
На прошедшей конференции «PROЗооРетейл», организованной компанией «Валта», Денис Долгачёв, эксперт по работе с ретейлом компании «Нильсен», поделился актуальной информацией о состоянии российского рынка зоотоваров за 12 месяцев, до января 2025 года, в сравнении с аналогичным периодом годом ранее. На рынке зоотоваров отмечается рациональный оптимизм потребителей, рост сегмента лакомств и замедление темпов роста онлайн-продаж.
Текст: Александр Колчин
Инфографика: «Нильсен»
Изображения: Midjourney
Динамика продаж
Согласно представленным данным, доля продукции для домашних животных в общем объёме потребительских товаров составила 3,9%, что незначительно ниже показателя предыдущего периода (февраль 2023 года – январь 2024 года) — 4%. Снижение доли не свидетельствует о падении спроса на зоотовары, скорее, отражает рост ряда других категорий на рынке FMCG.
За последний год было запущено 353 новых бренда товаров для питомцев, что подчёркивает динамичное развитие сегмента.
Реализация продовольственной группы товаров растёт чуть более быстрыми темпами, чем зоотоваров («Нильсен» отслеживает корма для собак и кошек, лакомства для животных, а также наполнители для кошачьих туалетов). Увеличение зафиксировано на уровне 17,3%, в то время как продукция для животных показывает динамику в 12,3%. В прошлом периоде (12 месяцев по январь 2024 года vs годом ранее) рост продаж зоотоваров опережал рост продовольственной группы – 13,6% против 10,7%.
Рост в сегменте продовольственных товаров на две трети обусловлен изменением цен, тогда как в продажах товаров для животных рост на две трети связан с изменением натуральным продаж. Денис Долгачев назвал это положительным знаком для отрасли и отметил, что владельцы животных готовы покупать больше зоотоваров.

Потребительский оптимизм
Компания «Нильсен» поделилась результатами исследования настроений потребителей. Индекс потребительского оптимизма, который измеряется по шкале от 0 до 200, позволяет оценить общее настроение рынка: значения ниже 100 указывают на пессимизм среди покупателей, тогда как показатели выше 100 свидетельствуют об оптимизме. Несмотря на снижение уровня потребительского оптимизма в России начиная со II квартала 2024 года, этот показатель продолжает оставаться относительно высоким. Так, в I квартале 2025 года аналитики оценили уровень оптимизма в 106 баллов.
Если сравнить с 2023 годом, то среднее значение потребительского оптимизма было около 104–105 баллов. Денис Долгачев назвал такое поведение потребителей рациональным оптимизмом, когда люди хоть и готовы тратить деньги и верят в будущее, но стараются экономить и более рационально подходить к покупкам.
Рост продаж в регионах
Центральный федеральный округ сохраняет лидирующие позиции в продаже зоотоваров в России, занимая 34,8% рынка. Реализация в рублях здесь выросла на 9,8%, в натуральном выражении — на 5,4%.
Лидером по темпам роста стал регион Юг – 18,4% в денежном эквиваленте и 10,8% в натуральном. Совсем немного от него отстают Сибирь и Дальний Восток (14,4% в деньгах и 7,9% в упаковках) и Волга (13,8% и 8,1%).
Каналы продаж
Доля онлайн-продаж товаров для домашних животных внутри зоорынка уже составляет 22%. За 12 месяцев она выросла на 2,6 п.п. В январе 2025 года (по сравнению с январём 2024-го) рост продаж онлайн-канала фиксировали на уровне 18%, увеличение продаж в офлайновых зоомагазинах составило 8%, неспециализированный канал вырос на 13%.
Категории с самой большой долей онлайн-продаж на рынке зоотоваров – это сухие корма для собак (47%), наполнители (32,4%) и сухой рацион для кошек (25,4%).
Темпы роста продаж зоотоваров в онлайн-канале постепенно замедляются, хотя они всё так же находятся на довольно высоком уровне – 26,7% vs 33,8% годом ранее. Рост продаж в офлайн-канале оценивают в 8,7% (9,5% – в прошлом периоде).
Основной вклад в изменение продаж в онлайн-канале вносит увеличение спроса, то есть продажи в натуральном выражении. При этом на протяжении двух последних лет цены на зоотовары в этом канале не росли, а снижались. Хотя, если обратить внимание на последние два месяца — декабрь 2024 года и январь 2025-го, то инфляция начинает набирать обороты, и цена в онлайн-канале начинает увеличиваться.
В офлайн-канале в 2024 году рост продаж фиксировался только за счёт инфляции, сегодня продажи увеличиваются и за счёт цены товаров, и роста натуральных продаж. Причём эти показатели находятся в соотношении 1:1.

