Поиск

Верхние дыхательные пути лошади: как они работают и типичные проблемы

By World Equine Veterinary Association, Jul 2, 2016

 

Julie Fjeldborg, DVM, PhD, WEVA Regional Ambassador (текст и фото)

 

 

Фото 1 (наверху). С помощью мобильного, или полевого, эндоскопа ветеринары могут оценить состояние верхних дыхательных путей у лошади во время тренировок и в её обычных рабочих условиях

 

Заболевания и пороки развития верхних дыхательных путей являются одной из основных причин снижения работоспособности у спортивных лошадей, поэтому понимание строения и функционирования этого аппарата позволит наиболее точно установить диагноз и вернуть лошадь к нормальному спортивному режиму.

 

Как работают верхние дыхательные пути

 

Лошади облигатно дышат через нос, что означает, что воздух может проходить только через ноздри и верхние дыхательные пути. Но, вследствие их аэродинамического устройства, существует значительное сопротивление потоку воздуха. И это сопротивление увеличивается во время физических упражнений. Вдох — активный процесс (осуществляется за счёт сокращения мышц), в то время как выдох, напротив, является пассивным процессом, за исключением физических упражнений. Небольшие изменения могут привести к значительному снижению объёма вдоха, серьёзно ухудшая производительность лошади. Кислород для лошади подобен топливу для машины, животное не может без него функционировать.

В покое лошадь производит 10–18 дыхательных движений в минуту. При каждом вдохе в лёгкие поступает от 5 до 8 литров воздуха, что составит от 75 до 100 литров воздуха в минуту. Под нагрузкой же ЧДД возрастает до 120–140 в минуту, и каждый раз лошадь вдыхает от 10 до 12 литров воздуха. Таким образом, под нагрузкой лошадь вдыхает от 1200 до 1500 литров воздуха в минуту.

 

 

Фото 2. Нормальная эндоскопическая картина верхних дыхательных путей лошади. На снимке вы видите вход в гортань

 

 

Частые проблемы

 

Ветеринары диагностируют большинство заболеваний верхних дыхательных путей с помощью гибкого эндоскопа, когда лошадь находится в покое. Многие лошади спокойно переносят процедуру без седативных препаратов, но иногда приходится прибегать к их использованию. В этих случаях ветеринар должен помнить, что седация детомидином или ацепромазином меняет эндоскопическую картину верхних дыхательных путей и может привести к некорректному диагнозу, особенно это касается возвратной ларингеальной нейропатии (гемиплегии гортани, рорера).

В то же время некоторые расстройства не могут быть выявлены в состоянии покоя. В таких случаях ветеринары могут прибегнуть к новому диагностическому инструменту — мобильному (полевому) эндоскопу — для оценки состояния верхних дыхательных путей в покое и при физической нагрузке (фото 2). В число патологий, которые лучше определяются под нагрузкой, входят также дисплазия мягкого нёба и фарингеальный коллапс. Кроме того, под нагрузкой можно точнее определить степень выраженности ларингеальной нейропатии.

 

Возвратная ларингеальная нейропатия (ВЛН)

 

ВЛН вызывается дисфункцией возвратного гортанного нерва, приводящей к полному или частичному параличу черпаловидного хряща. В 98% случаев у лошади страдает левая сторона. Главной мышцей, вовлечённой в процесс, является черпаловидная, поскольку это единственная мышца, приводящая хрящ к гортани. Этиология этой болезни до сих пор неясна, многие исследователи и ветеринары считают эту болезнь идиопатической. Некоторые считают эту болезнь передающейся по наследству.

Наиболее распространённым клиническим признаком этой болезни являются специфические звуки («рычание») на вдохе. Ветеринар может сделать предварительный диагноз, основываясь на клинических признаках и результатах общего осмотра, но для подтверждения необходимо прибегнуть к эндоскопии. Она также позволяет оценить степень выраженности заболевания.

