Поиск

Масcовые инфекционные аборты у лошадей

 

К.П. Юров, Отдел вирусологии ВНИИ экспериментальной ветеринарии им. Я. Р. Коваленко, Москва

Гибель плода и последующие аборты у лошадей возможны в результате травм, неправильного кормления, отравлений, переутомления, содержания жерёбых кобыл в холодных конюшнях, врождённой и приобретённой патологии родовых путей, иммунопатологического состояния матери и плода, двоен и т.д. Гибель плодов возможна в результате их инфицирования различной условно патогенной микрофлорой. Примерно из 10% абортированных плодов выделяют кишечную палочку, кокки, микоплазмы, хламидии и другие микроорганизмы.

Аборты у лошадей возможны при некоторых острых лихорадочных инфекциях, например, гриппе. Многочисленные аборты у кобыл также установлены в результате воздействия нескольких неблагоприятных факторов. Так, в 2000–2002 годах, по сообщению доктора N. Williams, на коневодческих фермах в центральном районе штата Кентукки в США зарегистрирована эпизоотия, сопровождавшаяся абортами в последней стадии жерёбости или гибелью новорождённых жеребят. Природа болезни окончательно не выяснена, исследователи пришли к выводу, что потери жеребят, вероятно, вызваны суммой причинных факторов, и заболевание условно определено как «патологический репродуктивный синдром у кобыл» (MRLSM). Гибель плодов происходила независимо от возраста и породы кобыл, причём у последних отсутствовали какие-либо предвестники аборта или родов. Обычно плоды не донашиваются несколько недель до нормального срока выжерёбки или рождаются мёртвые жеребята. Основной признак, который привлекает внимание — изгнание плода одновременно с плодными оболочками (хориоаллантоисом), так называемый «красный мешок».

Однако главную опасность для коневодческих хозяйств представляют специфические инфекционные болезни, вызываемые вирусами герпеса лошадей (ринопневмония — вирусный аборт), артериовирусом (вирусный артериит), сальмонеллами (сальмонеллёзный аборт) и некоторыми другими возбудителями.

 

Ринопневмония — вирусный аборт у лошадей

Наибольшую опасность для коневодческих хозяйств представляет герпесвирусная инфекция первого типа, т.е. ринопневмония — вирусный аборт у лошадей. Инфекция в ранее благополучных хозяйствах принимает форму острой массовой вспышки, в течение которой инфицируется всё поголовье. При заражении жерёбых кобыл возникают аборты у 40–60% кобыл, иногда до 90% конематок абортируют. В районах, ранее благополучных по ринопневмонии, эта инфекция может принять характер эпизоотии. Повторные вспышки эмбриональной смертности происходят по мере снижения уровня группового иммунитета.

Среди лошадей чистокровной верховой породы периодичность таких вспышек составляет несколько лет. В это время абортируют 35–80% конематок. На рисунке 1 представлены данные по одному конному заводу, которые отражают эпизоотическое состояние хозяйства по массовым абортам кобыл в течение довольно продолжительного времени.

 

 

Рисунок 1. Периодичность массовых вирусных абортов у кобыл чистокровной верховой породы в одном хозяйстве в течение 28 лет

 

 

Инфекция передаётся чаще всего путём контакта или аэрогенно. Обычно источником возбудителя инфекции служат молодые лошади, возвращающиеся с ипподромных испытаний. Вирус находится в крови, носовых секретах и выделяется при кашле и фырканье в воздух в виде аэрозоля, загрязняя воду, корма, помещение.

Первичное размножение вируса происходит в эпителии слизистой оболочки носовой полости. Через 1–2 дня после заражения у лошадей отмечают ринит с обильным серозным истечением, воспаление и изъязвление слизистой оболочки носовой перегородки и верхнего отдела трахеи.

Заражение кобыл вирусом ринопневмонии возможно также во время случки с инфицированным жеребцом.

У жерёбых кобыл возбудитель содержится в околоплодной жидкости и при аборте у лошади вирус выделяется в большом количестве. Поэтому абортированные плоды, плодовые оболочки и воды служат в случае абортов основным источником возбудителя инфекции.

Заражение жерёбых кобыл вирусом ГЛ-1 далеко не всегда приводит к гибели и изгнанию плода.

У части кобыл инфекция протекает бессимптомно и остаётся незамеченной. Единственным клиническим признаком в этих случаях, свидетельствующим о поражении матери и плода ВГЛ-1, является сокращение времени вынашивания плода. При этом рождаются нормально развитые жеребята. Однако часть из них заболевает в первые часы. Очевидно, что высокая заболеваемость новорождённых жеребят в неблагополучных по ринопневмонии табунах, объясняется внутриутробным инфицированием плодов.

