Erid: LjN8KWYas
Семён Бочаров: «Нашего таланта и опыта хватит, чтобы стать уникальным дистрибьютором в России»
Сегодня, 1 июля, уже известная многим компания «Кот Матрос», занимающаяся e–commerce и имеющая офлайн-магазин, официально стала ещё и дистрибьютором на рынке зоотоваров. Основатель и генеральный директор фирмы Семён Бочаров рассказывает, почему «Кот Матрос» решил стать дистрибьютором, и о том, в чём его уникальность и преимущество перед другими.
Беседовала Татьяна Катасонова
Фотографии предоставлены компанией «Кот Матрос»
– Три года назад «Кот Матрос» ворвался на зоорынок и очень быстро стал крупной e-com-платформой. Почему теперь вы решили открыть и дистрибьюторский бизнес?
– Наш e-com-бизнес и розничный магазин в Видном – клиенты существующих дистрибьюторских компаний. Поэтому мы знаем, чего нам не хватает как их клиентам и каких улучшений мы бы хотели.
За время работы «Кота Матроса» в e-com мы глубоко погрузились в зообизнес, узнали, как здесь работают все процессы. Кроме того, у нас серьёзная экспертиза в IT и очень сильная команда. Поэтому мы решили создать синергию, так как понимаем, что нашего таланта и опыта в зоотоварах, маркетинге и информационных технологиях хватит, чтобы стать уникальным дистрибьютором на территории России.
Более того, наш опыт показывает, что в розничном бизнесе, сколько бы мы ни росли, маржинальность всегда небольшая. Даже при нашей высокотехнологичности и огромном уровне автоматизации она лишь покрывает затраты и позволяет инвестировать в рекламу. Мы знаем, что в дистрибуции есть много других возможностей.
Так что решение стать дистрибьютором – это, можно сказать, вполне естественный шаг для развития нашего бизнеса.
– Звучит интригующе. А что за уникальная, талантливая и опытная команда у вас?
– Мой партнёр Станислав занимается маркетингом, имея большой опыт в продажах конечному клиенту. Я отвечаю за все технологические процессы, бэк-офис, так сказать. Для нового направления нам нужен был человек с экспертизой в оптовых продажах. Таким человеком для нас стал Александр Дорофеев, бывший коммерческий директор компании «Ветпродакс». Мы с ним единомышленники, это очень важно. То, что Александр стал частью команды, сразу даёт нам хороший старт и задаёт высокий темп. С таким лидером в дистрибьюторском направлении, уверен, нас ждёт успех.
– Найти «своего» человека – это действительно большая удача. Сейчас многие компании испытывают огромный кадровый голод. Сколько у вас в целом сотрудников и как вы решаете кадровый вопрос?
– Сейчас у нас костяк из шести человек – это управленцы, топ-менеджеры, которые контролируют все процессы и обеспечивают работу по всем направлениям в нашем бизнесе. А в целом в компании работает больше 100 человек, и это персонал среднего звена.
За три года я понял, что из «зоо» не уходят. Человек может уйти к конкурентам, даже может потом вернуться, но так или иначе остаётся в зообизнесе. Или, как я, например, когда работал программистом, однажды соскучился по людям, ушёл в бармены буквально на три месяца, а затем вновь занялся любимым делом – компьютерами.
Один из наших принципов – мы не переманиваем ценных сотрудников из других компаний. Я считаю, что это неправильно, не хочу, чтобы и ко мне так относились, переманивая моих сотрудников. Поэтому мы собирали команду только на искренних, душевных отношениях — единомышленники же притягиваются. В этом наша сила.
Кроме того, иногда отсутствие опыта работы в зооиндустрии – это преимущество, потому что новые люди не зашорены и могут увидеть бизнес и его возможности с другой стороны. Это не относится к опыту Александра, конечно, его активы и энергия помогают нам выстраивать деловые отношения с сообществом зообизнеса.
– С какими компаниями вы подписали контракты на дистрибуцию?
– Прямо сейчас, пока мы с вами беседуем, коллеги работают над этим и подписывают соглашения. На данный момент у нас контракты с Diusa Pet (мы официальный дистрибьютор бренда Alleva с 1 июля), Doctrine, Statera, Bowl Wow. В процессе завершения контракты на дистрибуцию All Dogs, Blue Native, наполнителей «Сибирская кошка», «Барсик» и N1. И продолжать этот список можно ещё долго. Но следующий наш принцип – мы начнём работать не со всеми брендами, представленными на рынке.
