Суд Европейского союза постановил, что домашних животных, перевозимых воздушным транспортом, можно считать «багажом» в контексте Монреальской конвенции 1999 года, регулирующей ответственность авиакомпаний за багаж и грузы.

Решение связано с делом пассажирки, чья собака сбежала из переноски в аэропорту Буэнос-Айреса во время международного рейса Буэнос-Айрес – Барселона авиакомпании Iberia и не была найдена. Владелица потребовала компенсацию в размере €5 тысяч, однако перевозчик согласился выплатить лишь сумму в пределах лимита, предусмотренного для зарегистрированного багажа.
Испанский суд направил запрос в Суд Европейского союза (дело C-349/23, Iberia Líneas Aéreas de España SA v. M. E.), чтобы уточнить, распространяются ли положения Монреальской конвенции на перевозку домашних животных. Как сообщает The Guardian, Суд ЕС указал, что понятие «багаж» в смысле статьи 17 (2) Монреальской конвенции не исключает живых животных, перевозимых авиакомпанией от имени пассажира. Хотя это слово обычно используется в отношении неодушевлённых предметов, само по себе оно не препятствует включению животных в это определение.
Таким образом, в случае утери животного компенсация рассчитывается по тем же правилам, что и при потере багажа. Без оформления декларации об особой ценности пассажир может рассчитывать только на стандартный лимит, установленный Монреальской конвенцией — 1519 специальных прав заимствования (SDR), что эквивалентно примерно €1600.
Поскольку судебное разбирательство касалось международного перелёта, решение распространяется на все международные авиаперевозки, выполняемые компаниями из стран, подписавших Монреальскую конвенцию, включая государства ЕС. Оно также может применяться и к внутриевропейским рейсам, где действуют аналогичные нормы ответственности.
Транспортировка животных становится частью отрасли
Решение Суда ЕС прозвучало на фоне роста европейского рынка перевозок домашних животных и активного развития сервисов, обеспечивающих их безопасность и комфорт. Согласно данным Grand View Research, объём рынка услуг по транспортировке питомцев в Европе в 2024 году оценивался в $722,7 млн, а к 2030 году может достичь $1,16 млрд при среднем темпе роста 8,4% в год. А по оценке Market Data Forecast, рынок перевозки домашних и сельскохозяйственных животных в Европе составил $474,7 млн в 2024 году и, по прогнозу, вырастет до $695,8 млн к 2033 году. Хотя доля авиаперевозок остаётся относительно небольшой — по данным Global Pet Industry, с питомцами путешествуют около 5% владельцев в Великобритании и 14% во Франции — тенденция к росту сохраняется.
На этом фоне решение Суда ЕС уточняет юридические границы ответственности авиакомпаний и может повлиять на правила страхования и требования к перевозке животных в странах ЕС.
Развитие инфраструктуры перевозок
В России РЖД создала специальные зоны ожидания для пассажиров с питомцами на более чем 170 вокзалах, а «Аэрофлот» в 2025 году разрешил брать в салон две переноски на одного пассажира, включая размещение одной на соседнем месте.
В Китае перевозка животных становится частью транспортной инфраструктуры: контейнеры оснащаются датчиками температуры и влажности, а сотрудники железных дорог контролируют состояние питомцев каждые два часа. По данным китайских СМИ, рынок услуг перевозки животных в 2023 году вырос на 10%, достигнув 32 млрд юаней.
Практические последствия решения Суда ЕС
Решение Суда ЕС не изменяет требований к обращению с животными во время перевозки: стандарты IATA Live Animals Regulations продолжают действовать, включая требования к контейнерам, температурным режимам и документам. Однако юридическое приравнивание животных к багажу формирует единые правила расчёта компенсаций и подчёркивает необходимость прозрачного страхования перевозок. Для владельцев питомцев это означает, что при международных перелётах рекомендуется оформлять декларацию ценности или страховку, чтобы избежать ограничения компенсации базовым лимитом Монреальской конвенции.
Источник: cbsnews.com
Все
Издания
Телеграм
Карта зообизнеса
Профиль





