Поиск

Симптоматическая фаза заболевания у кошек, положительно реагирующих на FeLV

FeLV

Л. Шабан, А. Арагон-Жонг, Ф. Понсе

Эффективность антивирусных препаратов и иммуномодуляторов, применяемых на FeLV-позитивных кошках, низкая. Проведена оценка качества кошачьего омега-интерферона.

До того, как оценить своевременность терапии кошки, инфицированной вирусом лейкоза кошачьих (FeLV), и доказать эффективность выбранной для этого схемы лечения, необходимо вспомнить о трех основных проявлениях патогенеза заболевания.

1 У кошек, инфицированных FеLV, с момента возникновения виремии за относительно короткий период времени (4–8 недель) можно наблюдать проявления клинических симптомов заболевания с последующим развитием лейкопении и острой иммуносупрессии, обычно регистрируемой у молодых особей. Однако эта фаза часто протекает латентно. Только приблизительно у 30% инфицированных кошек идентифицируют персистирующую виремию и у 95% из них регистрируют заболевания, ассоциирующиеся с FeLV (табл. 1) на протяжении месяцев и лет.

Таблица 1. Заболевания, вызванные FеLV.

Заболевания, непосредственно связанные с действием вируса
Нарушение репродукции Инфертильность–резорбция плода–абортирование–смертность
Злокачественные лимфомы–лимфоидные лейкемии
Заболевания онкологической природы:
– лимфоидные опухоли
– миелопролиферативные нарушения
– фибросаркомы
Нелимфоидные лейкемии и другие миелопролиферативные расстройства
В ассоциации с FeLV
Миелодегенеративные нарушения
Неврологические нарушения
Анемии–тромбоцитопении–лейкопении
Анизокория–недержание мочи–парез задних конечностей
Заболевания, имеющие непрямую взаимосвязь с действием вирусов (иммунные расстройства)
Иммуносупрессия (Инфекционный перитонит кошек) – вирусный хронический ринотрахеит
Гемобартенеллез – оппортунистические микозы
Протозоозы: токсоплазмоз и другие: гингиво-стоматиты и т.д.
Заболевания, связанные с иммунитетом/нарушением иммунологической природы  Гемолитические анемии
Гломерулопатии
(Увеиты, вызванные инфильтрацией лимфоцитов)
(Прогрессирующий полиартрит у кошки)
Лечение, назначаемое для FеLV-позитивных кошек в симптоматической фазе заболевания, может быть разделено на 2 категории: симптоматическое и этиотропное (специфическое) лечение

Приложение 1. Случай возникновения гемолитической анемии

Маловероятно, что гемолиз, опосредованный иммунной реакцией, является основным элементом анемии, вызываемой FeLV. Именно поэтому глюкокортикостероидные препараты не дают положительного терапевтического эффекта. В случае гемолиза может быть рекомендована ассоциация систематической кортикостероидной терапии в сочетании с назначением антибиотиков на основе тетрациклина, в связи с включением в данный процесс гемобартонелл при данном типе анемий.


Следовательно, кошки, позитивные на FеLV, до проявления у них клинической фазы инфекционного процесса, равно как и негативные, могут стать жертвой заболеваний, не связанных с вирусом лейкоза кошачьих.

Поэтому, до того как выбрать схему лечения, необходимо детально провести общее клиническое и дополнительное углубленное исследование с целью уточнения природы других заболеваний, персистирующих в организме животного, и выяснить, имеют ли они взаимосвязь с FeLV.

2 Исследования, проводимые в полевых условиях для доказательства эффективности одного из способов лечения, в связи с их низкой достоверностью, выполнить трудно: отсутствует контрольная группа и данные сравнительного анализа среди гетерогенных популяций по инфицированию; нет сведений об иммунном статусе при спонтанном заболевании (штамм вируса, путь заражения, вирулентность, сопутствующие заболевания и т. д.).

3 Процесс инфицирования, как и само заболевание, очень сильно варьируется в своем развитии. При этом очень трудно прогнозировать степень и скорость изменения патогенеза FeLV у каждой особи.

Симптоматическое лечение кошек с FеLV

Методы симптоматического лечения кошек с FеLV выбирают, ориентируясь на клинические признаки, свидетельствующие о вторичном заболевании, провоцируемого FeLV. В отсутствие FeLV часто приходится менять схему лечения или проводить незначительную ее корректировку. Как и при инфекционных заболеваниях бактериальной или паразитарной природы, лечение может быть агрессивным, то есть ориентированным на максимальную терапевтическую дозу назначаемых лекарственных препаратов с учетом времени их применения.