Категория кормов для кошек по доле продаж является лидирующей на омниканальном рынке зоотоваров, но по сравнению с прошлым периодом исследований доля сократилась на 0,9% п.п. Корма для собак сегодня занимают долю в 19% (+0,5 п.п.), наполнители в 6,6% (+0,1 п.п.), лакомства в 4,3% (+0,3 п.п.).
Самый высокий рост продаж на омниканальном рынке за исследуемый период показали лакомства – 20,3% в рублях и 21,8% в натуральном выражении. Реализация корма для собак увеличилась на 15,2% в деньгах и на 12,8% в упаковках, рационов для кошек на 10,5% и 6,9%, наполнителей на 13,7% и 6,5% соответственно.
Наибольшее развитие ассортимента показали зоомагазины, особенно в сегменте лакомств. Именно в этом канале сегодня наибольшее число SKU по всем четырём замеряемым категориям зоотоваров. Сегодня среднее количество SKU лакомств в зоомагазине доходит до 78, кормов для собак до 65, кормов для кошек – 168 и наполнителей до 28. Здесь стоит отметить ещё и тот факт, что количество SKU увеличивается. Причём довольно существенно, например, за исследуемый период число SKU лакомств в специализированном канале выросло на 7.
Высокие темпы роста в денежном выражении во всех каналах показывает категория лакомств, увеличение продаж в специализированном канале фиксируется на уровне 13,5%, в неспециализированной рознице – 26%, в онлайне — 27,6%.
Однако в онлайн-канале больше всего увеличились продажи наполнителей, на 36,1%.
Изучив ассортимент лакомств, который выпускался за последние 12 месяцев, можно отметить, что в основном в категории товаров для собак основной фокус был на функциональные продукты.
Цены и промо
Если проанализировать динамику средних цен за килограмм корма, то в каналах продаж можно наблюдать разнонаправленную динамику. Увеличение средних цен в офлайн-зоомагазинах довольно существенное, и в среднем оно составляет 10,8%. Рост стоимости на зоотовары в неспециализированной рознице зафиксирован на уровне 3,5%. В онлайне цены снижаются, в среднем на 2%.
Доля промопродаж зоотоваров постепенно уменьшается с 54% до 47,5% за исследуемые периоды. Снижается и глубина средней скидки, если раньше она составляла 18,6%, то сейчас этот показатель на 0,4% п.п. ниже. Детальная ситуация практически во всех категориях схожа. Корма для кошек как самая крупная категория внутри товаров для животных задают основной тон общему изменению по всему сегменту. Здесь доля промо снизилась с 63,1% до 54,3%, а средняя скидка уменьшилась до 18,2% с 19,7%. В рационах для собак доля промо также уменьшается, хотя менее значительно: с 47,3% до 46%, однако средняя скидка здесь выросла на 1 п.п. до 18,5%.
В наполнителях и лакомствах также наблюдается уменьшение промодавления — 22,3% (–2,7 п.п.) и 52,8% (–0,4 п.п.) соответственно.
Бренды на рынке зоотоваров
Денис Долгачёв рассказал о динамике брендов кормов на рынке зоотоваров. Рейтинг* составляется компанией «Нильсен» исходя из продаж бренда на омниканальном рынке. Анализируются четыре группы брендов: TOP1-4, TOP5-25, TOP26+ и собственные торговые марки (СТМ).
* Компания «Нильсен» создаёт рейтинг брендов путём ранжирования брендов на основе их денежных продаж за последние 12 месяцев от большего к меньшему на суммарном рынке городской и сельской России.
Высокий рост продаж кормов для животных наблюдается в сегменте брендов, занимающих место с 5-го по 25-е в топе торговых марок и в нише СТМ.
Рост продаж TOP-5-25 в категории кормов для кошек зафиксирован на уровне 17,3% в рублях и 16,4% в упаковках. В категории кормов для собак рост продаж составляет 25,4% в денежном эквиваленте и 33,6% в натуральных продажах. Российские торговые марки занимают одно из ведущих мест по темпам роста в TOP-25 брендов. Доля продаж отечественных торговых марок в кормах для кошек составляет 4,8%, а рост продаж фиксируется на уровне 20%, в рационах для собак доля — 17,5%, а рост – 37%.
Частные торговые марки в кормах для кошек демонстрируют рост продаж в 36,8% в рублях и в 32,1% в натуральном выражении, и в рационах для собак – 57,4% в денежном выражении и 59,2% в упаковках.
Ключевые бренды рынка TOP1-4, которые занимают долю в 61,1% кормах для кошек и 44,9% в кормах для собак, демонстрируют умеренный рост в 5,9% в рублях и в 1,9% в упаковках в сегменте кормов для кошек и 2,8% и –2,6% в кормах для собак соответственно.
Бренды кормов TOP26+ демонстрируют падение продаж. В кормах для кошек снижение составило 6% в рублях и 8,5% в упаковках, в кормах для собак – 4,6% в денежном выражении и 3,8% в натуральном.

Ситуацию на рынке зоотоваров специалисты компании «Нильсен» трактуют как продолжение развития импортозамещения и активный выход российских производителей на рынок. Рост спроса в натуральном выражении показывает приток на зоорынок новых покупателей. Замедление темпов роста онлайн-продаж говорит о постепенной стабилизации паритета между онлайн- и офлайн-продажами и даёт надежду на сохранение интереса потребителей к офлайн-рознице. Основная стратегия покупателей на данном этапе развития продаж – рациональный оптимизм, сохранение желания и возможности тратить деньги, в том числе и на улучшение жизни питомцев, совмещённое с рационализацией трат и поиском качественных продуктов по адекватной цене.