Ш. Друар-Хелвин
Острый астмоидный или хронический бронхит и астма у кошки встречаются часто и легко распознаются при клиническом и рентгенографическом исследованиях.
Заболевания респираторного аппарата у кошки имеют разнообразные проявления (острое течение инфекционного процесса верхнего отдела, а иногда и нижнего, проявляющегося только на уровне бронхов в виде хронического бронхита и/или астмы у кошек).
В отдельных публикациях авторы проводят анализ развития патогенеза заболевания бронхов у кошки (J.A. Dye, 1992; J.A. Dye, N.S. Moise, 1989; B.L. Moses, G.L. Spaulding, 1985; N.S. Moise, 1989G.L. Spaulding, 1981).
Несмотря на то, что в этих источниках литературы достаточно хорошо отражены данные проведенных исследований, тем не менее, механизмы этиопатогенеза заболевания еще недостаточно изучены (например, остается не ясной взаимосвязь с обычным атопическим состоянием).
В целом причину возникновения астмы, по-видимому, не возможно отделить от других нарушений, протекающих на уровне бронхов, потому что между ними прослеживается едва различимая грань.
1. Бронхит и астма у кошки: что мы знаем
1.1. Как распознать заболевание
Диагноз бронхит или астма у кошки, в связи с отсутствием в практической медицине специфических методов исследования, ставят методом исключения (J.A. Dye, 1992). Однако клинические симптомы, проявляющиеся при такой форме болезни респираторного аппарата, достаточно патогномоничные (B.M. Corcoran et coll., 1995).
С другой стороны, предрасположенность к хроническому бронхиту описана у особей сиамской породы.
1.1.1. Клинические симптомы
Они свидетельствуют об остром или хроническом течении недуга.
Определение приступа астмы в основном не представляет сложности. Пасть у животного открыта, оно находится в грудном положении, язык с проявлениями цианоза (синюшности). При этом часто отмечают мидриаз, дрожь и беспокойство.
Во время обследования на расстоянии наблюдают диспноэ, протекающее по экспираторному типу.
Методом аускультации, которому не следует придавать особого преимущества, в основном выявляют брадикардию без проявления шума и ритмов галопа сердца. Прослушивается усиление респираторных шумов, в основном с признаками крепитации и посвистыванием в фазе выдоха. Парадоксально, что во время аускультации легких иногда отмечают почти полную тишину (J. A. Dye, N.S. Moise, 1989; J. A. Dye, 1992).
При хроническом течении заболевания часто отмечают кашель, который во время аускультации сопровождается посвистыванием и крепитацией на выдохе.
Между двумя всплесками обострения клиническая картина может свидетельствовать об удовлетворительном состоянии здоровья кошки или можно отмечать симптомы, свидетельствующие о хроническом течении болезни. Иногда это состояние оценивают по мере развития повторяющихся кризов.
1.1.2. Дифференциальная диагностика астмы у кошки
Ее проводят:
• При остром течении заболевания, где необходимо различать другие этиотропные факторы, вызывающие экспираторное или смешанное (экспираторное и инспираторное) диспноэ у кошки:
– пневмоторакс: наиболее часто возникает в случае травмы;
– выпот: кровь (травмы или интоксикация, вызванная антикоагулянтами); гной (плеврит), транссудат (лимфома, кардиопатия);
– диафрагмальная грыжа;
– отек легких (кардиопатия);
– инфекция или метастазы легких.
Патогномоничными признаками заболевания могут быть шумы сердца и анемия.
• Характерными признаками хронического течения заболевания могут быть факторы, вызывающие хронический кашель, и в основном онкологической природы. Следует помнить, что кашель у кошки почти всегда является патогномоничным признаком заболевания респираторного аппарата, тогда как у собаки этот симптом часто возникает по причине нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы.
1.1.3. Рентгенография
Когда диспноэ проявляется остро и отягчает заболевание, то при проведении рентгенографии в основном придерживаются дорсовентральной проекции, что позволяет убедиться в наличии в плевральной полости жидкости или газа, которые необходимо эвакуировать, и тем самым облегчить состояние пациента.
