, масштабная работа с ветеринарными врачами и владельцами питомцев. Без последнего – успех на рынке новых ветеринарных продуктов вряд ли будет возможен.