Решать накопившиеся в отрасли проблемы следует сообща

Беседовал Евгений Назаренко

 

Через два с небольшим месяца в Москве пройдёт Первый Всероссийский съезд ветеринарных врачей. В его преддверии мы побеседовали с Сергеем Владимировичем Середой, который принимает непосредственное участие в его организации. И так уж получилось, что разговор шёл, в основном, о ветеринарном образовании.

 

 

— Сергей Владимирович, совсем недавно вы были в Казанской академии ветеринарной медицины, где был запущен проект Ассоциации практикующих ветеринарных врачей «Диалоги о профессии с доктором Середой». Что, с вашей точки зрения, меняется в вузе после прихода нового ректора?

— Вообще уже само появление представителя Ассоциации в вузе с подобным проектом и предоставление ему слова — и не в формате брифинга, у нас шли разговоры около трёх часов — это само по себе говорит о том, что академия заинтересована в диалоге, она ищет пути развития, налаживает контакты с общественными организациями, со студентами. И в данном случае — что важно — я увидел, что существуют понимание и поддержка, прежде всего со стороны министерства сельского хозяйства Татарстана. Присутствие на протяжении всего времени нашей встречи заместителя министра сельского хозяйства означает, что этот вопрос им не безразличен, и эта встреча для них — не для «галочки».

Второе, что я увидел, — это совершенно грандиозный ремонт, который проводится в академии. Меняется всё — от коммуникаций до внутренней начинки аудиторий. Это значит, что что-то в жизни академии должно пойти по-другому. Далее, я видел заинтересованность со стороны студентов. Студенты первого, второго и третьего курсов полтора часа были в состоянии беседы, и никто не покинул зал, хотя студентов никто не удерживал, никто не отмечал. Они были заинтересованы, они не вели разговоров между собой, зал был слушающим и, надеюсь, слышащим. И студенты задавали вопросы. Совершенно разные: на социальные темы, правовые, по поводу учёбы — например, почему в вузе мало часов практики.

Поэтому, как мне кажется, когда-то должны в конце концов наступить изменения. Да они, в общем, происходят сейчас. Именно это я увидел в Казани. Я увидел, как будут выглядеть новые аудитории — это, конечно же, небо и земля по сравнению с тем, что было. И мы с руководством вуза наметили, что с первого сентября наши врачи из клиники «Центр» будут читать лекции в Казанской академии. И будут читать лекции не только практикующие ветеринарные врачи, но и представители других сфер — государственной ветеринарной службы, Россельхознадзора и т. д. Мы имеем опыт в проведении подобных мероприятий на примере Ростова-на-Дону. 10 лет назад мы вели там проект «Приглашённый лектор». Сейчас я услышал и от высшего ветеринарного руководства Татарстана, что им не безразлична тема образования, что они вкладывают республиканские деньги в образовательный процесс.

— А в других вузах происходит что-то подобное?

— Так как мы начали этот проект с Казанской академии, я пока не могу сказать, что будет в других вузах. Нашу инициативу поддержала директор департамента ветеринарии Минсельхоза Мария Викторовна Новикова, я встречался с ней по этому поводу.

— И вы бы хотели, чтобы подобный проект развивался и был представлен в других вузах, я правильно понимаю?

— Я бы хотел, чтобы, по крайней мере, в крупных вузах это было осуществлено. И с любыми другими вузами мы готовы сотрудничать, со всеми желающими. Я надеюсь, что Московская ветеринарная академия сдержит своё слово и проект будет продолжаться там. В Ростове тоже будет и, надеюсь, в Екатеринбурге. Мы ориентируемся на совершенно различные факультеты в разных вузах. Неважно, какова их принадлежность: к министерству сельского хозяйства они относятся или к министерству образования. Вообще, если факультет, подведомственный Минобразования, показывает хорошие результаты и там достойно учат студентов, то почему бы ему не существовать? Для факультета самое важное — это преподаватели. Если они инициативны и компетентны, то всё остальное — дело времени. А для работодателя не важна ведомственная принадлежность вуза, важен конечный результат: хороший готовый специалист.

— Возможно ли, в принципе, обозначить какой-то вектор развития ветеринарного образования в стране за последнее время в целом?