– По каким критериям отбираете партнёров?
– Мы выбираем не по тому, у кого лучше коммерческие условия или круче наценка. Мы свои силы в первую очередь рассчитываем. Потому что для тех, кто с нами сейчас, на старте, садится в этот поезд, мы сделаем действительно многое. Мы будем вкладывать наши силы и ресурсы на развитие этих брендов. Дистрибьютор – это, в первую очередь, тот, кто развивает продукт, контролирует продажи, работает с обратной связью. Здесь ключевую роль играют digital-технологии, мы в них сильны и потому уверены, что у нас высокий уровень старта.
Мы не сервисная компания и наполнять портфель 200–300 брендами не хотим – просто не сможем со всеми качественно работать. Хотя сервис у нас в приоритете: вовремя обработать заказы, доставить… Мы хорошо знаем, что, если опаздывает доставка, клиенту больно. Мы этого не хотим и не допускаем.
– Исходя из названных брендов, получается, что далеко не все на эксклюзивной дистрибуции…
– Да, это так. Но мы и не гонимся за эксклюзивом. Мы за честную конкуренцию. И да, мы работаем с брендами, которые также у кого-то ещё есть. Нас это не пугает.
Эксклюзивы всё же у нас есть. Это торговая марка наполнителя Benty Sandy. Также есть проект по дистрибуции импортных диет, бренд которых я пока называть не буду. Но, повторюсь, мы не гонимся за эксклюзивом. У нас есть понимание, как наращивать продажи. И по результатам нашей работы производитель будет сам принимать решение, давать ли нам эксклюзив.
– А что по поводу собственных торговых марок? Вы думали о создании своего продукта?
– На данный момент мы не планируем делать свою торговую марку. Мы ничего не делаем, пока мы неопытны. И поэтому сейчас не создаём корма. Я допускаю, что, возможно, когда-нибудь мы к этому придём. Но пока мы не научимся делать это круто, пока у нас в стране не появятся соответствующие технологии, мы заниматься этим не будем. Делать аналоги на имеющихся сейчас заводах не хочется. Это кажется мне излишеством. Сейчас почти каждый дистрибьютор и многие сети магазинов выпустили собственные торговые марки. А по своей сути они ничем, в общем-то, не отличаются.
– В одном из своих интервью вы сказали такую фразу: «У нас низкая маржинальность, но высокое IT». Прокомментируйте её, пожалуйста.
– Высокая экспертиза в IT позволяет сокращать траты на сотрудников: зарплатный фонд и налоги. Уменьшается и количество брака: «Не нашёл на складе», «Сломал» и так далее. У нас автоматизировано всё, что может быть автоматизировано: управление ценами, складом, документооборот. Так, например, зачем нам сейчас нанимать HR, если многие процессы в системе работы с персоналом можно автоматизировать? Три года назад, стартуя с нуля, мы сразу делали всё в современном формате и с заделом на будущее, чтобы не повторять ошибки ныне существующих крупных компаний, которые начинали во времена, когда digital-технологии ещё мало применялись. И одна из их основных проблем заключается в невозможности быстро развернуть такого гиганта, модернизировать его. Также ощущается нехватка знаний в IT. Ну и страх руководства, которое боится потерять то, что имеет.
– А те навыки, которые вы применяете, годятся для других компаний? Могли бы вы стать консультантом?
– Конечно. Мы всегда говорили, что открыты и готовы делиться своими знаниями и опытом бесплатно. Но пока воспользовались этим всего два-три человека, которые написали нам и приехали. Мы рассказали им о наших разработках, технологиях, показали, как это всё работает, и сейчас плодотворно сотрудничаем с ними. По сути, у нас всех одна большая общая цель – удовлетворять потребности домашних животных и делать счастливыми их владельцев. Давайте учиться доверять друг другу, дружить, общаться, делать совместные проекты.
8 (495) 128 2323
vendor@kotmatros.ru
kotmatros.ru
Реклама. ООО «КОТМАТРОС»