Поиск

В России растут продажи товаров под СТМ

Продажи СТМ товаров в России увеличиваются
Фото: anastas2018 / Freepik

Согласно обзору «Розничная торговля Food и потребительский рынок России», представленному INFOLine, лидеры FMCG-ретейла увеличили совокупные продажи собственных торговых марок (СТМ) на 17,2% — до ₽2,05 трлн. Этот показатель на 3,8 п.п. обогнал рост выручки этих крупнейших торговых сетей, составивший в 2023 году 13,4%.

В отчёте говорится, что частные марки стали предметом особого внимания со стороны розничных компаний, особенно заметно это в среднем сегменте. Ретейлеры увеличили количество новинок и стали активнее работать с поставщиками по дифференциации ассортимента за счёт СТМ.

Лидерство среди традиционных сетевых продавцов в разрезе СТМ сохраняет X5 Group, внутри которой развитие частных марок в последний год шло неравномерно: в выручке «Пятёрочки» продажи остались на уровне 24%, «Перекрёсток» же нарастил СТМ до 21%. А «ВкусВилл» упрочил свои позиции — в этой сети доля собственных марок превышает 90% от всех продаж.

Продолжил развитие private label и дискаунтер «Чижик» – в I квартале 2024 года собственные марки в структуре продаж сети приблизились к 60%.

В 2024 году стоит ждать ускорения роста продаж СТМ. Причиной тому станут стратегии лидеров (X5 Group и «Магнита»), а также быстрый рост жёстких дискаунтеров.

Крупные торговые сети нередко выпускают под СТМ не только продукты питания для людей, но и зоотовары. В частности, «Ашан» продаёт корма для кошек и собак, наполнители и пелёнки под собственными брендами «Каждый день» и «Красная птица». «Перекрёсток» предлагает готовые рационы и наполнители «Маркет Pet». «ВкусВилл» также представляет корма и аксессуары для домашних любимцев. «Лента» продаёт рационы «365 дней», «Метро» развивает продукты для животных под своим зонтичным брендом ARO, X5 Retail Group N.V. принадлежит ТМ Dingo.

А вот у специализированного сетевого ретейла собственных торговых марок кормов оказалось не так уж много. Самая крупная по числу торговых точек федеральная сеть зоомагазинов «Четыре Лапы» выпускает СТМ с 2012 года. В её портфеле кормовые бренды MEALFEEL, ABBA, Grandin, Wellkiss, UnoCat, Yummy, Murmix, Grums. Продукцию для сети изготавливают предприятия в Испании, Италии, Франции и России. Сети зоомагазинов «Бетховен» принадлежат собственные торговые марки Duke’s Farm, Pro Dog, «Обжорка», «Счастливый гурман», которые производятся в Таиланде, Великобритании, Германии и России.

Федеральная сеть «Зоозавр», принадлежащая «Детскому миру», декларирует владение двумя СТМ кормов для кошек и собак – Carnica, которую изготавливает United Pet Food France, и Harty, продукты для которой делают «ГросШеф» и «Елецкий мясокомбинат».

Федеральная сеть «ЗооОтпТорг», которая вышла на рынок в 2015–2016 годах, но уже успела закрепиться в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве, развивает СТМ Pesta и Country Snack. 

Региональный зооретейл только приходит к идее создания СТМ, поэтому пока такой продукции немного. Например, ТМ Lazarro изначально появилась как СТМ региональной сети «Зооландия», которая принадлежит Наталье Лазаренковой и развивается в СЗФО. Но через некоторое время продукция бренда стала продаваться и в других зоомагазинах. Сухие и влажные рационы, как утверждает сайт торговой марки, производятся в Италии.

Примерно такая же история с ТМ Secret for Pets, владельцем которой является «Краснодарзооветснаб». Торговая марка объединила продукцию для кошек и собак, птиц и грызунов. Старт продаж бренда состоялся в 2017 году в ветаптеках КЗВС. Перешагнув границы сети, ТМ Secret For Pets стала доступной для дистрибуции оптовыми и розничными компаниями. Сухие корма для кошек и собак этой марки производят на заводе LIMKORM, влажные корма – на Наро-Фоминском и Елецком мясокомбинатах, а также на заводе «ПетКорм». Отдельные линейки продуктов ТМ Secret For Pets (например, консервы holistic-класса с морепродуктами) производятся в Таиланде и Китае.

Есть пример СТМ и совсем небольшой городской сети зоомагазинов из Нижневартовска, в которой всего четыре филиала. С весны 2022 года она торгует собственным брендом кормов для собак SharaFood. Создателем марки стала владелец бизнеса Венера Шарафутдинова. Корм производится в Нижневартовске.

Источник: Свободная касса (ритейл & e-com) и «Зооинформ»