Численность домашних кошек растёт, и зоорынок стремится обеспечить их лучшими кормами и лакомствами. Производители рационов учитывают возрастные, породные и индивидуальные особенности кошек, и даже мировоззрение и запросы их владельцев, включая альтернативные подходы к питанию. Эксперты «Зооинформа» изучили ключевые тренды на рынке кормов для этих питомцев.
Время кошек
Исторически производители промышленных кормов и маркетологи отрасли в большей степени ориентировались на собак, но сейчас популяция этих домашних животных сокращается. Если посмотреть, как обстоят дела в топовой десятке стран, лидирующих по числу собак и кошек, то собаки сохраняют позиции в США (90 млн собак против 74 млн кошек), Бразилии (55 млн против 33,6 млн), Мексике и Индии. В Японии, Великобритании, Германии и на Филиппинах – паритет, зато в России кошки вырываются вперёд с большим отрывом: 49,2 млн против 25,5 млн собак1.
1 По данным Worldostats c корректировкой данных по России согласно исследованию Центра изучения питания и благополучия животных и компании Ipsos за 2023 год.
На омниканальном рынке зоотоваров в России лидирующей по доле продаж является категория кормов для кошек. По данным Национального ретейл-аудита «Нильсен», их ассортимент очень широк – в зоомагазине в среднем представлено 168 SKU, тогда как кормов для собак – 65 SKU. И если в США 43% владельцев кошек жалуются, что производители рационов для домашних животных относятся к ним как к гражданам второго сорта, и желают иметь такой же выбор продукции, как и хозяева собак2, то в России предлагается достойный выбор сухих и влажных кормов, добавок и лакомств для кошек.
2 Согласно опросу 2024 года, проведённому маркетинговой исследовательской компанией Packaged Facts.
Слабым звеном остаются ветеринарные диеты для кошек из-за ухода с отечественного рынка многих зарубежных марок и трудностей быстрого полноценного импортозамещения данной категории кормов. Но это в равной степени относится и к ветеринарным диетам для собак. Тем не менее, выбор у владельцев кошек есть. За что же они готовы платить?
Качество и функциональность в приоритете
По словам Дениса Долгачёва, эксперта «Нильсена» по работе с ретейлом, сейчас покупатели придерживаются стратегии рационального оптимизма: стремятся тратить деньги, в том числе на улучшение жизни питомцев, но при этом рационализируют расходы и ищут качественные товары по разумной цене.
Требуется привлекательное соотношение цены и качества, аппетитность корма для кошки, а также функциональность — дополнительные полезные свойства, не превращающие рацион в лечебную диету, но способствующие укреплению здоровья кожи и суставов, улучшению пищеварения и поддержанию здоровой микрофлоры кишечника (корма с пробиотиками и пребиотиками) и т. п.
По данным опроса anketolog.ru, ведущими критериями при выборе корма сами покупатели в первую очередь называют предпочтения питомца, состав и сбалансированность рациона и цену. Доверие к бренду играет несколько меньшую роль. В США же аналогичный опрос3 показал, что и у них лидируют предпочтения кошки, зато доверие к бренду — на втором месте, затем следует цена, а вот рекомендации ветврачей и информация о составе корма интересуют американских владельцев в последнюю очередь. Похоже, российские покупатели более недоверчивы, въедливо изучают состав и всю подноготную кормов, и продавцу надо быть готовым отвечать на каверзные вопросы.
3 Cats: US Pet Market Trends and Opportunities, 2nd Edition, Packaged Facts, September-October 2023; данные приведены в PETS International, november 2024.
Зато мировые веяния и тренды, в том числе касающиеся кошачьего меню, Россию не обошли.
«Мы с тобой одной крови…»
Главным потребительским трендом, породившим много направлений, стала гуманизация. Принимая кошку в члены семьи, человек начинает переносить на неё свои ценности: стремление к здоровому образу жизни (ЗОЖ), принципы устойчивого развития, решения продовольственной проблемы за счёт поиска альтернативных источников белка и другие актуальные запросы.
ЗОЖ требует использования исключительно натуральных, даже органических (произведённых без антибиотиков, химии и т. п.) продуктов. Забота об экологии — безотходного производства, «зелёных» технологий, которые не вредят окружающей среде, а в будущем смогут её оздоровлять («регенеративная еда»).
Некоторые тренды явно перекликаются с принципами человеческой диетологии. Например, мало- и беззерновые корма обязаны своим появлением популярности безуглеводных диет, хотя свою роль сыграла и концепция биологически соответствующего питания хищников.
Синтетические вещества стремятся заменить на натуральные ингредиенты, например, химические консерванты на природные антиоксиданты. Премиальные корма обогащают суперфудами (продуктами, которые очень богаты определёнными веществами), такими как киноа, ягоды или шпинат, для повышения питательной ценности. Ветеринарные диетологи признали полезным включение в состав кормов, например, куркумы, гвоздики, тимьяна, моркови, тыквы, малины.
Веганство и вегетарианство может быть следствием как приверженности владельца к ЗОЖ, так и его убеждений («мы не едим братьев меньших»). Разумеется, сажать хищника на растительную пищу в её натуральном виде никто не рекомендует. А вот корма, где источником белка являются растения, с добавлением незаменимых аминокислот и других необходимых кошке веществ, уже выпускаются.
В связи с глобальными требованиями к устойчивому развитию активно ведутся поиски альтернативных источников белка. Одним из результатов этого процесса стало появление на рынке рационов с инсектопротеинами. Созданы корма на основе синтетического мяса, культивируемого на основе стволовых клеток (мясо курицы и мыши). Однако во многих странах продажа культивируемого мяса запрещена. Кроме того, производителям искусственного мяса пока удалось достичь только ценового паритета с традиционным премиальным мясом. Но будет ли этого достаточно для успешной конкуренции?
Альтернативные меню и персонализация
По данным Packaged Facts, 68% владельцев кошек обеспокоены полезностью для здоровья кормов, подвергшихся высокой степени переработки, хотя традиционные сухие и влажные рационы продолжают доминировать в продажах с большим отрывом. А одной из тенденций, затрагивающей все типы кормов для кошек, являются индивидуальные диеты.