— Как сказать… Мы постоянно говорим на протяжении многих лет об одном и том же. И если 20 лет назад меня называли лгуном и говорили о том, что у нас ветеринарное образование замечательное, то сейчас этого уже никто не утверждает. Уже все прекрасно понимают, что сегодня образование не в лучшем состоянии и что-то нужно делать. И вот в этом процессе, с моей точки зрения, инициатива должна исходить прежде всего от вузов. На протяжении всех этих лет я никакой такой особой инициативы не видел. И только в преддверии съезда ветеринарных врачей, подготовка к которому сейчас идёт и одним из инициаторов которого, кстати, была наша Ассоциация, началось какое-то движение. И важно, что люди сейчас — в хорошем смысле – взбудоражены этим. Они участвуют в различных дискуссиях, которые проходят в рамках подготовки к съезду, и какие-то важные вопросы можно решить ещё до съезда. В частности, набившую оскомину проблему заочного ветеринарного образования. Этот вопрос, на самом деле, отнюдь не самый главный среди прочих, но он, с моей точки зрения, решается не сложно.

Вот смотрите: из 13 ветеринарных вузов, подведомственных Минобрнауки, только два имеют заочную форму обучения, и там только 11 бюджетных мест в год. Из 44 вузов, относящихся к Министерству сельского хозяйства, напротив, только 6 не учат заочно, иными словами, там сотни заочных студентов только на бюджете плюс контрактники. Перечислять смысла нет, конечно. Почему так? И вопрос этот даже не к Министерству образования, которое формирует образовательную политику, а к Федеральному учебно-методическому объединению (ФУМО), которое вправе самостоятельно выйти с предложением к Минобразования и исключить эту форму обучения из федерального государственного образовательного стандарта. Причём, анализируя вопрос, мы пришли к выводу, что её можно трансформировать в очно-заочную (вечернюю) форму обучения, и для вуза это будет более выгодно. И мы готовы показать это в цифрах.

Повторюсь, это не главный вопрос, но он очень показательный. А все кивают: мол, это Минобразования, это Минсельхоз… Значительная часть изменений, которые могут произойти, в руках самого ветеринарного образовательного сообщества. И чтобы «раскачать» процесс, у нас есть ещё одно предложение: чтобы в ФУМО включали новых членов; нужна ротация, приток новых идей. Мы направили соответствующее письмо, в котором говорим о том, что в работе объединения должны участвовать работодатели. Это письмо сейчас находится в ФУМО, и я надеюсь, что его рассмотрят. Такое движение могло начаться и раньше, но лишь сейчас грядущий съезд и указания заместителя министра сельского хозяйства Евгения Анатольевича Непоклонова всколыхнули эту, будем говорить, «тихую заводь». Так или иначе, чем больше мы говорим, тем больше делается выводов и принимается решений.

— А что вы можете сказать по поводу других проблем образования, на которые указывают сами представители вузов? Например, недостаточное финансирование.

— Я согласен со всеми, кто говорит, что обучение нашей профессии является одним из самых затратных. Как и медицинское. И полностью согласен с тем, что имеет место недофинансирование. Но давайте представим ситуацию: завтра всем дали много денег. Что, от этого у нас через 2—3 года пойдут хорошие специалисты? Нет. Не пойдут. Ещё 15—20 лет назад мы говорили о том, что у нас будет кадровый голод в обучающих вузах, но все пропускали наши слова мимо ушей, говорили, мол, этого не будет. И никто себе не готовил смену. А сегодня настал момент, когда говорят: у нас опасная тенденция истощения кадрового ресурса. Это не тенденция, это уже сложившийся факт, реальность. Нет кадров. Если бы раньше вузы больше общались с работодателями, общественными организациями, прислушивались к ним, наверное, мы бы не были в этой яме.

— Каковы на сегодняшний день возможные пути решения проблемы кадрового голода?

— У нас только один путь — что-нибудь делать… Нужно готовить специалистов и заинтересовывать их, чтобы они шли в вузы. Платить им достойную зарплату. По указу президента сейчас заработная плата увеличилась, значит, надо пользоваться этим и привлекать как можно больше молодых людей. Нужно вводить их в различные структуры вузов, деканаты, в руководство. Должны быть новые мозги, новые идеи.

— В прошлом году профессор Равилов говорил о том, что с его приходом молодые специалисты потянулись в преподаватели Казанской ветакадемии. Где-то ещё происходит то же самое?

— Я бы не хотел делать акцент на каких-то определённых вузах. Вероятно, где-то есть. В Петербурге, наверное, появляются в вузе молодые врачи… Смысл в том, чтобы это было не единично, это должно стать системой, чтобы молодым людям заниматься преподавательской деятельностью было почётно и выгодно. Должны создаваться такие условия. Этим должны заниматься и государство, и руководство вузов.

— Насколько это зависит от руководства вуза и насколько — от государства?

