Новость, что Инновационный ветеринарный центр Московской ветеринарной академии (ИВЦ МВА) им. К.И. Скрябина с 1 августа не сможет продолжить свою работу, не на шутку взбудоражила профессиональное сообщество. Разъяснить сложившуюся ситуацию мы попросили ректора академии Фёдора Ивановича Василевича.
— Инновационный ветеринарный центр просуществовал в академии четыре года. Как появилась идея его создания?
— Да, наш центр проработал четыре года. А создали мы его на основании распоряжения Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 227-р «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», в котором были запланированы свобода и уверенность коммерциализации национальных разработок.
С предложением организовать такой центр к нам обратились выпускники академии. И в 2012 году было создано хозяйственное общество ООО «Инновационный ветеринарный центр Академии имени Скрябина». Его задачей стало практическое применение результатов интеллектуальной деятельности Академии, а также организация практической подготовки студентов вуза.
Размещение ООО «ИВЦ МВА» планировалось на территории вуза, что полностью соответствовало статье 103 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В ней прописано, что организациям высшего образования, являющимся бюджетными учреждениями, дано право без согласия собственника их имущества быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ и хозяйственных партнёрств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности.
— На тот момент в МВА было подходящее помещение, в котором можно было бы разместить инновационный центр?
— На территории академии уже несколько лет пустовало здание, ранее принадлежавшее военно-ветеринарному институту. Оно пребывало в удручающем состоянии. Да что там — это была полная разруха. И вот мы за свой счёт, используя внебюджетные средства, начали ремонт, который длился до 2015 года.
Тут нужно отметить ещё один важный момент. Дело в том, что недвижимое имущество, находящееся в оперативном управлении академии, является федеральной собственностью. Полномочия собственника осуществляют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и Министерство сельского хозяйства, в ведении которого находится вуз. И после завершения ремонта мы подготовили и направили в Минсельхоз все необходимые документы для проведения экспертной оценки последствий заключения договора аренды. А в декабре 2015 года получили положительное решение Департамента научно-технологической политики и образования (Заключение от 16.12.2015 г. № 131).
— Ремонт сделан, положительное решение об аренде есть, значит, можно начинать работать?
— К сожалению, вопрос аренды был решён не до конца. Началась бюрократическая волокита. С февраля 2016 года академия неоднократно обращалась с просьбой согласовать передачу ООО «ИВЦ МВА» помещений в долгосрочную аренду. И только в ноябре 2016 года Минсельхоз направил в Росимущество проект соответствующего документа. В феврале 2017 года Решением №И22-09/2234 Росимущество согласовало проект решения Минсельхоза о передаче в аренду сроком на 5 лет площадей под размещение хозяйственного общества.
Но и после этого академия так и не получила официального ответа от Минсельхоза о согласовании договора долгосрочной аренды. Мы каждый раз подписывали договор на 11 месяцев, продолжая регулярно заказывать переоценку рыночной стоимости права пользования и подавать пакет документов. За эти годы вузом были оплачены регулярные переоценки права пользования на сумму более 200 тыс. рублей.
— На основании чего было принято решение о закрытии ИВЦ?
— Центр пришлось закрыть по предписанию прокуратуры. После очередной проверки, через мирового судью, мне вынесли административное взыскание. И если бы я не подчинился решению прокуратуры, то это уже было бы уголовно наказуемое деяние.
Дело в том, что я заключал краткосрочные договоры аренды без согласования с учредителем — Министерством сельского хозяйства РФ.
Могу объяснить, почему я это делал. На ветеринарном факультете МВА 170 бюджетных мест и 120 платных. Стоимость обучения не маленькая — 285 тысяч рублей в год. И я считаю, что за такие деньги студенты в праве рассчитывать на качественное образование, которое невозможно получить без практических навыков, полученных во время работы в инновационном центре.
— Каковы, по-вашему, причины произошедшего?
— Я считаю, что тут большая доля вины Минсельхоза, неразберихи, царившей в ведомстве последнее время. Только за два года сменилось шесть директоров Департамента научно-технической политики и образования, то есть моих непосредственных начальников. Конечно, при такой текучке им было мало дела до какого-то там инновационного ветеринарного центра…
Ещё есть предположение, что дело в недобросовестной конкуренции. Кому-то очень не понравилось, что в Москве появился очень серьёзный ветеринарный центр, в котором работают специалисты с европейской аккредитацией, проводят консультации профессора Московской ветеринарной академии. Для многих не важна научная и образовательная деятельность ИВЦ, они смотрят только на коммерческую составляющую нашей работы.
— Практически все, кто посещал ИВЦ, отзывались о нём как об уникальном учреждении. Что, по вашему мнению, делало его таковым?
— Нам действительно удалось создать современный инновационный ветеринарный центр. По моему мнению — однозначно лучший в России и сопоставимый по своим возможностям с рядом зарубежных.
В центре работала профессиональная команда высококлассных специалистов и было собрано самое современное уникальное оборудование. Именно это сочетание сделало наш центр уникальным.