У больных жеребят наблюдают угнетение, лихорадку, острое катаральное или катарально-геморрагическое воспаление слизистых оболочек верхних дыхательных путей.

Борьба с ринопневмонией — вирусным абортом у лошадей, основывается на вакцинопрофилактике. При этом, естественно, не исключаются общие ветеринарно-санитарные мероприятия, включающие: дезинфекцию денника, в котором произошёл аборт, а также всей конюшни; недопущение ввода лошадей из неблагополучных хозяйств; контроль жеребцов путём лабораторных серологических или вирусологических исследований.

Наиболее эффективными являются вирусвакцины. Преимуществом вирусвакцин является их иммуногенность. В нашей стране, как известно, используется вакцина из штамма СВ/69. Вакцину применяют для иммунизации жерёбых кобыл, молодняка разного возраста, жеребцов.

Жерёбых кобыл, во избежание абортов у лошадей, иммунизируют двукратно: первый раз на 1–3-м месяце жерёбости, повторно — через 3–4 месяца, но не позднее 7-го месяца жерёбости. Остальных лошадей иммунизируют двукратно с интервалом в 3–4 месяца. Жеребят первый раз вакцинируют в возрасте 3 месяцев и повторно — не позднее 3–4 недель до отъёма. Вакцинацию спортивных лошадей заканчивают не позднее 2 недель до их отправки из хозяйства. Вакцинации не подлежат лошади с повышенной температурой тела, острыми респираторными заболеваниями.

Эффект от применения вирусвакцин достигается не только вследствие индуцированных иммунных реакций, но также благодаря вытеснению вакцинным вирусом вирулентных эпизоотических штаммов. Исходя из этого, в одном хозяйстве вакцинацию лошадей всех возрастных групп следует проводить в возможно более сжатые сроки.

В тех случаях, когда случка и соответственно выжерёбка кобыл растянуты во времени, кобыл с поздними сроками родов можно прививать в третий раз.

Иммунитет у привитых лошадей наступает на 10–14 сутки, напряжённость его повышается после повторного введения вакцины.

Вирусный артериит и аборты у лошадей

В 1984 году в США в штате Кентукки возникла острая вспышка вирусного артериита лошадей. Проведённые в период этой эпизоотии исследования показали, что жеребцы–производители играют большую роль в распространении возбудителя, в отличие от существовавшего ранее мнения, что основной или единственный путь передачи вируса — аэрогенный или контактный (P. Timoney, W. MacCollum at.all.). При этом у жеребцов-вирусоносителей в крови присутствуют специфические антитела в умеренных титрах. Инфицированные жеребцы длительное время остаются носителями вируса. В течение нескольких лет наблюдения количество жеребцов, которые освободились от вируса, невелико. Установлено, что многие производители постоянно передают возбудитель со спермой. Вирус находится в богатой сперматозоидами фракции эякулята и отсутствует в секретах половых желёз. Исследователи не получили доказательства какой-либо периодичности выделения возбудителя. Из этого сделан вывод, что жеребцы являются главным звеном в эпизоотическом процессе, обеспечивая циркуляцию вируса в популяции лошадей во всём мире.

Первоначальное заражение жеребцов часто происходит респираторно или при случке с инфицированными кобылами. При заражении через органы дыхания первичная репликация вируса осуществляется в бронхиальных макрофагах. Через 48 часов после заражения вирус обнаруживается в региональных лимфатических узлах. Через 72 часа развивается виремия. В это время вирус проникает в различные ткани и органы лошади. Развитие характерных васкулярных поражений начинается в сосудах лёгкого и далее в мелких артериях и венах по всему телу. Вирус также локализуется в эпителиальных клетках семяпроводящих канальцев, в эпителии щитовидной железы и печени.

Жеребец — носитель вируса обеспечивает передачу возбудителя при случке или со спермой при искусственном осеменении.

Инфицированные жеребцы выделяют вирус постоянно. Возбудитель выделяется исключительно со спермой. После случки с жеребцом-вирусоносителем могут быть заражены 85–100% здоровых кобыл.

При заражении через органы дыхания инкубационный период болезни составляет 3–14 дней, после вагинального инфицирования — 6–8 дней. Заболевают лошади любого возраста, однако жеребята более восприимчивы.