— Я бы не хотел так говорить: столько-то процентов от того, столько-то процентов от этого. Хочется только сказать о том, что роль личности в истории присутствовала всегда. Вот с приходом Равилова на должность ректора Казанской академии что-то начало меняться? Да. Вот мы и говорим всё о Равилове да о Равилове… Но значит и в других вузах может происходить то же самое. Роль личности в истории огромна — и в вузе тоже. Вот, например, ректор Ставропольского аграрного университета Владимир Трухачёв создал у себя замечательные условия. Это тоже о роли личности, он может. Ещё где-то могут, наверное.

— Бизнес, который имеет отношение к ветеринарии, в первую очередь заинтересован в том, чтобы из стен вузов выходили качественные выпускники. А что должны и что могут сделать представители бизнеса, чтобы улучшать ситуацию? И что делают уже?

— Бизнес нельзя заставить давать деньги на обучение, невозможно так сделать. Бизнес надо привлекать к обучению студентов, адаптации их к производству, убеждать, что ему это необходимо. Я не могу сказать обо всех. Пример сотрудничества с вузами — работа ветеринарных клиник в Москве. Мы сотрудничаем с Московской ветеринарной академией, в ряде клиник созданы филиалы кафедр МВА. Это важно? Конечно! Студенты к нам приходят, мы их обучаем в рамках учебного процесса, который ведётся в вузе. То же самое могут делать, наверное, какие-то агрохолдинги.

Но нужно не заставлять бизнес, а убеждать в том, что такое партнёрство взаимовыгодно. А говорить «дайте нам денег, и мы вам приготовим выпускников» — так не пойдёт. Вузы настолько оторваны от производства, что не знают наших потребностей и запросов, и этот пробел пока остаётся. Бизнес не будет выкидывать деньги на ветер. Люди хотят видеть результаты. Вообще, конечно же, обучение — это не задача предпринимателей. Бизнес на сегодняшний день этим занимается от безнадёжности, потому что у него тоже колоссальный кадровый голод. Годы идут, ничего не меняется: выпускается огромное количество ветеринарных врачей, но мы не можем найти качественных выпускников. Парадокс! И не сегодня сложилась такая ситуация.

— Да, 20 лет назад было то же самое.

— Конечно. Просто сегодня всё это вскрылось, как гнойник. О каких национальных проектах может идти речь, когда мы готовим некачественных специалистов? Мне говорят, что я, мол, вечный оппонент… Но у меня нет никакой финансовой заинтересованности в этой области. Интерес только один: я хочу, чтобы везде работали квалифицированные ветеринарные врачи. Не важно где: на государственной службе, в частной ветеринарной клинике и т. д…

— Как для этого вести подготовку студентов? Обучать всему или с расчётом на будущую специализацию?

— У нас до сих пор все говорят: основное наше направление — это сельское хозяйство. Я совершенно согласен с тем, что сельское хозяйство является одним из основных направлений в экономике. Но рынок развивается по своим законам, и никакими административными решениями нельзя это изменить. Во всём мире есть тенденция: 60—70% людей, которые заканчивают ветеринарные вузы, идут не в сельское хозяйство, а занимаются pets — животными-компаньонами. А остальная часть идёт в сельское хозяйство, в государственные структуры и т. д. А наши вузы какими были, такими и остались. Причём они и для сельского хозяйства не готовят качественных специалистов. И точно так же они не готовят качественных специалистов ни для госслужбы, ни для ветеринарных клиник. На ветеринарные клиники и врачей, которые занимаются мелкими животными, они смотрят как на какое-то странное явление: вроде бы они есть, а вроде бы их нет. Но сегодня с животными-компаньонами работает огромное количество врачей. По нашим данным, около 18 тысяч специалистов в стране занимаются непродуктивными животными. Огромная армия ветврачей.

Вузы никак не справятся с подготовкой кадров для сельского хозяйства, а о тех, кто занимается непродуктивными животными, вообще забыли. С моей точки зрения, врач должен изучать всё. На первых курсах его должны готовить к лечению любых животных. А на последних курсах должна быть какая-то специализация. Хочешь работать в сельском хозяйстве и заниматься продуктивными животными — пройди специализацию и занимайся в этой области. Хочешь с мелкими животными — пожалуйста, хочешь идти на государственную службу — пожалуйста, специализируйся. Сегодня этого нет. Но это дефект всей системы.

— Вы отметили, что в Казани столкнулись с проявлением интереса со стороны студентов. Обычно происходит по-другому?

— Кто изначально приходит учиться в высшую ветеринарную школу? Зачастую это молодые люди, которые закончили школу с низким баллом по ЕГЭ. Они приходят неподготовленными в области биологии, общеобразовательных наук и т. д. И высшая школа, вместо того, чтобы с первого курса давать им знания по ветеринарии, практику, начинает давать все эти, недоученные в школе, дисциплины. В западных странах человек поступает в высшую школу уже подготовленный. Система другая.

