Поиск

Бизнес-консультант Мария Савинкина-Борисова: «Мы — источник всего в нашей жизни»

Беседовала главный редактор «СВМ» Екатерина Забегина

Мария Савинкина-Борисова — ветеринарный врач, бизнес-консультант, эксперт по переговорам. Основатель консалтингового Агентства «MMSgroup», автор проектов «Soft School» и «Оперативный доступ»

— Добрый день, Мария! Рады приветствовать вас в роли нового редактора рубрики нашего журнала «Бизнес и образование». Расскажите нам, пожалуйста, немного о себе. Где вы учились, какие у вас были любимые предметы?

— Добрый день! Спасибо! Я должна была учиться в МГМСУ (мединститут), однако благодаря Джеймсу Хэрриоту (смеётся) я окончила МГАВМиБ им. К. И. Скрябина. Удивительный вуз, в котором во времена моей учёбы было так: чем старше курс, тем больше времени ты проводишь на занятиях, потому что пропускать их было нельзя. Любимые предметы: анатомия и паразитология. Анатомия — потому что это было круто — знать названия всех бугорков и впадин, а паразитология ценна была тем, что очень очевидно демонстрировала полезность системного мышления, и было интересно, как формы жизни вытекают друг из друга (простите за каламбур). Клинические дисциплины я постигала, работая по ночам ассистентом в клиниках, и неловко признаться, но я даже не знала, какого цвета были учебники по хирургии или терапии… А уже когда работала наёмным управленцем, получила диплом по специальности «Менеджмент организаций» и «Управление персоналом».

— Наверняка в вашей жизни есть учителя и события, которые повлияли на выбор направления, которым вы сейчас занимаетесь…

— О, да! Вообще я отношусь к тем людям, которые считают, что все события и люди, встречающиеся на жизненном пути — это лучшие учителя. И если я до сих пор испытываю обиду на кого-то или думаю о том, что «а вот надо было по-другому поступить/сказать», то «коллоквиум» по этой теме мною не сдан, и этот раздел мне предстоит учить снова (смеётся).

Среди моих учителей в профессии не только врачи и руководители, которые щедро делились опытом, исправляли мои ошибки, вдохновляли и доверяли мне, но и огромное количество владельцев моих пациентов, которые были злы и писали на меня жалобы или были благодарны и так доверяли мне, что ехали издалека на приём. В общем, я сегодняшняя — это всё благодаря всем.

— Сегодня вы чрезвычайно важный человек, влияющий на уровень бизнес-образования в сфере ветеринарной медицины. В чём вы видите вашу миссию?

— Когда я открывала своё консалтинговое агентство, мне задавали вопрос: «Для чего оно?» Ответ был таким: «Мы хотим, чтобы бизнес для ветврачей стал понятным и радостным процессом». За эти 14 лет я слышала и видела тысячи бизнес-историй и кейсов, провела сотни тренингов, однако запрос у людей не меняется со временем: все хотят лёгкости, радости, счастья и гармонии. Именно поэтому 2 года назад мы вышли за рамки ветеринарного менеджмента и создали курс по мягким навыкам (проект Soft School), в котором начали рассказывать, как управлять собой (это ведь и есть «менеджмент»), чтобы достичь всего, чего хочется. Ведь мы — источник всего в нашей жизни.

— Чему же стоит дополнительно учиться ветеринарному врачу?

— Ещё в прошлом веке самая технологизированная нация в мире (японцы) говорила о том, что самое ценное — это творческие, креативные способности и «человеческие» навыки. Сегодня на службе у человека огромное количество технологий, включая искусственный интеллект. Всё стремится к максимальной роботизации, многие профессии заканчивают своё существование (медицина не исключение), однако технике недоступны эмпатия, сострадание, возможность создать что-то по-настоящему новое. Так что ответ на вопрос «чему стоит учиться» напрашивается сам собой.

— Что вам интереснее: работать над развитием личного бренда конкретного ветеринарного специалиста или общаться с широкими аудиториями?

— Пять лет назад я в какой-то момент подумала, что мне хочется чего-то более интересного и масштабного. Я занялась изучением коммуникации на всех уровнях, стала экспертом и тренером по переговорам. Появились крупные клиенты в других отраслях, появились частные заказы на ведение и модерацию переговорного процесса. Прошло 3 года, и я опять начала слышать голос в своей голове, говорящий о том, что «хочется чего-то интересного, нового и масштабного», после чего я осознала, что этот голос ненасытен и способен сбивать меня с толку, ибо я здесь для того, чтобы быть полезной другим, поэтому если во мне нуждается врач или 500 врачей, для меня это одинаково ценно и интересно.

— Есть ли у вас домашние животные?

— Как у любого практикующего врача, у меня было много животных, особенно везло на долгожителей (смеётся). Сейчас у нас в семье нет питомцев, потому что мы очень много перемещаемся по разным странам и городам. Часто идём по улице и, показывая пальцем на какую-нибудь кошку или собаку, перебивая друг друга, кричим: «Когда-нибудь я заведу себе такого!»

— Идеальная ветеринарная клиника — какая она?

— Это место, куда персонал и клиенты идут с радостью и гордостью. Идеальность не зависит от площади и оснащения. В сфере услуг (а мы к ней относимся) всё измеряется человеческой удовлетворённостью. Возможно, сейчас кто-нибудь из читателей захочет вспомнить важность протоколов диагностики и лечения, нормативов рентгенологического излучения… Всё это действительно важно, но «идеальная клиника» — это про другое…

— Есть ли у вас идеал ветврача?

— Ну, как вы поняли, у меня есть идеал человека, и неважно, каким ремеслом он занят.

— Давно ли вы читаете наш журнал?

— Честно говоря, не могу сказать, что я его читаю (смеётся) — я всегда просматриваю новые выпуски, смотрю оглавление, радуюсь, когда вижу родные и совсем новые фамилии. Восхищаюсь теми, кто нашёл в себе силы и время, чтобы поделиться знаниями и опытом (поделиться тем, за что заплатил своими потом и кровью), чтобы было больше здоровых пациентов и счастливых владельцев, спокойных и уверенных в себе коллег. Для меня «СВМ» — это как внутренняя опора и отраслевая ценность.

— Дайте, пожалуйста, тот самый важный совет практикующему ветеринарному врачу, который, на ваш взгляд, поможет ему без лишних трат времени выбрать правильную бизнес-стратегию.

— Самый важный совет — слушать себя! И тогда и бизнес-стратегия, и жизненная не будут представлять сложностей.

 

СВМ № 1/2024