Поиск
рынок кормов

Тренды на рынке кормов

Как и в любом сегменте, на рынке кормов есть свои тренды. Они возникают под воздействием множества факторов – социальных изменений, глобальных явлений, меняющих жизнь людей, научных открытий и развития технологий. Тренды определяют дальнейшее развитие, а также влияют на спрос и предложение.
«Зооинформ» изучил актуальную информацию по трендам в питании собак и кошек, чтобы зообизнесу было легче ориентироваться в многообразии направлений, а также подумать о будущих продуктах, которые могут быть интересны покупателям, и «поймать волну».

Текст: Александра Полева
Изображения: DALL·E

Рост продаж российских кормов

Взятый несколько лет назад курс на импортозамещение из-за пандемии и санкций перерос в крупномасштабное развитие отечественного рынка кормов. В 2023 году, по данным NielsenIQ, появилось около 300 новых российских брендов зоотоваров; большая их часть – корма и лакомства. Производство рационов для домашних животных, по данным Росстата, за первое полугодие 2024 года выросло на 8,1% и составило 721 тысячу тонн.

Согласно информации от компании NielsenIQ, 65% покупателей заметили увеличение количества отечественных товаров на полках магазинов, а 29% стараются выбирать именно российские товары. Интерес к отечественным кормам для кошек и собак мотивировал российские компании на расширение производства – в 2024 году открылись три крупных завода по выпуску рационов. Проявляют интерес к отрасли и фирмы не из зооиндустрии, которые создали собственные торговые марки кормов, как, например, «Яндекс» или X5 Group.

Расширение производства мотивирует развитие рынка сырья

Всё больше хозяев смотрит на состав корма. По данным «ВкусВилл», 82% покупателей считают ключевым фактором выбора готовых рационов для собак состав корма. При выборе корма для кошек большинство владельцев (62%) в первую очередь обращает внимание на натуральный состав продукта.

Хозяева животных становятся грамотнее и придирчивее, стараются обеспечить своим любимцам более хорошие условия питания и содержания. Они уже не просто кормят животных, а подбирают им рационы, советуются с экспертами, хотят знать, сырьё какого качества было использовано на производстве купленного ими корма.

Изготовление кормов для домашних животных требует от рынка сырья дополнительных усилий: например, увеличения количества низкозольной куриной муки для выпуска премиальных и суперпремиальных рационов. Расширяется производство инсектопротеинов и палатантов для изготовления рационов.

«Здоровое питание» в миске питомца

Согласно исследованию ВЦИОМ в мае 2024 года, 88% россиян считают себя приверженцами здорового образа жизни. А поскольку одной из основных составляющих ЗОЖ является здоровое питание, то и на выборе рациона для питомцев данный тренд тоже прослеживается. Исследование АО «Россельхозбанка» про еду будущего говорит, что «многие мировоззренческие установки и ценности человека неминуемо экстраполируются и на жизнь, например, кота или собаки». Если хозяин – вегетарианец, то, вероятно, он задумается о переводе на вегетарианскую диету и своего питомца. Если он приверженец здорового образа жизни, то и корма будет подбирать с прицелом на витамины, сбалансированность рациона и состав.

Хотя с точки зрения биологии собаки и кошки относятся к хищникам, а многие ветврачи не одобряют подобный тип питания, мода на вегетарианство среди людей привела к росту популярности рационов на растительной основе и на рынке кормов. Сегодня производители создают рационы на основе растительного белка (горохового и картофельного), зерновых, бобовых, овощей и фруктов.

Рынок кормов

Альтернативные белки

Альтернативные протеины хорошо вписываются в процесс постоянного поиска индустрией более качественных и богатых питательными веществами ингредиентов. Использовать сегодня альтернативные источники белка, например, из насекомых, моллюсков или дрожжей – это и про заботу о животных, поскольку данный источник белка считается гипоаллергенным.

Для изготовления кормов уже используется мука из чёрной львинки. Продукты с этим белком обладают гипоаллергенными свойствами, имеют в составе такие компоненты, как хитин и антимикробные пептиды, укрепляющие иммунитет питомца. Инсектопротеины снижают воспалительные процессы в организме собак и кошек, что способствует снижению некоторых заболеваний кишечника.

Ниша кормов с альтернативным белком выглядит перспективной и пока ещё не слишком «переполненной», а тренд производства таких рационов, вероятно, будет долговременным.

Рынок кормов для кошек и собак

Тренд на «естественное питание»

Как альтернатива гуманизации животных возникла тенденция, которую условно можно обозначить как «назад к природе». Всё больше уделяется внимания видоспецифичности образа жизни питомцев, естественному питанию, близкому к тому, что ели предки собак и кошек, или хотя бы к тому, что едят их современные, но дикие сородичи.

В ответ на желание потребителей приблизить жизнь кошек и собак к более естественному образу производители кормов выпускают продукцию с добавлением мяса диких животных: кабана, северного оленя, буйвола и кенгуру. В Америке на рынке кормов появились рационы для кошек с мышатиной, причём одна из компаний использует культивированное мясо мышей, то есть выращенное в пробирке, а другая – натуральное.

Рынок кормов для питомцев

Но, задумываясь об использовании тренда «естественного питания», нужно помнить, что домашние собаки и кошки – это всё-таки не волки и тигры, живущие в дикой природе, а значит, и потребности в питании у них иные. Используя редкие источники сырья, компания-производитель рискует столкнуться либо с экономически невыгодным для себя производством, либо с ограниченностью ресурсов и в какой-то момент даже лишиться ключевых ингредиентов. Тем не менее, продукция, созданная в рамках данного тренда, привлекает внимание и пользуется спросом.

Персонализация питания

Видоспецифичность образа жизни (и питания как частного случая) заставляет задуматься о том, что «правильно» по собачьим или кошачьим меркам, а не по человеческим. Тренд же, связанный с персонализацией питания, говорит об уникальности каждого индивида, а также отражает на рынке кормов общие веяния, наблюдаемые в медиа, дизайне, IT-сфере.

Животные разные, со своими потребностями и особенностями здоровья, поэтому одни производители выпускают виды корма в зависимости от размера собак и кошек или их породы, другие же делают рационы для питомцев с чувствительным пищеварением или склонных к аллергии. Однако это более-менее объективные критерии. А вот пожелания хозяев становятся гораздо менее предсказуемыми и контролируемыми, но, возможно, даже более значимым пунктом в выборе рациона для животных.

Рынок кормов для домашних животных

В ответ на этот запрос владельцев стали появляться корма, предлагающие «гибкую систему питания» и позволяющие хозяевам самим миксовать элементы меню, создавая индивидуальные рационы.

Некоторые компании вырабатывают новые подходы, чтобы сделать «идеальное» меню для собак и кошек. И хотя воплощение такой задумки на практике достаточно сложно, данный тренд может и впрямь получить широкий охват и поддержку потребителей. И тот, кто сумеет разработать действительно работающую стратегию в этом направлении и занять нишу на рынке кормов, имеет все шансы заполучить большую часть аудитории, а может и вовсе трансформировать процесс выбора рациона и культуру потребления у владельцев животных.

Мы знаем, что для вас важно получать актуальную информацию в удобном для вас виде и формате. Не забудьте подписаться на удобные для вас каналы Zooinform.ru