— Если в ветеринарные вузы идут те абитуриенты, которые не очень хорошо учились в школе, значит не идут те, у кого всё было хорошо. Как привлечь в ветеринарию более умных?

— Ну… Я же не министр образования, не ректор вуза!.. Как привлечь? Наверное, учёба должна быть привлекательной. Надо проводить дни открытых дверей, массу других мероприятий по привлечению поступающих устраивать. Должен возникать интерес к профессии. И не только обучение в вузе должно быть привлекательным. После окончания вуза человек идёт, например, в сельское хозяйство, работать с продуктивными животными — наверное, должны быть какие-то определённые экономические условия, чтобы у него была достойная зарплата. А ехать в какой-то сельский район на заработную плату в 10—15 тысяч?.. Невозможно жить так.

Вот Татарстан… Я опять говорю об этом регионе, потому что я как-то туда «въехал», вжился, посмотрел на то, что происходит. Там существует государственная программа, выделяются подъёмные деньги, люди обеспечиваются жильём, что привлекательно для молодых людей. Я не знаю, что происходит в других регионах. Однако недаром же Татарстан производит больше всего молока в России. Наверное в том числе и потому, что для ветеринарных врачей есть условия, и на их подготовку обращают внимание. Здесь всё взаимосвязано.

— Скажите, а как вы относитесь к целевому приёму в вузы?

— Эта система существовала ещё в Советском Союзе и была ещё тогда недостаточно эффективной. Если кто-то сможет её наладить — хвала и слава ему, но я к этому отношусь очень осторожно. Нет никаких механизмов на сегодняшний день, чтобы удержать этих специалистов, которые по системе целевого приёма идут в вуз. Мир аналогов этой системы не знает.

— Т. е. это исключительно наше ноу-хау?

— Да. Я бы даже сказал, лазейка для невысокобалльных абитуриентов.

— Давайте обозначим ещё проблемы в ветеринарном образовании.

— Конечно же, таковых множество. Соотношение преподавателей и студентов должно быть совсем другое. У нас на одного преподавателя какое-то огромное количество учащихся, так не должно быть. Врач — это штучный продукт, с ним нужно персонально работать. Это тоже как-то надо менять.

— А вот сейчас в связи с тем, что зарплаты преподавателям должны увеличивать, это делают в том числе за счёт сокращения преподавателей. Получается палка о двух концах. Люди получают больше, но количество студентов на одного преподавателя увеличивается.

— Ну, что тут сказать… Для того, чтобы прийти к какому-то правильному решению, должно быть много дискуссий, должно быть много площадок для этого. Да, наверное, это палка о двух концах, но тем более нужно об этом говорить и предлагать какие-то свои решения, а не сетовать, что, мол, всё так плохо. Доводы нужно какие-то приводить. Для этого язык и существует.

— Кроме Ассоциации практикующих ветеринарных врачей, кто со стороны негосударственных структур принимает участие в том, чтобы поменять систему?

— Вот кто должен участвовать в дискуссии, обсуждать, что делать? Я считаю, что все, все неравнодушные. Если говорить о представителях вузов, они сейчас это делают, и у академика Василевича нельзя отнять то, что он действительно болеет за дело, многое предпринимает и своё мнение высказывает — это важно. А общественные организации? Несомненно, они должны в этом участвовать и делать это активно. Но вот ситуация: как президент Ассоциации практикующих ветеринарных врачей я делал предложение ряду таких организаций участвовать в подготовке съезда, включил их в делегаты съезда, предлагал дать свои замечания, своё видение процесса. Кроме Российской ветеринарной ассоциации никто на это предложение не откликнулся. К моему огромнейшему сожалению. Зато мы все бьём себя в грудь и говорим: «У нас всё плохо, давайте вместе участвовать в каких-то дискуссиях»…

И не только сегодня так происходит. Я всё время предлагаю всем действовать сообща. Нельзя делать это отдельно от государства. Я считаю, что мы живём в России и обязаны работать с российским государством. Только партнёрство и дискуссия с государством могут привести к каким-то положительным изменениям. Мы должны участвовать в обсуждениях, вносить предложения, а сегодня этих предложений — с гулькин нос.

— От съезда вы ожидаете многого?

— Я хочу верить, что он принесёт положительные результаты.

— А кто вообще будет в нём участвовать?

