Диагностика листовидной пузырчатки (клинический случай)
Данный случай представлен доктором L. Beco на Южно-Европейской ветеринарной конференции в Барселоне (Испания), 15–17 октября 2015 года.
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Dr. L. Beco SEVC 2015, доклад |
10-летняя сука, метис, была доставлена на осмотр к дерматологу с жалобами на гнойные язвы с неприятным запахом и острый зуд. Эти поражения уже присутствовали год назад, когда владельцы приютили собаку. Проводилась различная терапия (амоксиклав, цефовецин, ивермектин, метилпреднизолон), которая не дала никакого результата.
Общий осмотр выявил у собаки сонливость и гипертермию; при дерматологическом осмотре были отмечены язвы по всему телу, покрытые корочками, с гнойным экссудатом, покрывающим эрозии, а также крупные пустулы. На ушных раковинах были найдены тонкие корочки и крупные эрозии; также присутствовал острый гнойный двусторонний отит. Нос и подушечки лап не были поражены.
Были проведены следующиe пробы:
- Цитология мазка из интактной пустулы: нейтрофилы без дегенеративных изменений и множественные акантолитические кератиноциты.
- Цитология мазка из уха: множественные бактерии (палочки).
- Посев из ушного канала: Esherichia Coli, Streptococcus canis, Staphilococcus pseudintermedius, Bacteroides fragilis.
- Общий анализ крови: нейтрофилия.
- Биопсия кожи из интактных пустул: подострый гнойный акантолитический дерматит с нейтрофилами без дегенеративных изменений и множественными акантолитическими клетками. PAS-реакция отрицательная.
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Характерная клиническая симптоматика наряду с данными лабораторных исследований привели к диагнозу листовидной пузырчатки. Сразу было начато лечение, включающее в себя преднизолон перорально 10 мг/кг раз в день в течение трёх дней (терапия пероральными глюкокортикоидами является наиболее эффективной — быстрее достигается улучшение, частота полных ремиссий выше, а частота летальных исходов ниже), азатиоприн по 25 мг/кг раз в день и шампунь с хлоргексидином. Лечение отита состояло из промывания ушного канала, гентамициновой мази, ацепоната гидрокортизона и суспензии миконазола. Через четыре дня отмечалась нормальная активность собаки, а также значительное улучшение дерматологической симптоматики. Дозу преднизолона уменьшили до 1 мг/кг раз в день, остальная терапия осталась прежней. На тринадцатый день были отмечены признаки рецидивирования, в связи с чем был повторно назначен трёхдневный курс преднизолона. Терапия снова принесла положительный результат, но в некоторых местах ещё оставались корочки, в основном на дорсальной поверхности носа, шее и ушных раковинах. Вместо преднизолона в этот раз были назначены дексаметазон по 0,1 мг/кг и ацепонат гидрокортизола местно раз в день. В дальнейшем частота приёма дексаметазона была снижена до одного раза в три дня. В результате удалось достигнуть ремиссии заболевания.
В течение следующих трёх месяцев регулярно проводились анализы крови (каждые две недели) в целях контроля за побочными эффектами азатиоприна.
Через два месяца после того, как эрозии полностью исчезли, к основному курсу терапии был добавлен циклоспорин по 5 мг/кг раз в день, чтобы снизить побочные эффекты глюкокортикоидов.
Выводы
В некоторых случаях листовидная пузырчатка с трудом поддаётся лечению и требует использования комбинированной терапии, чтобы добиться ремиссии и минимизировать побочные эффекты. Краткосрочные курсы пероральных глюкокортикоидов зарекомендовали себя как наиболее эффективный метод терапии; они позволяют добиться ремиссии в кратчайшие сроки и имеют низкую частоту летальных исходов.
Контакт для участников
из России: Dr. Marek Wojtacki,
DVM SEVC Regional Director.
Poland, Russia, Ukraine and Baltic States.
Говорим по-русски.
Tel: +48 89 543 37 83
Mobile: +48 530 70 37 45
E-mail: mwojtacki@sevc.info
СВМ № 3/2015