ИТ-компания «Эвотор» проанализировала продажи готовых рационов для домашних животных в несетевой рознице за 2024 год. Исследование показало, что продажи этой продукции в натуральном выражении выросли на 4%, однако цены на корма для кошек и собак увеличились неравномерно.
В 2024 средняя цена за 1 кг корма для кошек составила ₽450, что на 5% больше, чем годом ранее. Однако стоимость продуктов для этих животных варьировалась в зависимости от региона. Самая высокая цена была зафиксирована в Москве и Санкт-Петербурге – ₽740 за 1 кг. В Татарстане 1 кг рациона обходился в ₽590, в ХМАО – ₽570, в Якутии – ₽540. Самые низкие цены отмечены в Башкортостане (₽310), Оренбургской области (₽300) и Алтайском крае, где 1 кг кошачьего корма стоил всего ₽230.
По данным «Эвотора», продолжает расти доля влажного корма. В 2024 году он составил 47% всех продаж (против 46% в 2023 году). Самый популярный формат – паучи по 85 г (27% всех продаж).
Средняя цена 1 кг корма для собак выросла на 13% и составила ₽440 в декабре 2024 года. Лидирует по стоимости Москва – ₽660 за 1 кг, в Санкт-Петербурге рацион для этих питомцев стоит ₽588, а в Свердловской области – ₽517. В Ростовской области средняя цена составила ₽485, в Хабаровском крае – ₽460, а в Краснодарском крае – ₽391.
В отличие от продуктов для кошек, в сегменте кормов для собак доминирует сухой корм, который занимает 78% продаж. Самыми популярными остаются крупные упаковки по 15 кг (17% продаж), за ними следуют упаковки по 2 кг (8%) и 3 кг (7%).
В 2024 году доля крупнейших брендов кормов для кошек и собак на рынке несетевой розницы сократилась.
Количество представленных на рынке брендов изменилось: в сегменте кормов для кошек со 157 в 2023 году до 150 в 2024 году, а в сегменте рационов для собак – со 159 до 144.
По словам Полины Тюриной, руководителя big data «Эвотора», рынок зоокормов продолжает трансформацию:
«Рынок кормов для кошек и собак меняется, перераспределяются доли: лидеры теряют свои позиции в пользу небольших производителей. При этом количество брендов в ассортименте сокращается. Растут продажи в натуральном выражении и доля на рынке влажных кормов (паучей), которые покупают в качестве лакомства не только в зоомагазинах, но и в магазинах “у дома”. При этом увеличивается спрос на пачки в маленьких форматах (75 г)».

Согласно аналитике потребительского поведения Evo People Panel, 72% покупателей в несетевой рознице приобретают корма для кошек, 23% – для собак, а 5% – для обоих видов животных. При этом женщины составляют 67% покупателей как кошачьего, так и собачьего корма. Среди владельцев кошек больше родителей (41% против 28% среди владельцев собак), [U2] а в возрастной категории 45–59 лет больше всего собачников (40% против 36% кошатников).

По оценке «Зооинформа», объём продаж на рынке зоотоваров в 2024 году составил ₽510 млрд, что эквивалентно $6,2 млрд (по усреднённому курсу за 2022–2024 годы).

Подробнее об итогах 2024 года – в нашем материале Зооиндустрия России: продажи зоотоваров достигли ₽510 млрд.
Источник: ИТ-компания «Эвотор» и «Зооинформ»