Поиск

«Клиника кошек»: всем кошкам комфортно на улице Короленко

Клиника кошек

Евгений Назаренко
Фото Татьяны Катасоновой

Такого никогда ещё не было!.. Ну, не то чтобы совсем не было. Но для Москвы клиника «только для кошек» на сегодняшний день — явление уникальное. Да и в мире практику, когда лечебное учреждение принимает только один вид животных, нельзя назвать очень распространённой. Открытие такой ветклиники нового типа, как «Клиника кошек», привлекло к себе внимание ветеринарной общественности. Событие это знаменует шаг вперёд, к распространению принципиально нового подхода к приёму кошачьих пациентов.

Итак, в Москве, на улице Короленко в Сокольниках, открылась «Клиника кошек».

Всем кошкам — режим полного благоприятствования

Идея о том, что кошки в ветеринарной клинике требуют особого подхода, возникла в историческом плане не столь давно. Большую роль в продвижении такого подхода сыграла Американская ассоциация специалистов по болезням кошек (AAFP), которой в прошлом году исполнилось 50 лет. Она же ввела в обиход термин cat-friendly. Сегодня это понятие, в том числе, обозначает статус, который присваивается клиникам, создающим для кошек комфортные условия.

Не последнюю роль в изменении подходов ветеринарных клиник к обращению с животными (любыми, не только кошками) сыграли работы американской учёной Темпл Грандин, которая является одним из самых известных в мире сторонников гуманного отношения к братьям нашим меньшим. В своей книге «Животные делают нас людьми», изданной в 2009 году, она заметила: «Самое страшное место для кошек, даже самых смелых — это кабинет ветеринарного врача». Сегодня во многих странах специалисты прилагают максимум усилий, чтобы это утверждение перестало быть действительностью.

В 2012 году программу Cat Friendly Clinic запустило Международное общество медицины кошек (ISFM), и с этого времени статус комфортной для кошек клиники получили более 2 тысяч практик по всему миру. В России продвижением этой программы занимается компания Royal Canin, однако на сегодняшний день ни одна клиника в стране пока не получила сертификацию.

Термин cat-friendly пока ещё не вошёл в наш язык. Как мне кажется, перевести его на русский без потери смысла нельзя. Поэтому можно ожидать, что именно в таком виде это понятие и закрепится на практике — но уже будет понятно и владельцам, и врачам.

Наталья Малкова Mars Petcare
Наталья Малкова, компания Mars Petcare

Мировые идеи воплощаются и в России

В 2020 году в России начала свою работу Национальная ассоциация медицины кошек. Возглавила её хорошо известная в профессиональном сообществе ветеринарный врач-анестезиолог Снежана Атанасова. Основная цель ассоциации: добиться того, чтобы при посещении ветеринарных клиник по всей стране кошкам было комфортно. Инициатива была запущена совместно с компанией Mars Petcare и брендами PERFECT FITтм и WHISKAS®.

Чтобы этого достичь, необходимо повышать уровень грамотности как ветеринарных врачей, так и владельцев. Ассоциация решила начать с первых. Резон понятен: если грамотный владелец попадёт на приём к неграмотному врачу, произойдёт казус. Обратная же ситуация вполне понятна и оправдана. Кто, как не ветеринарный врач, должен нести владельцам знания и информацию обо всём, что касается их домашних питомцев?

От многих врачей можно будет услышать: «Чему тут учиться, я сколько лет работаю — и так всё умею». Специалисты ассоциации считают, что это распространённое заблуждение. То, к чему все привыкли и считают нормой, на самом деле для кошки нормальным не является. Начиная с такой базовой вещи, как фиксация за холку.

Снежана Атанасова: «Этого нельзя делать категорически, так может брать котёнка только мама, и то в очень раннем возрасте. Сначала сложно осознать такие вещи. Но когда люди видят, что мы на работе не поцарапанные, кошка не в стрессе и все манипуляции делаются намного быстрее, даже самые отъявленные консерваторы переучиваются».