Рентгенографическое клише в боковой проекции выполняют при условии, что питомец не подвергнется риску усугубления его состояния.
При возникновении первых приступов астмы в основном говорят о выраженных клинических симптомах и слабом проявлении признаков, регистрируемых на рентгенографическом клише (P.F. Sutter, P.F. Lord, 1984).
В основном рентгенографическая картина бронхиального дерева соответствует норме и лишь единственным показателем является гиперинсуффляция1 (фото 1).
1 Инсуффляция (лат. insufflare, надувать или раздувать) [англ. insuflation]. Вдувание или впрыскивании в полость газа, твердых или жидких тел во время пульверизации легких.
С эволюцией кризов или при наличии более тяжелых форм бронхитов на рентгенографическом снимке отмечают картину уплотнения (рисунки, напоминающие кольца или рельсы железной дороги) (фото 2, 3) и, иногда, узелки, которые заполняют просвет бронхов2 (фото 4).
2 Рисунки колец, рельсов, нодулярных формирований и т.д.
Коллапс медианной (средней) доли правого легкого, визуализируемый на рентгенографическом клише в передней и боковой проекциях — это почти характерный признак (фото 4, 5) при данной патологии.
Наличие воздуха в желудке и остальной части пищеварительного тракта является следствием аэрофагии, возникающей во время кризов диспноэ.
1.1.4. Анализ крови
Клинический анализ крови в большинстве случаев (75% случаев астмы) свидетельствует о наличии эозинофилии, но это проявляется не постоянно и, следовательно, не может служить патогномоничным признаком (S.A. Center et coll., 1990).
Если анализ крови, ввиду срочной необходимости, выполнен сразу после назначения лекарственных препаратов, то следует учитывать возможность ятрогенной модификации (например, при назначении кортикостероидов отмечают эозинопению, гипергликемию, увеличение щелочной фосфатазы и т.д.).
1.1.4. Цитология
Бронхо-альвеолярный смыв можно проводить только в отсутствие острых кризов.
Тем не менее, данный анализ несет информацию в отношении воспаления, а не повреждения на уровне бронхов. Эозинофилия – это критерий, которым следует руководствоваться с особой деликатностью, так как большое количество эозинофилов может быть выявлено и у здорового животного.
И, наконец, результаты этих исследований с большим трудом поддаются стандартизации (J.A. Dye, N.S. Moise, 1989; P.A. Partid et coll., 1991).
В основном ими руководствуются во время проведения дифференциальной диагностики процессов канцерогенеза, в частности, при наличии милиарных метастазов, которые в основном встречаются у кошки.
Бактерии разных типов встречаются в 25–40% случаев, но их также выделяли у здоровых особей (J.A. Dye, N.S. Moise, 1989; P.A. Partid et coll., 1991).
1.1.6. Эхография
Этот метод исследования показан для проведения дифференциальной диагностики кардиопатий и выпотов.
Новые методы диагностики и оценки, используемые для исследования респираторного аппарата, основаны на применении техники, которую используют для человека (замер резистентности и эластичности легких) (B.C. McKiernan et coll., 1993).
1.2. Классификация форм респираторных заболеваний кошек
При заболевании бронхов у кошки выделяют несколько форм, между которыми грань идентификации носит весьма расплывчатый характер.
Предложена следующая классификация:
– астма у кошки: между кризами диспноэ пациент чувствует себя удовлетворительно. Рентгенографическая картина указывает на незначительные изменения на уровне бронхиального дерева;
– острый бронхит: присутствие кашля в течение одного или двух месяцев с проявлением картины рентгеноконтрастного уплотнения, выявляемого на уровне бронхов; окончательное выздоровление встречается довольно часто;
– хронический бронхит: кашель и диспноэ эволюционируют более двух месяцев с признаками рентгенографического уплотнения, проявляющегося на уровне бронхов и нодулярного (узелкового) формирования, иногда с проявлением ателектаза (обычно в средней доле правого легкого);
– хронический астмаформный (астмоидный) бронхит: ассоциация хронического бронхита и кризов диспноэ;
– хронический бронхит и эмфизема: наличие эмфизематозных «пузырей», регистрируемых на рентгенографическом снимке.