Среди альтернативных форм суперпремиального корма для кошек лидируют свежие (охлаждённые и/или замороженные) и сублимированные (или высушенные на воздухе) рационы. Однако следует помнить: если сырьё подвергается минимальной обработке, оно должно быть гарантированно безопасным. Недавно в США мясо курицы, заражённое вирусом птичьего гриппа, стало причиной гибели кошки, получавшей свежий корм.
Персонализация затронула практически все премиальные линейки рационов и продолжает углубляться. Идеалом заявлен индивидуальный подбор питания на основе возраста, породы, веса, уровня активности и генетических особенностей кошки. Такие корма создаются по выписанному диетологом рецепту для конкретного животного. Другой подход, более массовый, но позволяющий владельцу почувствовать, что он «управляет» рационом питомца, — персонализированная система питания. Она включает суперпремиальный сухой корм, влажный рацион, сублимированное мясо, различные вкусовые добавки. Хозяин покупает весь набор сразу, а потом на его основе собирает свой вариант корма.
С почтением к долгожителям
Кошки обычно считаются пожилыми, когда достигают возраста 8–10 лет, а по классификации жизненных стадий Waltham Petcare — с 12 лет. У таких животных увеличивается ежедневная потребность в энергии, снижается способность переваривать жир и, в меньшей степени, белок. Для пожилых кошек разработаны специальные формулы, многокомпонентные добавки (включая антиоксиданты, пребиотик, докозагексаеновую кислоту). Введение в рацион добавок может улучшить как качество жизни животного, так и увеличить её продолжительность. На рынке зоотоваров появились геропротекторы, замедляющие процесс старения. Недавно была представлена российская разработка продукта с anti-age комплексом.
Вкусовая привлекательность
Кошки — гурманы, и их вкусовые предпочтения разнообразны. Текстура или консистенция корма, запах и его стойкость очень важны. Традиционную линейку составляют рационы со вкусом и на основе курицы, индейки, говядины, ягнёнка, рыбы и кролика. Изысканными корма делают утка, печень и смесь морепродуктов. Запах придают гранулам бульоны на основе печени — он специфический, насыщенный и очень нравится кошкам, хотя некоторым владельцам может показаться слишком резким.

Палатанты, они же усилители вкуса или вкусо-ароматические добавки, подчёркивают аромат, вкус и играют важную роль в создании общей привлекательности продукта. Палатанты стали ключевым сегментом в индустрии кормов для домашних животных, демонстрируя стабильный рост производства за последние пять лет. Их ценность заключается в способности удовлетворять вкусовые предпочтения даже самых привередливых питомцев.
Интересно, что привлекательность усилителей вкуса заключается не только в их питательных преимуществах, но и в их текстуре. Такие продукты, как бульоны, муссы, рагу и наборы с различными вкусами, особенно эффективны для привлечения кошек к еде.
Производство палатантов и добавок, влияющих на вкус и запах кормов для домашних любимцев, сейчас активно развивается. Возможно, и в этом сегменте справедливо ожидать инноваций, которые создадут спрос в производстве кормов на новые вкусы и запахи.
Гранулы с секретом
Покрытие гранул — это ключевой «отделочный» этап в производстве экструдированных кормов для повышения их вкусовых качеств, защиты от окисления, влаги и разрушения, а также добавления функциональных ингредиентов, таких как пробиотики и пребиотики.
Исследование Symrise Pet Food показало, что такие новые технологии, как вакуумное покрытие гранул и дифференциальное охлаждение, улучшают вкусовую привлекательность корма для кошек.
Поскольку тренд функциональности рационов очень актуален, возможность включения после экструзии полезных ингредиентов очень перспективна. Будущие инновации в производстве гранул позволят ещё больше разделять слои сердцевины и оболочки, оптимизировать питательные свойства и функциональные характеристики.

Современные тренды в производстве кормов разнообразны: от концепции BARF до высокотехнологичных экструдированных кормов, от органических ингредиентов до лабораторно синтезированного мяса. К какому бы лагерю ни принадлежал покупатель, на его запросы должно найтись предложение в ассортименте магазина. Он имеет право на выбор, как и на консультацию, помогающую сделать его. И у кошки, которой нет дела до трендов, тоже есть право выбрать корм, руководствуясь собственным вкусом.