Клиника кошек - на приеме
Снежана Атанасова, Валерия Гуркина и Наталья Вологжанина в кабинете клиники

Нюансов в обращении с кошкой и лечебных манипуляциях достаточно много, зачастую ситуация может быть намного сложнее, чем кажется. Вот, например, проблема: куда вводить вакцину при иммунизации? Вопрос может показаться праздным, если не принимать во внимание поствакцинальную саркому, которая может возникать у кошек, хотя случается такое крайне редко. При традиционном способе инъекции в область холки и лопатки новообразование — если таковое разовьётся — может прорасти в позвонки и при обнаружении на этой стадии становится неоперабельным. Исходя из этих соображений, идеальным местом становится хвост, однако такие введения являются болезненными и идеально проходят, лишь если животное находится под анестезией. Некоторые предпочитают компромиссный вариант и вводят вакцину в голень или паховую складку. Однако существует и противоположное мнение, что лучшим местом является как раз холка, поскольку именно здесь есть наибольшая вероятность обнаружить опухоль на ранней стадии — ведь как раз по холке владелец чаще всего гладит своё животное.

Приведённый выше пример не даёт однозначного ответа на вопрос «как делать?», но иллюстрирует необходимость особого подхода с учётом видовой принадлежности. К счастью, в отношении многих других аспектов обращения с кошками вполне можно сказать чётко, как делать лучше. На приобретение таких навыков ветеринарными врачами как раз и направлена программа Национальной ассоциации медицины кошек.

Кстати, ветеринарное сообщество побуждает и производителей вакцин менять работу и производственные процессы: большинство кошачьих вакцин на сегодняшний день уже не содержат компонентов, которые вызывают поствакцинальную саркому. Антирабические вакцины, к сожалению, к таковым не относятся, поэтому вопрос «куда колоть» пока продолжает оставаться актуальным.

Сертификация в России: начало

Ветеринарная часть программы делится на два компонента. Первый — это обучение самих врачей с последующим вручением им сертификата специалиста, обладающего всеми нужными навыками обращения с пациентами- кошками. Второй — создание в клиниках необходимых условий для приёма кошек без стресса. Итогом должно стать вручение сертификата «Здесь комфортно кошкам». В рамках проекта были разработаны требования и критерии создания зон, подходящих для кошек. По мнению авторов, в любой клинике можно создать обстановку, в которой мяукающим пациентам будет хорошо.

Сертификат потенциально могут получить все, даже маленькие кабинеты. Это особенность правил российской программы, в Европе и Америке есть привязка к размеру клиник. Но ассоциация делает упор на другие аспекты, ставя в приоритет понимание кошки ветеринарным врачом, умение обращаться с ней должным образом. И, по мнению доктора Атанасовой, врачебное сообщество готово к тому, чтобы начать меняться.

На сегодняшний день всё обучение проходит онлайн на портале catfriendLy.ru. Для получения сертификации «Cat-friendly-специалист» врач должен освоить знания о кормлении, поведении и медицине кошек. Клиника, претендующая на звание cat-friendly, должна иметь в своём коллективе как минимум одного врача, обладающего такой сертификацией. Разумеется, существуют и другие требования, предъявляемые к клинике.

Пока что только сама новая «Клиника кошек» имеет сертификат, но несколько других уже готовы к тому, чтобы формализовать статус лечебных заведений, где кошки чувствуют себя комфортно. Вполне вероятно, что до конца года список на сайте ассоциации пополнится ещё несколькими названиями.

Клиника кошек - довольный пациент
Подтверждено: кошкам здесь комфортно

«Клиника кошек» стартует успешно

«Клиника кошек» открылась в августе этого года и уже приобрела известность в ветеринарной среде. Пациентов сюда направляют другие клиники Москвы, сталкиваясь со сложными случаями, в которых кошке достаточно проблематично обеспечить необходимый уход. Коллеги понимают, что на улице Короленко пациента всегда ждут особое отношение, терпение и время, которое нужно выделить на лечение.

