Поиск

Тиамазол, приоритетное лечение гипертироидоза кошки

гипертироидоз кошек

Э. Вандэль

Тиамазол – это лекарственный препарат длительного действия, применяемый при гипертироидозе кошек. Его назначение нуждается в уточнении минимальной дозы с проведением постоянного контроля.

Заболевание кошек гипертироидозом в возрасте старше восьми лет составляет 95% случаев, тогда как медиана возраста представителей данного вида равняется 13 годам. Следовательно, само нарушение имеет тесную взаимосвязь с высоким уровнем лечения популяции кошек, которая также коррелирует с увеличением продолжительности их жизни. Гипертироидоз — это тяжёлое заболевание, которое часто ассоциируется с сопутствующими нарушениями, такими как артериальная гипертензия и расстройство сердечно-сосудистой системы. До настоящего времени ни одно лекарство, разрешённое с целью использования его в ветеринарной медицине, не имело показаний для лечения гипертироидоза кошек. В связи с этим возникла необходимость прибегнуть к лекарственным препаратам, в которых в качестве активного вещества для лечения человека используют карбимазол (Neo-Mercazole®). Новое лекарство, активным веществом которого является тиамазол (Felimazole®, Janssen) — метаболит карбимазола, стало элементом реальной инновации в области ветеринарной фармакопеи.

Зоб… + Т4

Гипертироидоз почти всегда (более чем в 90% случаев) ассоциируется с зобом, который пальпируют во время клинического обследования, и кахексией (при этом у половины кошек наблюдают полифагию). Также довольно часто наблюдают нарушение поведенческой реакции (70–90% случаев): повышенную активность, возбудимость, агрессивность и термофобию. Более чем в половине клинических случаев отмечают проявление сердечной недостаточности: шумы, тахикардию (более 200 ударов в минуту), тогда как в 30–50% случаев проявляется полиуро-полидипсия и симптомы расстройства пищеварения (полифагия или значительно реже анорексия, рвота и диарея).

Эутироидоз

Эта клиническая картина у пожилой кошки часто имеет свою специфику, обеспечивающую предварительную постановку диагноза. Тем не менее, определение количественного содержания базового Т4 даёт возможность поставить окончательный диагноз (Т4 более 65 ммоль/л или 5 мкг/дл). При обнаружении патогномоничных признаков, дающих полное основание для постановки предварительного диагноза, содержание общего Т4 ниже 65 ммоль/л не позволяет исключить диагноз, но даёт шанс для проведения повторного анализа с целью определения, как правило, количественного содержания свободной фракции Т4 или проведения других тестов.

Цель лечения заключается в стабилизации количественного показателя Т4 в пределах 20–65 ммоль/л.

Три способа лечения

Теоретически три способа лечения гипертироидоза, которые применяют у человека, рассматриваются и у кошки: радиотерапия с помощью изотопа йода-131, хирургия (тироидэктомия) и консервативная антитироидная терапия.

На практике только консервативная терапия даёт положительный результат. Йод-131 провоцирует селективную деструкцию щитовидной железы, более или менее выраженную, в зависимости от применяемой дозы изотопа.

Хирургия

Хирургическое лечение (тироидэктомия) теоретически возможно, но только после общего обследования методом сцинтиграфии. С другой стороны, чтобы избежать потери паращитовидной железы, операцию рекомендуется проводить унилатерально, что определяется степенью распространения патологического процесса.

Консервативная терапия

В случае необратимого лечения методом радиотерапии или тироидэктомии необходимо добиться в основном состояния стабильного эутироидоза за счёт консервативной терапии путём назначения тиамазола (5 мг утром и вечером в течение трёх недель).

Тиамазол (или метимазол) подавляет способность йода фиксироваться на тиреоглобулине. Синтез гормонов Т3 и Т4 при этом также снижается.

Биодоступность препарата, назначаемого в форме таблеток, содержащих по 5 мг активного вещества, тиамазола, составляет приблизительно 70–80% с выраженными индивидуальными вариациями у пациента. Плазматические пики (1,6–1,9 мкг/мл) достигают своего максимума в течение часа. Период полураспада данного вещества с его элиминацией короткий (4,5–5 часов). В основном элиминация тиамазола у кошки происходит с мочой без биотрансформации в печени, в отличие от человека.

Следует обратить внимание, что концентрация тиамазола персистирует значительно дольше в щитовидной железе, чем в плазме крови. После прерывания курса лечения общий Т4 повышается обратно в течение 24–72 часов.