1.3. Почему у кошки, в отличие от собаки, отмечают тенденцию к развитию констрикции бронхов (анатомо-гистоморфологические особенности)?
Морфология воздушных путей респираторного аппарата у кошки имеет свою особенность, которая предрасполагает к вазоконстрикции (в данном случае к сужению бронхиальных сосудов) (B.L. Moses, G.L. Spaulding, 1985; G. Le Bobinnec, 1987):
– гладкая мышечная ткань распространяется до уровня альвеол;
– хрящевая ткань, формирующая жесткую структуру бронхов у кошки, окружена эластичной тканью, которая становится относительно более плотной по мере уменьшения их диаметра;
– рецепторы, чувствительные к воздействию механических факторов с медиаторами воспаления и наличием симпатической и парасимпатической систем, распространяются вплоть до альвеол;
– железы, секретирующие слизь, распространяются вплоть до конечной части бронхиол.
Увеличение резистентности воздушных путей может быть вызвано изменением просвета бронхов, их стенки или прилегающих к ним соседних тканей (A.J. Dye, 1992).
При заболевании бронхов у кошки может возникать их констрикция (астма) или накопление секрета (бронхит) или, что бывает чаще, речь может идти о прогрессирующем нарушении, ассоциирующемся с двумя формами этой патологии (астмоидный бронхит).
1.4. Профилактика астмы у кошки
Ввиду недостаточного изучения патофизиологических механизмов, вызывающих астму у кошки, следует ориентироваться на агенты, аллергены или раздражители, инкриминированные в развитии кризов заболевания. Это клещи, обитающие в пыли дома; перья (подушки); дым сигарет; спреи, содержащие некоторые дезинфецирующие компоненты (например, аммиак) и антипаразитарные препараты для наружного применения.
Материал, абсорбирующий мочу и запахи испражнений животного (специальные поглотители) — это наиболее частая причина данной патологии.
Необходимо регулярно проводить антигельминтную обработку животного (в частности, против аскарид).
Иногда очень сложно осуществлять поиск фактора, вызывающего астму у животного. Мы наблюдали кошку, у которой кризы повторялись через каждые 28 дней, причину возникновения которых так и не удалось установить.
При этом было показано, что закисление среды желудка вызывало гастро-эзофагальный рефлюкс, который, вероятно, и мог быть причиной возникновения этих кризов.
Если животное подвержено ожирению, то необходимо прибегнуть к режиму похудания, так как полнота является фактором, предрасполагающим к развитию недостаточности респираторного аппарата.
1.5. Лечение заболеваний бронхов у кошки
Лечение заболеваний бронхов следует адаптировать к каждому клиническому случаю. Кризы астмы у кошки в сочетании с тяжело протекающим диспноэ нуждаются в проведении минимального числа манипуляций.
Когда обследование проведено, для доказательства приступа астмы следует прибегнуть к введению одной инъекции кортикостероидного препарата и поместить животное в клетку для ограничения его активности и успокоения. Можно прибегнуть к назначению вспомогательной оксигенотерапии, но при условии, что это не вызовет у кошки дополнительного стресса. Если требуется проведение рентгенографического исследования, то снимок должен быть выполнен в дорсовентральной проекции (животное должно быть фиксировано в грудо-брюшном положении).
После завершения криза проводят полное рентгенографическое исследование (анфас и профиль).
Системное назначение кортикостероидов (преднизон или преднизолон из расчета 0,5–2,0 мг/кг перорально) основано на эффективности терапевтической дозы препарата, упреждающей возникновение приступов астмы (B.M. Corcoran et coll., 1995).
Антибиотики широкого спектра действия, обладающие свойствами хорошей диффузии, назначают в течение 2–3 недель в случае обнаружения на рентгенографическом клише уплотнения.