В руководстве клиники собрались врачи, достаточно известные и авторитетные. Директор — Валерия Гуркина, главный ветврач — Наталья Вологжанина. Снежана Атанасова выступает в качестве научного руководителя. Соучредителем клиники также выступил Алексей Базылевский, владелец сети клиник в России и Беларуси.

Несмотря на то, что ведущие врачи клиники являются известными специалистами в узких областях, они подчёркивают: принимающий доктор обязан обладать широкими знаниями. По их мнению, врач не должен становиться ограниченным, необходимо уметь поставить общий и дифференциальный диагноз. Узкий же специалист нужен лишь в критической ситуации. Этим принципом клиника и руководствуется в своей работе.

«Клиника кошек» разделена на две зоны: «общественную», где могут находиться владельцы, и «закрытую», куда входят, в том числе, операционная и стационар. Присутствие хозяев в стационаре для врачей — табу, поскольку это может представлять опасность для животных. В первую очередь — по причине возможного заноса инфекционных заболеваний. Но есть и другой фактор: внимание нового человека не оказывает положительного эффекта на кошек, которые находятся здесь. Среди возможных планов — оборудование комнаты, где владелец может пообщаться со своим животным, которое находится на продолжительном лечении.

Стационар вообще является одним из самых крупных помещений в клинике и рассчитан на 25–30 пациентов. По словам Атанасовой, кошки вообще чаще нуждаются в лечении с длительным пребыванием в клинике, чем собаки: очень много терапевтических случаев, которые требуют такого подхода. Разумеется, после операций пациенты также, как правило, остаются на какое-то время в клинике.

В стационаре должно быть тихо, не слышно шума приборов, стиральных машин. При назначении терапии упор идёт на дневные манипуляции, ночью животные должны отдыхать. Врачи клиники подчёркивают, что тишина в стационаре в течение суток вообще является чрезвычайно важным фактором успешного лечения.

Оборудование в «Клинике кошек» соответствует всем современным стандартам: УЗИ, рентген, эндоскопическая стойка. Особая гордость — прекрасный аппарат для наркоза, который рассчитан на очень маленьких пациентов и имеет заложенный режим сложной вентиляции для тяжёлых пациентов. Принципиальный момент: наличие собственной лаборатории, чтобы возможно было делать анализы оперативно. Хотя врачи и пользуются услугами внешних крупных лабораторий, основной недостаток аутсорсинга — отсутствие быстрых результатов. Поэтому срочную диагностику специалисты клиники проводят сами. По выражению Снежаны Атанасовой, «завтра мне не нужны вчерашние анализы».

Но, разумеется, не оборудование является самой сильной стороной новой клиники. Главное — это подход к животным, забота о пациентах. Здесь готовы возиться с самыми сложными случаями, выхаживать больных кошек столько, сколько потребуется. По мнению врачей, в этом заключено 60% успеха в результатах их работы.

Клиника кошек инфостенд

Кошкам (и только кошкам) вход разрешён

Зачем вообще нужны клиники, в которых кошки являются единственными пациентами? Если говорить о собаках (представители других видов составляют достаточно небольшую долю пациентов любой клиники), то, как правило, их отношения с кошками сводятся к схеме «хищник — жертва». Неудивительно, что большинство кошек испытывает беспокойство уже только от одного собачьего запаха. В этой ситуации посещение клиники может стать для животного непреходящим стрессом. В мире существуют клиники, где оборудованы разные отделения для двух видов, полностью отделённые друг от друга. Однако и в этом случае, если врач работает и там, и там, то после работы с собаками ему необходимо полностью менять рабочую одежду, на которой сохраняется запах — иначе весь эффект разделения помещений может быть потерян. Доктор Атанасова рассказывает, что принимала одну и ту же кошку в разных клиниках, традиционной и новой, где нет животных других видов: разница видна совершенно чётко.