Вирусный артериит может протекать в острой, хронической или инаппарантной инфекции. В случае острого течения вирусного артериита наблюдают высокий подъём температуры (до 41°С) в течение 2–9 дней, учащение пульса, нарушение функций центральной нервной системы, угнетение, парезы лицевого нерва, иногда лошади принимают неестественные позы, стоят со скрещёнными передними ногами, опершись головой о кормушку. При понуждении больная лошадь передвигается с трудом, пошатываясь. Температура удерживается почти на одном уровне, с незначительными колебаниями. Наблюдают катаральное воспаление слизистых оболочек глаз, носовой и ротовой полостей. Веки у больных лошадей часто опухают. При этом регистрируют светобоязнь и слёзотечение. Позже в конъюнктивальных мешках скапливается слизисто-гнойный секрет, в некоторых случаях воспаление с конъюнктивы распространяется на роговую оболочку глаза. В этом случае склера может принимать ярко-красную окраску. У больных лошадей отмечают кашель, сначала сухой и хриплый, затем влажный. Из носовых отверстий выделяются жидкие серозные истечения, которые позже переходят в слизистые или слизисто-гнойные. Подчелюстные узлы припухшие и болезненные. В лёгких прослушивают сухие и влажные хрипы. Развивается отёк подкожной клетчатки в области живота, конечностей, особенно задних. У жеребцов повышенная температура, отёк мошонки и препуция; у кобыл — молочной железы.

Жеребцы утрачивают воспроизводительную функцию в течение 6–7 недель. При этом в эякуляте обнаруживают малоподвижные, патологически изменённые сперматозоиды, что объясняется повышением температуры в области тестикул, а не непосредственным действием вируса на половые клетки.

Острая форма инфекции в настоящее время встречается редко. Обычно вирусный артериит протекает в виде хронической или инаппарантной (бессимптомной) формах. Бессимптомная форма инфекции встречается у жеребцов-производителей.

У жерёбых кобыл вирус вызывает аборты на 3–11-м месяцах беременности. Плод изгоняется внезапно, без видимых предшествующих признаков. Количество абортов у лошадей, по данным американских исследователей, колеблется от 10% до 50–60%.

В странах, свободных от вирусного артериита, таких как Япония, Южная Корея, Англия и др., мероприятия по профилактике этой инфекции достаточно простые, а именно: запрещён ввоз в страну серологически положительных лошадей. Исследование лошадей проводят в реакции нейтрализации. Положительно реагирующих жеребцов кастрируют или убивают. В Сарнах Европейского союза обычно требуется исследование только жеребцов-производителей.

 

Сальмонеллёзный аборт у лошадей

 

Инфекционная болезнь, проявляющаяся абортами у лошадей и рождением недоношенных жеребят. Возбудитель — Salmonella abortus equi.

Сальмонеллёзный аборт у лошадей, который в прошлом был широко распространён, в настоящее время обычно регистрируют в зонах табунного коневодства. При возникновении заболевания возбудитель передаётся от больных (абортировавших) лошадей и скрытых носителей — жеребцов, рабочих лошадей, жеребят. Возбудитель может длительное время сохраняться в кишечнике, желчных ходах, выделяясь с фекалиями. У абортировавших кобыл возбудитель в течение 1–2 месяцев в большом количестве выделяется с плодными водами и оболочками, истечениями из влагалища.

Сальмонеллы проникают также через корм, воду, предметы ухода, пастбище. Вспышка болезни часто провоцируется при снижении резистентности лошадей вследствие плохих условий содержания.

В первые месяцы жерёбости наблюдают единичные случаи сальмонеллёзных абортов у лошадей. Опасность состоит в том, что аборты, происходящие на пастбищах, не регистрируются и кобыла распространяет инфекцию в табуне. Большой процент сальмонеллёзных абортов возможен у молодых кобыл (более 60%).

В течение 1–3 лет после массовых абортов количество выкидышей среди неблагополучного поголовья резко сокращается. У абортировавших кобыл формируется длительный и напряжённый иммунитет. Повторные аборты у лошадей происходят редко. Впоследствии по мере поступления молодых ремонтных кобыл и снижения напряжённости иммунитета аборты могут возникать вновь.

Для профилактической иммунизации разработана живая вакцина АЗВИ из штамма Е-181strR (Б.А. Матвиенко с соавт.). Вакцина в условиях табунного коневодства Казахстана зарекомендовала себя как ареактогенный и иммуногенный препарат.

В связи с возможностью смешанной вирусно-бактериальной инфекции (ринопневмонии и сальмонеллёзного аборта), отличающейся особой тяжестью проявления, сотрудниками двух институтов — Алмаатинского зооветинститута и ВНИИ экспериментальной ветеринарии разработана схема комплексной вакцинации против ринопневмонии и сальмонеллёзного аборта.

 

 

Статья предоставлена Конским ветеринарным объединением. Из Материалов 10-й Международной научно-практической конференции «Болезни лошадей: диагностика, профилактика, лечение».

 

 

СВМ № 3/2015