В связи с этим следует провести уточнение схем лечения четырех основных заболеваний, ассоциирующихся с FеLV.

1. Химиотерапия злокачественной лимфомы у кошки

Злокачественные лимфомы у кошки, вызванные FeLV, несмотря на их локальное проявление (средостение, тимус, пищеварительный тракт, зрительный аппарат) или генерализованную форму, могут быть подвержены химиотерапии, которую применяют и в отношении других лимфом. Лимфомы, вызванные FeLV, вероятно, не поддаются излечению (ремиссия длится в течение нескольких месяцев).

2. Лечение арегенеративных анемий, ассоциирующихся с FeLV

Анемии, вызванные FeLV, относятся к нормохромным, а также нормо- или макроцитарным, и наиболее часто — к арегенеративным. Эти анемии центрального происхождения возникают по причине недостаточности или неэффективности эритропоэза. Они имеют хроническое течение и вполне определяемы клинически, но диагностируют их поздно, в то время как прогноз на жизнеспособность пациента требует очень быстрого его установления.

В первую очередь необходимо осуществить следующее:

Борьба с гипоксией
В данном случае предлагаются два способа лечения: гемотрансфузия и гемоглобин, полученный от КРС (Oxyglobin R).

1. Гемотрансфузия у кошки (цельная кровь или эритроцитарная масса):

  • Приобретение донорской крови
    В настоящее время нет банка донорской крови для кошек, но можно иметь потенциального донора (кошка, живущая в клинике; питомник с заведомо благополучным состоянием; взятие материла во время проведения обычных операций и т.д.).

Приложение 2. Забор крови

Кошка с FeLV должна находиться в состоянии анестезии. Количество забираемой крови лимитируется в пределах 50 мл на кошку весом 5–7 кг (согласно данным литературы, удельное содержание крови у кошки равняется 40–70 мл/кг). Взятый материал может быть помещен в специальный педиатрический контейнер емкостью 50,0 мл или шприц с раствором цитрата: 40–50 мл взятого образца крови на 5,0 мл цитрата, или еще лучше на 7,5 мл ACD, или 7,0 мл CPD-A. Кровь можно консервировать при +4°С в течение 30 дней.


  • Соблюдение безопасности во время гемотрансфузии

— тестирование на персистенцию в крови инфекционных агентов Fe LV, FIV, PIF, Hemobartonellа и т.д;
— совместимость групп крови: у кошки имеется только одна система группы крови (AB). Приблизительно 90% из них относятся к группе А и 10% — к группе В. Крайне редко встречаются особи с группой AB. Группирование необходимо для проведения гемотрансфузии: 35% кошек с группой крови А имеют естественные антитела по отношению к группе В с относительно слабым титром (+/- слабо выраженная антигенная реакция); у 93% животных с группой В отмечают высокий титр антител к группе А, которые обладают повышенной антигенной реактивностью (способны вызывать гемолиз и агглютинацию).

2. Гемоглобин крупного рогатого скота (Oxyglobin R)

На коммерческом европейском рынке для собак к продаже разрешен оксиглобин, полученный из гемоглобина КРС, который достаточно широко применяют и для кошек с FеLV и другими заболеваниями. Его терапевтическая доза варьируется в зависимости от тяжести анемии.

Стимулирование эритропоэза
1. Синтетические андрогены стимулируют образование эритропоэтина (EPO), активируют предшественники эритроидов и повышают их чувствительность на действие EPO, увеличивая тем самым распределение кислорода в тканях организма через эритроциты:

— нандролон (Laurabolin R PA) назначают из расчета 5 мг/кг в неделю в/м в течение 6 недель;
— станозолол (используют в гуманитарной медицине): 0,23–3,0 мг/кг в сутки перорально, или 2–10 мг/кг в неделю в/м;
— даназолол: 5 мг/кг 2 раза в сутки перорально.

Для достижения адекватного терапевтического эффекта часто прибегают к более длительному курсу лечения (от 6 недель до 3-х и более месяцев). Негативые эффекты (гепатотоксичность и маскулинизация) встречаются редко.

2. EPO активирует производные гематопоэтинов и эритроидыпредшественники. Данный препарат, путем воздействия на эти предшественники, повышает концентрацию гемоглобина, а также укорачивает время созревания костного мозга и формирование ретикулоцитов. Рекомбинантный человеческий EPO можно назначать в дозе 150 МЕ/кг в/м в течение 7 дней, затем вводить 50–150 МЕ/кг п/к 3 раза в неделю в течение 3-х недель. Постепенно нарастающая резистентность может формироваться в течение 6–8 недель (появление антител).