Чаще всего при ВЛН проводят корректирующую операцию — ларингопластику, изолированно или в комбинации с вентрикулэктомией (удаление слизистого мешочка — подкладки мягких тканей под гортанью, которая поражается при ВЛН, для формирования рубца между голосовой складкой, щитовидной железой и черпаловидным хрящом). Эта операция уже многократно доказывала свою эффективность, позволяя восстановить нормальный ток воздуха в верхних дыхательных путях.

Другой вариант лечения ВЛН — ларингеальная реиннервация, которая заключается в переносе на поражённый участок часть нормальной, иннервированной мышцы. Вероятность успеха зависит от планируемого использования лошади после операции — для скаковых лошадей частота положительного исхода находится в пределах 50–70%, в то время как для лошадей, которых не тренируют для спортивных целей, она составляет больше 80%.

 

 

Фото 3. Ларингеальная нейропатия. Левая сторона гортани парализована (на снимке расположена справа)

 

 

Заворот надгортанника

 

Патология представляет собой заворот надгортанника под язычно-надгортанную складку, расположенную под надгортанником (фото 4). Этиология обычно остаётся не выявленной, но зачастую заворот является следствием первичного воспалительного процесса складок или гипоплазии (недоразвития) надгортанника. Также это состояние наблюдается в комбинации с дорзальной дисплазией мягкого нёба.

Выраженность клинической симптоматики заворота надгортанника может сильно варьироваться от её отсутствия до посторонних респираторных шумов при физической нагрузке, кашля и регургитации. Ветеринары обычно прибегают к эндоскопии и/или другим визуальным методам для диагностики этого состояния. Лечение состоит главным образом из пластической операции, которая заключается в пересечении складки хирургическим крючком или лазером. Прогноз в таких случаях благоприятный.

 

 

Фото 4. Заворот надгортанника. Надгортанник прикрыт складкой слизистой, которая в норме находится под ним

Фото 5. Дорзальная дисплазия мягкого нёба. Здесь надгортанник спрятан под мягким нёбом

 

 

Дорзальная дисплазия мягкого нёба (ДДМН)

 

Характеризуется постоянным или преходящим смещением мягкого нёба, которое прикрывает собой надгортанник (фото 5). Это приводит к появлению хрипящего шума при вдохе и/или выдохе и затруднению дыхания. Хотя этиология и патогенез заболевания точно не установлены, есть свидетельства того, что в ряде случаев нейромышечная дисфункция мускулатуры мягкого нёба играет важную роль.

ДДМН очень сложно выявить, пока лошадь находится в состоянии покоя, поэтому лучший метод диагностики в данном случае — мобильная эндоскопия. Чаще всего в лечении применяется метод хирургической «подвязки» подлежащих тканей «tie-forward», с частотой благоприятных исходов до 80%.

 

Коллапс стенок глотки (КСГ)

 

Диаметр просвета глотки влияет на сопротивление потоку воздуха — при снижении диаметра сопротивление увеличивается многократно. Острый коллапс стенок глотки может в ряде случаев сильно снизить артериальную оксигенацию, что приводит к резкому падению производительности.

В покое эндоскопическая картина у лошади с КСГ обычно выглядит как нормальная, но иногда назальная окклюзия может вызывать коллапс носоглотки. Патофизиология процесса пока до конца не изучена, к тому же у некоторых страдающих этим состоянием лошадей не проявляется никакой клинической симптоматики. Для лечения этого состояния ветеринарами  испробовано много разных схем — включая местные и системные стероидные и нестероидные противовоспалительные препараты — но на данный момент однозначного эффективного лечения не найдено.

 

 


Об авторе

Julie Fjeldborg, доктор ветеринарных наук, доктор философии, доцент University of Copenhagen Department of Animal Sciences (Университет Научного Природного Департамента Копенгагена), Дания. Fjeldborg занимается исследованиями в области снижения производительности лошадей в связи с проблемами верхних дыхательных путей. Является представителем от WEVA в северных странах и возглавляет организационный комитет Всемирного симпозиума по дыхательным путям лошадей – 2017 (World Equine Airway Symposium), который пройдёт в Копенгагене.


 

 

СВМ № 6/2016