Врачам клинки всё время задают провокационный вопрос: что они будут делать, если перед клиникой неожиданно окажется владелец с собакой в тяжёлом состоянии — неужели не примут? Не примут. По опыту персонала (а двое руководителей клиники — специалисты по анестезиологии и реаниматологии с большим стажем), случаи поступления животных, которые действительно находятся в критическом состоянии и требуют неотложного вмешательства, крайне редки, поэтому почти все пациенты вполне могут быть транспортированы в другое лечебное учреждение. А кроме того, недалеко от новой клиники есть другая, «традиционная», где коллеги с готовностью примут любую собаку.

Да и значительная часть оборудования в клинике кошек рассчитана только на маленьких животных. Хотя, например, реанимационный аппарат подойдёт и для крупных пациентов, поэтому здесь при необходимости могут принять и других больших… кошачьих: сервалов, каракалов и даже рысей. Тигров и львов — нет; как замечают врачи, их в клиники не возят, к ним специалисты сами ездят.

Клиника придерживается средней ценовой политики. Очень часто люди оказывают помощь дворовым кошкам, и, по мнению врачей, лечение в этой ситуации должно быть доступным. Кроме того, некоторым животным требуется длительное пребывание в стационаре, и задача сотрудников — чтобы животное вышло из клиники в удовлетворительном состоянии. Если это будет финансово недоступно для владельцев, в такой работе нет смысла.

Проводит клиника и онлайн-консультации. Это может быть беседа по телефону, вотсапу, зуму — в каждом случае сотрудники спрашивают у владельца, как ему комфортно общаться. Разумеется, как и в общей ситуации с телемедициной, чаще такая консультация служит поводом для дальнейшего визита в клинику, но бывает и так, что вопрос решается дистанционно, в этом случае владельца на приём не приглашают.

Принимаются кошки с любыми проблемами, но, по понятным причинам, к контагиозными заболеваниям относятся с осторожностью. Поэтому перед заселением в стационар обязательны экспресс-тесты. В «Клинике кошек» не делают косметических операций. И, конечно же, не проводится эвтаназия при отсутствии действительно серьёзных причин. По мнению врачей, зачастую пожелание усыпить животное может быть высказано только из-за того, что владелец напуган случившимся или пытается скрыть, что у него нет денег. Простой разговор с клиентом может благополучно разрешить ситуацию.

В крайнем случае подписывается документ, что владелец отказывается от животного — и оно остаётся в клинике. Одно из направлений нынешней работы — налаживание контактов с приютами и другими организациями, занимающимися переустройством кошек. Нередко кошки, от которых отказались хозяева, курируются и в приютах, и, по возможности, после обретения нового дома.

Без страха

По мнению Снежаны Атанасовой, ветеринарное сообщество ждёт результатов работы новой клиники, чтобы начать меняться более активно. Всё новое традиционно вызывает опасение, а cat-friendly подход для России — это нововведение. Тем не менее, для многих западных стран подобная организация работы ветеринарных госпиталей становится всё более обычной и распространённой. В США, помимо cat-friendly, существует также программа сертификации Fear free — приём «без страха» — которая учитывает отношение ко всем видам животных в клиниках. Врачи понимают: животные заслуживают подобного отношения, да и лечение пациента, который спокоен и не напуган, в конечном счёте становится более эффективным. Думается, что и Россию эта простая истина завоюет довольно скоро.

А пока в новой клинке звучит специальная музыка для кошек, в которую включены приятные им звуки на определённых частотах. Музыка успокаивает кошек и также делает лечение более эффективным. Звучит она в стационаре, в приёмных кабинетах. Благоприятное воздействие «кошачьих звуков» не только подтверждено в ходе различных исследований, но и проверено врачами «Клиники кошек» на собственных животных. Которых у них дома много — ведь далеко не все пациенты-«отказники» попадают в приюты. А мир, как водится, не без добрых. врачей.

 

СВМ № 6/2021

 

Вам также могут быть интересны статьи:

Индивидуальные планы вакцинации помогут поддерживать здоровье кошек

Опубликованы результаты исследования о питании кошек веганскими кормами