Рынок кормов

Рынок кормов в марте: акцизы и упрощение маркировки

Депутаты Госдумы предложили ввести акцизы на корма для животных, Минпромторг хочет упростить маркировку развесных рационов, а доля отечественных кормов для домашних питомцев в России выросла до 50%. Эти и другие новости рынка кормов — в дайджесте «Зооинформа».

Текст: Ксения Кучерявых

Законодательство, импорт и экспорт

В Госдуме предложили ввести акциз на корма для животных. В планах обязать производителей и импортёров платить по ₽1 с каждого проданного килограмма продукции. Вырученные средства направят на уход и лечение бездомных кошек и собак. Если закон одобрят, новые правила начнут действовать с 1 января 2026 года. Решение по законопроекту, разработанному партией ЛДПР, будет принято в весеннюю сессию.

Представители Минпромторга оценили первые результаты маркировки кормов для животных и подготовили поправки к правилам. Они предложили исключить рационы, реализуемые на развес, из перечня продукции, на которую распространяются требования маркировки. Постановление вступит в силу 1 сентября текущего года.

Поставки кормов для животных Farmina в Россию возобновились. В начале 2024 года импорт продукции с сербского предприятия компании временно остановили. В конце года Россельхознадзор снял все ограничения, поэтому в ближайшее время корма Farmina появятся в российских магазинах.

Производитель питания для домашних питомцев «ПроРацион» из Новосибирска вступил в Национальную ассоциацию зооиндустрии (НАЗ). Кроме того, один из крупнейших дистрибьюторов сибирского региона «Лукас-Н» стал ассоциированным членом НАЗ. Также в организацию вошла аптечная ассоциация «СоюзФарма». Теперь в НАЗ входят 37 компаний отрасли.

Участники выставки «Лучшие собаки России» составили рейтинг кормов. Большинство проголосовавших предпочитают кормить питомцев натуральным рационом, второе и третье место в рейтинге заняли бренды Royal Canin и Award.

Статистика рынка кормов

Объём производства рационов для животных в России увеличился на 12,9% в 2024 году. По данным SoyaNews, больше всего кормов изготовили в ноябре – в этом месяце было выпущено 142,7 тысячи тонн продукции. Выпуск кормовых добавок в прошлом году вырос более чем в три раза. Всего за 2024 год в России изготовили 1,6 млн тонн этой продукции.

Доля рационов отечественного производства на российском рынке достигла 50%. Об этом сообщила советник руководителя Россельхознадзора Елена Цветкова на круглом столе по проблемам производства питания для животных. 86% российской кормовой продукции изготавливают заводы Московской и Калужской областей и Новосибирска.

Цены на премиальные корма в России выросли на 8–9% с начала 2025 года. По прогнозам доцента кафедры статистики РЭУ имени Плеханова Ольги Лебединской, к концу года стоимость рационов премиум- и суперпремиум-сегментов может увеличиться на 20%. Значительнее всего могут подорожать влажные корма из-за старта обязательной маркировки с 1 марта.

Что делать, если не платят по договорам, и как взыскать долг? Евгений Соловьёв, эксперт по дебиторской задолженности, сокративший время возврата долгов в 4 раза, обучит системному управлению дебиторкой*. На тренинге мы освоим проверенные инструменты для самостоятельного взыскания долгов, и спикер даст всем желающим персональные рекомендации для снижения финансовых рисков в зообизнесе.
* Реклама. ООО «ИИЦ «Зооинформ»

Продажи питания для животных в России выросли на 7% в феврале по сравнению с прошлым годом. Как сообщили аналитики «ЮKassы» и «Чек Индекса», в период с 1 по 15 февраля 2025 года средний чек на корма составил ₽858. Это на 12% больше, чем в прошлом году. Всего оборот в категории зоотоваров увеличился на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.

Новинки на рынке кормов

Лакомства для кошек Triol SNACK BAR появились на российском рынке. В линейке представлено четыре формата (паштет, крем, роллы, хрустящие подушечки) и шесть вкусов (курица, кролик, лосось, тунец, макрель, креветка). Угощение подходит для взрослых животных и котят старше трёх месяцев.

АО «ГАТЧИНСКИЙ ККЗ» выпустил новые диетические корма для кошек «НМ Академия». Рационы предназначены для растворения струвитных камней у кошек, в линейке представлены влажные и сухие диеты. Эффективность кормов подтвердили в Санкт-Петербургском госуниверситете ветеринарной медицины.

«Мираторг» представил новую линейку влажных кормов для кошек и собак Extra Meat. Компания разработала консервы из говядины с печенью и рисом для собак и рационы с курицей, говядиной, индейкой и лососем для кошек.

Один из факторов, гарантирующих успешные продажи — это запоминающееся имя бренда. 15 мая эксперт по неймингу Константин Садаков расскажет, как придумать и защитить название своего бренда*. Участники научатся создавать юридически защищённые названия, которые будут выделяться среди остальных и вызывать эмоции у покупателей. Результатом вебинара станет готовый технический бриф и собственный бренд-нейм.
* Реклама. ООО «ИИЦ «Зооинформ» erid: 2W5zFK4drgx

Рынок кормов за рубежом

Мировой рынок кормов для животных увеличится до $146 млрд к 2030 году. Как говорится в исследовании Bloomberg Intelligence, среднегодовой темп роста продаж рационов в ближайшие пять лет составит 5%. По итогам 2025 года рынок питания для животных покажет динамику роста в 7%. При этом рационы для домашних питомцев будут оставаться основным драйвером увеличения мирового рынка зоотоваров.