— Есть ли какие-то оценки — субъективные и объективные — того, как функционирование ИВЦ сказалось на результатах работы академии и обучении студентов?
— Центр на постоянной основе работал по восьми научным договорам, это приносило нам порядка 4 млн рублей в год (для сравнения — Минсельхоз выделяет академии на научную деятельность 1,5–2 млн ежегодно). За годы работы ИВЦ мы внедрили 15 научных разработок наших кафедр.
Только в прошлом году 35 выпускников факультета ветеринарной медицины получили сертификаты по специализациям: УЗИ, МРТ, КТ-диагностика, стоматология, кардиология и др.
За 2017—2018 учебный год по программе индивидуальных стажировок в ИВЦ обучалось 28 студентов и аспирантов из разных стран.
На нашей базе центр проводил ежемесячные межвузовские конференции, участие в которых для студентов и сотрудников академии было бесплатным. Это тоже очень важно.
То есть ИВЦ приносил несомненную пользу и академии, и студентам. Кроме того, если бы не инновационный ветеринарный центр, то два года тому назад нашу академию не приняли бы в Европейскую ассоциацию ветеринарного образования.
— И как закрытие ИВЦ скажется на дальнейшей работе академии?
— Мы потеряем в первую очередь качество образования по ветеринарным специальностям. Благодаря центру мы полностью обеспечивали практическую подготовку студентов по лечению мелких домашних животных. Если бы не ИВЦ, то процесс обучения вёлся бы по старинке на основе плакатов.
Также пострадает наша научная деятельность и будет под вопросом дальнейшее развитие международного сотрудничества.
Сегодня у нас обучаются 295 студентов из 47 стран, и это не только республики бывшего СССР. Примерно половина — ребята из стран дальнего зарубежья: США, Франция, Финляндия, Индия и др. Многие из них приехали по государственной линии в рамках квоты Министерства образования и науки. В октябре к нам в очередной раз с инспекцией должна приехать комиссия Европейская ассоциация ветеринарного образования… Так что закрытие ИВЦ может вызвать и международный резонанс.
— Очевидно, что наличие в составе академии инновационного ветеринарного центра играло далеко не последнюю роль при выборе абитуриентами вуза для поступления.
— Судите сами, сегодня в России готовят ветеринарных врачей в 44 вузах подведомственных Министерству сельского хозяйства и в 13 вузах подведомственных Министерству образования и науки. В 40% этих вузов подготовку будущих ветеринарных врачей ведёт одна кафедра. У нас же, для сравнения, 19 профильных кафедр. Поэтому многие ребята, которые хотят получить серьёзное образование, даже переводятся к нам на обучение на платной основе. Например, сегодня комиссия по переводам и восстановлениям рассмотрела 220 заявлений. Из них половина — от студентов других вузов.
С набором на первый курс у академии проблем нет. По итогам первой волны зачисления на ветеринарный факультет средний проходной бал в этом году — 245. К нам идут подготовленные ребята и мы должны оправдать их надежды и предоставить им качественное образование. Это касается и бюджетников и, тем более, платников.
Сегодня молодые люди идут в ветеринарию для того, чтобы потом работать в сфере обслуживания мелких домашних животных. Это общемировая тенденция. И, используя возможности ИВЦ, академия давала действительно качественное образование в этой области, подкреплённое практическими навыками.
— Если до 1 сентября, когда начнётся новый учебный год, вопрос с возобновлением работы ИВЦ не будет решён, то это станет для первокурсников неприятным сюрпризом?
— Это станет не просто неприятным сюрпризом, но и может повлечь за собой куда более серьёзные последствия. Например, студенты, поступившие на платной основе вправе отказаться от обучения. А это не только нанесёт материальный ущерб академии, но и, что более важно, ударит по репутации вуза.
— Что же делалось для того, чтобы предотвратить закрытие центра? Можно ли было избежать такого развития событий?
— Руководство академии и дирекция ИВЦ делали и продолжают делать всё возможное.
Сложилась странная ситуация — у нас на руках есть все необходимые документы. Есть положительное решение Комиссии Минсельхоза по оценке последствий принятия решения о заключении федеральной государственной организацией договора аренды закреплённых за ней объектов собственности. Есть согласованный с Росимуществом проект решения Министерства сельского хозяйства РФ о передаче в аренду сроком на 5 лет площадей под размещение хозяйственного общества… Но нет ни положительного, ни отрицательного ответа по вопросу согласования долгосрочной аренды.
Несмотря на наши обращения, пока реакции не последовало, но мы очень надеемся, что до начала нового учебного года ситуация изменится и нас услышат.
— Фёдор Иванович, в октябре будет назначен новый ректор. Как вы думаете, ваш преемник продолжит борьбу за инновационный ветеринарный центр?
— Надеюсь, что да. Академия не собирается ставить крест на этом проекте и в случае положительного решения вопроса наши партнёры из ООО «ИВЦ МВА» в течение месяца способны восстановить работу центра в полном объёме.