— В нём будут участвовать представители всех направлений ветеринарии. Государственная служба, Россельхознадзор, практикующие врачи, учёные, специалисты различных ведомственных служб, общественных ветеринарных организаций. В общем, представители всех направлений, где работают ветеринарные врачи. И съезд будет обсуждать не только вопросы образования, например проблемы науки. Это же важно, на эту тему постоянно идут дискуссии. Потому что сельскохозяйственная наука, с моей точки зрения, финансируется тоже недостаточно. Но опять-таки, если сегодня дать деньги всем, мы не получим завтра результат. Потому что, как говорит Жванецкий, надо «что-то в консерватории подправить».

— Ещё решения каких-то вопросов вы ожидаете?

— Вот такой важный момент есть. Давно отменили у нас лицензии. Сегодня нет никакого регулятора рынка ветеринарных услуг. Контроль идёт практически только в рамках Россельхознадзора. Но такой регулятор должен быть. Не только для ветеринарных клиник, но и в сельском хозяйстве. Кто их регулирует? Кто смотрит за постдипломным образованием, где они проходят его? Нужна организация. С нашей точки зрения, это должна быть некая статуарная или общественная организация, которой государство делегировало бы часть своих прав. Почему так? Во-первых, это экономия бюджета, потому что этим занимается общественная организация, и государство не дотирует её деятельность. Как это будет осуществляться? Большой вопрос.

Опять же необходима дискуссия, нужны какие-то предложения. Должны участвовать в обсуждении таких вещей и государственные организации, и общественные. Вместе. У нас не всегда совпадают взгляды на одни и те же вопросы, но для того, чтобы прийти к согласию, надо разговаривать. Вопрос — где разговаривать? Нужна площадка. Эту площадку можно создать. Я сейчас написал письмо с просьбой опять рассмотреть вопрос о возобновлении деятельности Общественной ветеринарной палаты при Комитете ветеринарии города Москвы. Вот там, например, можно решать различные вопросы.

— Если, как вы говорите, из общественных организаций никто не проявляет инициативы, то кто будет обсуждать?

— Не проявляют, но существуют же люди, которым это интересно, значит, надо просто будоражить эти организации, приглашать их, и я надеюсь, что дело сдвинется.

— Где-то ещё получается продуктивно сотрудничать с государственными структурами?

— Есть Балтийский ветеринарный форум. В его организации очень активное участие принимают Управление ветеринарии и Фонд ветеринарии Санкт-Петербурга. Это и государственная площадка, и частная. Государственная служба там представлена очень обширно, самое большое количество представителей госслужбы субъектов Федерации там и квалификацию повышают, и в дискуссиях участвуют. И в то же время там частный бизнес, занимающийся мелкими животными, организует лекции и другие мероприятия. И мы сейчас планируем в рамках форума также проводить эти «Диалоги о профессии с доктором Середой». Я нахожу там понимание у государственной ветеринарной службы. Меня слышат и тоже считают, что это нужно делать. Пресса также играет немаловажную роль в таких вопросах. Правда, отраслевой прессы у нас мало, но это тоже хорошая площадка, чтобы высказывать своё мнение.

— Насколько вас сейчас лучше слышат, чем 20 лет назад, и лучше идут на контакт?

— Я думаю, что сейчас какой-то положительный процесс начался. Пошло какое-то движение. Дальше посмотрим, что будет происходить. Вот мы начали этот проект, который называется «Диалоги о профессии с доктором Середой», я езжу по вузам, доношу нашу точку зрения. Может, у кого-то в голове это отложится, и этот человек тоже будет с нами работать. Не так всё безнадёжно. Сегодня, как мне кажется, в регионах слышат больше, чем в Москве. На Урале, где, кстати, вуз первым отказался от заочного образования, есть Василий Сергеевич Кузнецов, который много делает для образования, особенно последипломного. Замечательные семинары проводит. Вот в Уральском округе, услышьте, что у вас есть такой человек, первый ветеринарный врач Урала. Приглашайте его в вузы, и он очень много даст знаний вашим студентам. Надеюсь, что так и будет.

 

СВМ № 1/2018

 

Подпишитесь на наш телеграм-канал и получайте важные отраслевые новости в удобном для вас формате.
Оценить материал
Нравится
Нравится Поздравляю Сочувствую Возмутительно Смешно Задумался Нет слов

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Подписка на новости

После отправки заполненной формы Вам на почту придёт письмо со ссылкой для подтверждения рассылки. Если Вы не видите письма, проверьте папку «Спам». Если не подтвердить рассылку, мы не сможем отправлять её Вам.






Нажимая на кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку персональных данных
Я ознакомлен с политикой конфиденциальности

Close