Продажи сублимированных кормов для животных во всём мире вырастут до $4,3 млрд к 2033 году. По данным Spherical Insights & Consulting, рынок этой продукции будет увеличиваться на 5,3% ежегодно. Сублимированные рационы представляют собой замороженные продукты, из которых в вакууме удаляют воду. Такой способ позволяет сохранить максимальное количество питательных веществ, вкусовые качества и текстуру.

Исследовательская компания Reviews.ai проанализировала мировой онлайн-рынок сухих рационов для животных. Специалисты оценили отзывы потребителей и разделили бренды на группы в зависимости от отношения к ним клиентов: лидеры, нишевые бренды, торговые марки в зоне риска и аутсайдеры. Лидерами стали марки Purina, Hill’s, Iams, Nutro, Royal Canin и Rachel Ray Nutrish, а аутсайдерами названы Zignature, Diamond Naturals, Cesar, Canidae и Wagg.

В США объёмы продаж функциональных лакомств достигнут $16,3 млрд к 2029 году. Среднегодовой темп роста составит 9,5%. По данным прогнозов, в Европе рынок этих угощений увеличится до $12,4 млрд к 2029 году. Ежегодно продажи функциональных лакомств в европейских странах будут расти на 8,4%.

В США владелец погибшей от птичьего гриппа кошки судится с производителем питания для животных. Житель Портленда подал иск против Wild Coast Pet Foods, так как питомец умер после употребления рационов из курицы, произведённых этой фирмой. Он требует возмещения стоимости корма и затрат на лечение кошки.

Разработчик кормовых добавок Selko Feed Additives представил отчёт о микотоксинах в кормах. Эти вещества вырабатываются плесневыми грибами и могут быть опасными для животных. Авторы отчёта считают, что с проблемой можно справиться с помощью правильного хранения и обработки рационов.

Mars Petcare и EIT Food провели конкурс для поддержки экологических инноваций в производстве кормов. Победителями стали компании BioscienZ и CREMER Sustainable Nutrition. Первая фирма будет исследовать возможность применения ферментативно преобразованного волокнистого сырья для кормов. Второй победитель работает над процессом, который улучшает усвояемость и вкус растительных волокон, которые можно использовать в качестве ингредиентов в кормах для животных.

В Евросоюзе второй производитель «искусственного» мяса для кормов получил разрешение на продажу продукции. Австрийская компания BioCraft Pet Nutrition может использовать выращенную в лаборатории «мышатину» в изготовлении питания для животных. Искусственный ингредиент по питательности сопоставим с традиционным мясом. В прошлом году разрешение на использование культивированной курятины в производстве рационов получила британская компания Meatly.

Польская компания Proteine Resources выпустила аналог говядины, который можно использовать в производстве кормов. Разработанный фирмой продукт содержит 70% белка в сухом виде, а также аминокислоты и витамины. Основой для производства ингредиента являются мучные черви.

Рынок рационов для домашних питомцев в Китае увеличится до $8,8 млрд к 2030 году при ежегодном росте в 8%. Причинами станут увеличение числа домашних питомцев и расходов на них.

Количество брендов кормов для животных в Китае выросло втрое за последние пять лет. В настоящее время в стране работает почти 400 компаний, а годовое производство стало больше на 50%. К 2028 году доля китайских рационов на мировом рынке может увеличиться с 7,6% до 11%.

Благотворительность

Акцию по сбору кормов для бездомных животных провёл маркетплейс Ozon. На специальной витрине были представлены различные рационы, в том числе специализированные корма для животных с особенностями здоровья. Покупатели приобретали продукцию, после чего её доставляли в офисы фонда «Котодетки».

Производитель кормов «Мираторг» направил ₽1 млн на помощь бездомным животным. С июля по декабрь прошлого года компания перечисляла ₽1 с каждой упаковки корма в фонд «Ника». За 2024 год «Мираторг» также отправил более тонны рационов животным в зоне подтоплений, 500 кг – фонду «Накорми», 1,3 тонны – приютам в нескольких регионах.

350 кг кормов, ветпрепаратов и других зоотоваров для приютов собрали на благотворительном фестивале «Кошки-Мышки» от фонда «РЭЙ». В ходе мероприятия было собрано ₽225 тысяч, которые также будут направлены на помощь животным из приютов.

Бренд кормов Award и компания Oasis, занимающаяся производством мерча, организовали конкурс для помогающих животным НКО. По итогам будет выбрано 10 победителей. В призовой фонд входят 2 тонны сухого корма для собак Award, 12 тысяч паучей влажного корма для кошек Monge, а также производство мерча на ₽1 млн.

Мы знаем, что для вас важно получать актуальную информацию в удобном для вас виде и формате. Не забудьте подписаться на удобные для вас каналы Zooinform.ru

Разработка и продвижение сайтов webseed.ru