3. Наконец, в случае анемии, возникающей вследствие аутоиммунного гемолиза, рекомендуется применять кортикостероидные препараты.

3. Лечение нейтропений, ассоциирующихся с FeLV

В случае выраженной нейтропении (или панцитопении) рекомендуется применение фактора, стимулирующего колонии гранулоцитов, полученного от человека (Neupogen R). Но предлагаемый препарат лимитируется его доступностью (используют только в клиниках), а также стоимостью и появлением нейтрализующих его антител (через несколько недель).

4. Принципы лечения оппортунистических инфекций

Кошки, претерпевающие стадию виремии, более уязвимы к агрессии вторичных оппортунистических инфекций по причине развития у них иммуносупрессии. Контроль эпизодов подобной формы осложнениий имеет особое значение. «Агрессивное» антибактериальное лечение может ограничить морбидность, вызванную этой инфекцией. В случае возникновения персистентной и рецидивирующей инфекции животных следует тестировать на FIV (вирус иммунодефицита кошек). Ко-инфекция этих двух вирусов может вести к выраженному синергизму в развитии иммуносупрессии и индукции проявления клинической фазы заболевания. Следует помнить, что FеLV не вызывает синдрома лихорадки.

Следовательно, повышение температуры — это симптом персистенции другого заболевания вирусной природы.

Методы этиотропной терапии

Специфическое лечение направлено на элиминацию вируса (противовирусное лечение) или повышение иммунорезистентности хозяина (иммунотерапия), что позволяет прервать развитие вируса и восстановить иммунный статус организма, подорванный инфицированием.

1. Противовирусная терапия

Лечение основано на заимствовании из гуманитарной медицины знаний, которые в основном используют против вируса иммунодефицита человека (VIH). Противовирусное лечение было использовано в борьбе с FеLV у кошки (табл. 2), но эффективность такого способа лечения, как оказалось, низкая. При этом отмечают негативные последствия (гепатотоксичность, миелосупрессия), часто исключающие возможность достижения благоприятного исхода заболевания.

Таблица 2. Противовирусные препараты, используемые для FеLV-позитивных кошек.

Название
и маркировка
Доза назначаемого препарата Форма лекарственного препарата
Zidovudine (AZT)
Retrovir R
15–20 мг/кг 2 раза в сутки в течение 7 дней, затем 10 мг/кг 2 раза в сутки Таблетки по 300мг в каждой
Капсулы 100–250 мг
Питьевой раствор 100 мг/мл
Инъекционный раствор 10 мг/мл
РМЕА 2,5 мг/кг, п/к, 2 раза в сутки
Foscarnet
Foscavir R
1000 мг/кг/сут, в/в (инфузионно) Раствор для инъекций 24 мг/мл
Zalcitabine (DDC)
Hivid
10 мг/кг/сут, в/в (инфузионно) Таблетки 375–750 мкг

Из всего арсенала, которым располагают на сегодняшний день для проведения эффективного лечения, направленного на снижение концентрации циркулирующего антигена при персистирующей форме виремии и устранение клинических симптомов, свидетельствующих о заболеваниях, ассоциирующихся с FeLV у кошек, мы можем цитировать зидовюдин (zidovudin, AZT или Retrovir R) — ингибитор обратной транскриптазы и фосфорилметоксиэтиладенин (phosphoryl-methoxy-ethyladenine, PMEA). Токсичность этих противовирусных препаратов проявляется в виде арегенеративной анемии, диареи, анорексии и потери веса. Эти осложнения исчезают во время прерывания лечения, но они же проявляются и в процессе самого заболевания.

2. Иммунотерапия

Иммунный ответ у кошки с FеLV, в основном его способность прервать массивную инвазию в костный мозг и последующую виремию, является основным решением в борьбе с инфекционным заболеванием FeLV. Именно поэтому лекарственные препараты, способные стимулировать иммунорезистентность в организме животного, равно как и иммуномодуляторы, имеют большое значение.

Иммуностимуляторы
Иммуностимуляторы, несмотря на их общие свойства, представляют собой довольно гетерогенную группу лекарственных препаратов. В условиях эксперимента было показано, что они повышают неспецифическую резистентность к разным инфекциям. Они более или менее избирательно стимулируют синтез цитокинов in vivo и экспрессию адгезирующихся молекул.