Бронходилататоры также активно используют:
– теофиллин 4 мг/кг 2 или 3 раза в сутки (J.A. Dye, 1992; B.M. Corcoran et coll., 1995), аминофилин 5 мг/кг; эти препараты были апробированы на кошках при поздних сроках заболевания (A.J. Dye, 1992);
– тербуталин (0,625 мг/на кошку 2 раза в сутки).
Атропин следует исключить из списка назначаемых препаратов, потому что он вызывает высушивание секрета, который не может при таком состоянии эвакуироваться из бронхов (B.L. Moses, G.L. Spaulding, 1985). Если возникает необходимость прибегнуть к его применению, то ограничиваются лишь одной инъекцией.
Поддерживающую консервативную терапию необходимо проводить для улучшения клинического состояния пациента, что позволяет избежать обструктивной формы субклинического заболевания, как это было показано у человека (N.S. Moise, 1989G.L. Spaulding, 1981).
Противопоказано применение бета-блокаторов и противовоспалительных препаратов нестероидной природы (B.L. Moses, G.L. Spaulding, 1985).
2. То, чего мы не знаем
2.1. Каков этиопатогенез астмы у кошки?
Механизм развития астмы у кошки, по всей вероятности, близок к таковому у человека. Тем не менее, линейной наследуемости генетической природы у кошки не установлено.
И, кроме того, аллергическая природа данного заболевания также не доказана.
Некоторые аргументы используют в защиту этиологии данного заболевания: обнаружение специфических антител (IgE); в тестах in vitro отмечают бронхоконстрикцию легочных фрагментов при контакте с антигенами аскарид; сезонные проявления кризов (B.L. Moses, G.L. Spaulding, 1985).
Кроме того, упоминается случай ассоциации приступов астмы и симптомов дермоидной природы (R.E.W. Halliwell, 1997).
Как утверждают авторы (B.L. Moses, G.L. Spaulding, 1985; P. Prelaud et coll., 1999) кризы, возникающие при данной патологии, могут быть спровоцированы факторами неаллергенной природы (тренировки и стрессы).
Тем не менее в настоящее время не установлено, является ли ранним провоцирующим фактором аллергия или воспаление.
Инфицирование бронхов может играть роль индуктора или оно проявляется вследствие самого заболевания.
2.2. Почему одни кошки поддаются лечению, а другие нет?
Почему не все кошки одинаково реагируют на разные способы лечения?
Потому что ответ на разные методы лечения сильно варьируется.
Хотя установить прогноз заболевания невозможно, тем не менее, своевременно принятые меры для упреждения раннего криза исключают у некоторых кошек возникновение рецидивов.
А также, ввиду отсутствия возможности точного соблюдения предписания схемы лечения, одни кошки положительно реагируют на глюкокортикостероидные препараты, другие на бронходилататоры, тогда как третьи нуждаются в сочетанном применении к ним этих двух групп лекарственных препаратов, а у некоторых из них отмечают положительную реакцию на введение антибиотиков.
Следовательно, схему превентивной и необходимой терапии следует адаптировать по отношению к каждой особи, что требует от владельца очень тесного сотрудничества с лечащим врачом.
Заключение
Заболевание бронхов у кошек, как мы это уже поняли, представляет собою совокупность разных механизмов патогенеза, которые в настоящее время, к сожалению, еще недостаточно изучены.
Тем не менее, они легко распознаются клинически и, кроме того, ветеринарная медицина на сегодняшний день располагает эффективными методами превентивной и адекватной терапии. С другой стороны, основная сложность, с которой сталкивается клиницист — это убедить самих владельцев в необходимости устранения в первую очередь факторов окружающей среды, которые, являясь первопричиной криза заболевания, могут выступать в качестве аллергенов или раздражителей.
Именно поэтому своевременное устранение их в начале заболевания позволяет избежать усугубляющегося развития недостаточности респираторного аппарата даже при его выраженном нарушении.
СВМ 6/2005