Минимальная терапевтическая доза препарата

В исследование было включено 25 кошек, страдающих гипертироидозом, состояние которых отслеживали в течение пяти месяцев (20 недель). Им назначали минимальную терапевтическую дозу препарата в пределах 5 (одна таблетка) и 15 (три таблетки) мг/сутки (табл. 1). В данное исследование не входило сравнение с плацебо или контрольным лечением, учитывая отсутствие спонтанного выздоровления от данного заболевания или какого-либо другого метода традиционной терапии. Отслеживание клинического статуса и концентрацию Т4 проводили регулярно каждые 3, 6, 9 и 10 недель.

Таблица 1. Подбор терапевтической дозы препарата.
Эутироидоз кошки
Подбор минимальной эффективной терапевтической дозы препарата под контролем основного общего Т4 каждые 3, 6, 10 и 20 недель на протяжении всего курса лечения, а затем каждые 3 месяца. Через 20 недель курса лечения 50% кошек стабилизируются и получают одну таблетку в сутки (5 мг), в то время как 35% нуждаются в получении двух таблеток и 15 % – трех. С другой стороны, при даче дозы 10 мг/сутки требуется контроль функционального состояния почек согласно рекомендации фармацевтического наставления.

Через шесть недель с момента начала лечения 92% кошек (n = 23/25) в целом имели Т4 ниже 65 нмоль/л с максимальной дозой препарата 10 мг (рис. 1), тогда как другие особи нуждались в получении трёх таблеток по 5 мг в каждой.

Рисунок 1. Изменение количества содержания Т4 в течение девятинедельного курса лечения.
тиамазол метимазол
92% кошек, содержащие общий Т4 ниже 65 ммоль/л через шесть недель с момента назначения курса лечения.

Успех клинического выздоровления отмечают в 90% случаев

Возврат к состоянию эутироидоза позволяет снизить тахикардию. Через 9 недель с начала лечения ни одна из 25 кошек не имела симптомов тахикардии, превышающих 240 ударов в минуту, в отличие от 32%, у которых это отклонение наблюдали до лечения, и у 88% (n = 22/25) было обнаружено снижение частоты работы сердца (рис. 2). Улучшение клинического состояния также наблюдали у 22 кошек (88%), в то время как у четырёх особей (56%) клинические признаки гипертироидоза исчезли. У восьми кошек (32%) тяжесть клинических признаков снизилась, и слабое их проявление было отмечено через девять недель после прерывания курса лечения.

Рисунок 2. Изменение частоты работы сердца.
тахикардия кошек
Через 20 недель курса лечения у 88% кошек наблюдали снижение частоты работы сердца.

Фармакоконтроль

Несмотря на то что в этих клинических исследованиях толерантность была превосходной (64%) или положительной (32%), тиамазол не может на данный момент иметь репутации препарата, у которого негативный эффект отсутствует. Что касается человека, то его депрессорный эффект известен по отношению к стволовым клеткам крови (гемолитическая анемия, лейкопения, тромбоцитопения и т. д.), печени и почкам. Следует учесть, что кошки, испытывающие иммунодефицит (нейтропения менее 2,5 х 109/л), «должны быть заранее подвержены антибиотикотерапии с бактерицидным эффектом», что фигурирует в аннотации, прилагаемой к фармацевтической упаковке (resume official des characterstique du prodvit — RCP). Пациенты, у которых отмечают температуру, должны контролироваться соответствующим образом. Следует учесть, что назначение данного препарата противопоказано в случае нейтропении, лимфоцитопении или выраженной тромбоцитопении, а также беременным кошкам, учитывая риск тератогенного воздействия. Что касается публикаций о полевых испытаниях препарата на большом поголовье кошек (n = 262), то отрицательный эффект наблюдали в 18% случаев, и наиболее часто это происходило в течение первого и второго месяца лечения. Во всяком случае, все кошки, входящие в исследование, сначала получали дозу (в пределах 10–15 мг/сутки) препарата, превышающую таковую, назначаемую нами. С другой стороны, эти негативные эффекты были большей частью доброкачественными (анорексия, рвота, апатия), поэтому прерывания курса лечения для их устранения не требовалось. В более серьёзных случаях (приблизительно 3–5% тромбоцитопений были связаны с нарушением функции печени и т. д.) они наиболее часто исчезали через неделю после прерывания лечения.

Согласно аннотации, лечение рекомендуется начинать с минимальной терапевтической дозы препарата (5 мг/сутки), а затем приближаться к уровню минимально эффективной дозы, не превышая при этом 15 мг/сутки, и регулярно проводить контроль (каждые три месяца) за возможным проявлением анемии или лейкопении, а также функциональной недостаточностью почек, при условии, что назначаемая доза колеблется уже в пределах 10 и особенно 15 мг/сутки. Этот метод контроля также может включать в себя определение количественного содержания Т4.