Исследования, проводимые в отношении иммуностимулирующих препаратов, относительно долгое время были ориентированы на неспецифическую иммунотерапию опухолей. Это привело к необходимости выделять молекулы, индуцирующие синтез интерферона или активаторов макрофагов. В основном речь идет о более или менее очищенных веществах микробного или экстрактах растительного происхождения: липосахариды, пептидогликаны, муранилдипептиды и так далее. Эти экстракты или убитые бактерии использовали в разных схемах лечения (табл. 3).

Таблица 3. Основные иммуностимуляторы, используемые для кошки, позитивной на FeLV.

Название Происхождение Дозы
Accemanan Алоэ Вера 2 мг/кг интраперитониально 1 р/нед в течение 6 недель
Протеин А Стафилококк 10 мкг/кг или 20 мкг/кошка интраперитониально 2 раза в неделю
Иммунорегулин Propionibacterium acnes 0,5 мл/кошка, в/в 2 раза в неделю в течение 2 недель, затем 1 раз в неделю
PIND-ORF Parapoxvirus ovis 1 мл п/к 1–3 р/нед в течение 4–30 недель

Цитокины и интерфероны
Эти растворимые цитокины, медиаторы межклеточного сообщения, особенным образом включаются в иммунный ответ (естественный или приобретенный) и в процессы воспаления. Прогресс в познании цитокинов и их рецепторов открывает множество перспектив в современной терапии. В гуманитарной медицине рекомбинантные цитокины широко применяют при разных заболеваниях, в основном в иммунотерапии опухолей, но также в инфекционной патологии, где они доказали их эффективность в отношении вирусного гепатита (вирусы В, С и D), а также в лечении некоторых острых или хронических заболеваний.

Рекомбинантные цитокины, предназначенные для людей, использовали для борьбы с вирусом лейкоза кошек (FеLV). Экспериментальные исследования показали, что человеческий рекомбинантный α-интерферон (rHuIFNα: Intron A, Roferon-A, Viraferov), назначаемый в дозе 1–10 МЕ/кг в сутки в/м, вызывал временное снижение концентрации вируса в организме животного, улучшая его общее клиническое состояние. Тем не менее, формирование антител, лимитирующих применение rHuIFNα в этих дозах, наступает через 3–7 недель. В то время как при назначении его в слабой дозе (30 МЕ в сутки перорально) отмечали снижение клинических признаков заболевания без формирования антител.

В недавно проведенных экспериментальных исследованиях показано, что гамма-интерферон (IFNγ), в отличие от IFNγ, обладает более выраженными иммуностимулирующими и в меньшей степени негативными свойствами при назначении его в более высоких дозах.

Омега-интерферон (Vibragen Omega), полученный от кошки, является первым интерфероном, разрешенным к продаже в ветеринарной медицине. Этот интерферон обладает противовирусными, иммуномоделирующими и антипролиферативными свойствами (рис. 1, 2). Клиническое испытание в сравнении с контрольной группой животных, получающих плацебо, показало, что после подкожного введения омега-интерферона в дозе 1 МЕ/кг в сутки в течение 5 дней в ассоциации с классической терапией (без кортикостероидов), существенно повышается выживаемость у кошек, позитивных на FeLV с симптоматической фазой заболевания, а также существенно улучшается их общее состояние. Нежелательными эффектами являются его слабая устойчивость и незначительное по времени действие.

FeLV
Рисунок 1. Схема применения омега-интерферона у FeLV-позитивной кошки.
FeLV
Рисунок 2. Схема лечения в случае усугубления клинической картины заболевания.

Заключение

Если кошка с FеLV постоянно подвергается медицинскому осмотру и мерам гигиены, то животное с персистирующей виремией могут иметь хорошее качество жизни на протяжении нескольких лет. Необходимо диагностировать ассоциирующиеся заболевания и как можно быстрее принимать меры их устранения. Назначение профилактической антибиотикотерапии не имеет смысла, потому что это вызывает риск модификации индигенной (собственной) флоры кишечника и развития антибиотикорезистентности. Глюкокортикостероидные препараты усиливают состояние иммуносупрессии и, вероятно, их применение (кроме лечения аутоиммунных заболеваний, аллергии) способствует проявлению латентной инфекции у невиремических кошек, которые ранее вступили в контакт с особями, претерпевающими фазу персистирующей виремии, вызванной вирусом лейкоза кошачьих.

СВМ 6/2005