Поиск

Внутрипросветная липома трахеи как редкая причина диспноэ у собак

Липома трахеи, фото
Внутрипросветная липома трахеи у собаки

 Kirsi Johanna Piirainen*, Sanna Johanna Viitanen, Anu Katriina Lappalainen and Sari Helena Molsa
Department of Equine and Small Animal Medicine, PL 57, Faculty of Veterinary Medicine, University of Helsinki, P.O. Box 57, 00014 Helsinki, Finland
* Correspondence: kirsi.piirainen@helsinki.fi

Введение

Новообразования трахеи редко встречаются у домашних животных и человека и в большинстве случаев являются злокачественными. В человеческой медицине липома трахеи ежегодно обнаруживается у 0,142–0,27 на 100 000 человек, однако у собак и кошек распространённость опухолей трахеи неизвестна.

У собак и кошек описаны такие опухоли трахеи, как аденосаркома, карцинома, экстрамедуллярная плазмоцитома, лейомиома, фибросаркома, тучноклеточная опухоль, рабдомиосаркома и плоскоклеточный рак. В дополнение к этому списку новообразований, встречающихся у взрослых или пожилых животных, у собак моложе 2 лет выявляются доброкачественная остеохондрома и остеохондромальная дисплазия. Кроме того, обструкцию трахеального просвета вызывают такие неопухолевые образования, как полипы, эозинофильные гранулёмы, зигомикоз и гематомы. Трахеальные липомы редко встречаются как у животных, так и у людей.

Типичными клиническими симптомами у собак с обструкцией верхних дыхательных путей, вызванной опухолью трахеи, являются затруднённый вдох, одышка, кашель, при аускультации — хрипы или признаки коллапса. Новообразование трахеи чаще всего выявляют при рентгенографии, так как воздух в просвете трахеи является хорошим контрастным веществом. Такие исследования, как компьютерная томография (КТ) и трахеоскопия могут дать дальнейшую информацию о размере опухоли. КТ также поможет обнаружить локальные или удалённые метастазы и оценить глубину инвазии. Трахеоскопию проводят для оценки степени обструкции трахеального просвета и внешнего вида опухоли, а также её пункционной аспирации или биопсии для получения цитологического или гистологического диагноза. Утверждённые варианты лечения опухолей трахеи для собак и кошек включают в себя хирургическую резекцию, эндоскопическое удаление новообразования и радиационную терапию.

Внутрипросветная липома трахеи ранее не была описана в ветеринарной литературе. Случай, приведённый нами, показывает успешность хирургического лечения образования, вызвавшего у собаки обструкцию верхних дыхательных путей.

Липома трахеи: клинический случай

Липома трахеи была обнаружена у семилетней стерилизованной суки породы бриар, весом 32 кг. Пациентка была доставлена на осмотр с жалобами на затруднённый вдох и хрипы при дыхании, преимущественно во время физической активности и после приёмов пищи. Постепенное ухудшение симптоматики происходило в течение последних трёх месяцев. Кашля и носовых выделений не отмечали.

Во время аускультации в области трахеи и гортани в состоянии покоя было отмечено умеренное затруднение вдоха и усиление дыхательных шумов. При стрессе симптомы инспираторной одышки прогрессировали до умеренной и тяжёлой степени и инспираторные шумы хорошо прослушивались. Биохимия сыворотки крови показала повышение активности щелочной фосфатазы (144 МЕ/л; допустимый интервал <95); остальные показатели были в пределах нормы.

Липома трахеи у собаки, рентген
Рис. 1. Рентгеновский снимок шейного отдела в левой латеральной проекции, при помощи которого была обнаружена опухоль серповидной формы размером 14×32 мм в трахеальной полости на уровне 5-го и 6-го позвонков. Самая широкая часть опухоли зафиксирована на дорсальной части трахеи, само новообразование простирается до противоположной стенки трахеи

Были выполнены рентгеновские снимки шейного отдела в левой латеральной проекции, а также снимки грудной клетки (в правой и левой латеральной и дорсовентральной проекциях). Дорсовентральная проекция включала в себя каудальную часть трахеи. На рентгеновских снимках шейного отдела в левой латеральной проекции в просвете трахеи на уровне V и VI шейных позвонков было выявлено новообразование мягких тканей серповидной чётко очерченной формы, длинная часть которого располагалась дорсально. Новообразование размером 14×32 мм уменьшало диаметр просвета трахеи. В дорсовентральной проекции новообразование не визуализировалось. Шейная и грудная части пищевода были заметно расширены и заполнены воздухом, скорее всего из-за одышки. В остальном рентгеновские снимки были ничем не примечательны.

Липома трахеи у собаки, фотография
Рис. 2. Визуализация опухоли в полости трахеи при помощи эндоскопа. Поверхность новообразования гладкая и по цвету не отличается от эпителия трахеи

Трахеоскопия и бронхоскопия была выполнена 4,9 мм мягким эндоскопом (Olympus GIF-N180) под лёгкой седацией буторфанолом (Torpudor, Richter Pharma AG) и пропофолом (PropoVet Multidose, Fresenius Kabi AB). Внутрипросветная опухоль длиной примерно 3 см была обнаружена на дорсальной мембране трахеи примерно на 11–12 см ниже гортани. Основание липомы трахеи распространялось на левую часть дорсальной мембраны. Пункционная аспирация была выполнена эндоскопической иглой (Olympus NM-401L-0423, размер 23G, диаметр 0,6 мм, длина 4 мм). Цитологическое исследование образцов выявило скудное количество доброкачественных мономорфных мезенхимальных клеток. Признаки воспаления или злокачественности опухоли не были зафиксированы.

Через 9 дней была выполнена операция. Премедикация включала в себя морфин (Morphin; Takeda Austria GmbH) и ацепромазин (Plegicil; Pharmaxim), сама анестезия была выполнена при помощи пропофола (PropoVet Multidose, Fresenius Kabi AB), кетамина (Ketaminol; Intervet) и медазолама (Midazolam Accord; Accord Healthcare Limited). Поддержание анастезии обеспечивалось внутривенным введением фентанила (Fentanyl-Hameln; Hameln Pharma Plus Gmbh) с постоянной скоростью инфузии. Интубация проводилась под эндоскопическим контролем; эндотрахеальный тубус был помещён таким образом, что его манжета находилась дистальнее опухоли. Цефазолин (Kefzol; Eurocept) вводили внутривенно за 30 минут до начала операции и каждые 90 минут после её окончания.

Липома у собаки, микрофотография
Рис 3. Микрофотография интратрахеальной опухоли, состоящей из зрелых липоцитов. Признаков злокачественности не обнаружено. Все поля были чистыми. Опухоль была окружена отчётливой, относительно толстой капсулой

Собака была уложена на спину таким образом, чтобы её шея была вытянута. Хирургическое поле было обколото лидокаином (Lidocain 20 mg/mL; Orion Oyj Orion Pharma). Оперативный доступ к трахее осуществлялся при помощи срединного вентрального разреза, центр которого находился примерно в 10 см от гортани. Далее препарирование производилось преимущественно с левой стороны трахеи, так как эндоскопическое исследование показало, что липома трахеи по большей частью распространялась по левой стороне дорсальной мембраны. Во время препарирования пищевод, нервы и кровеносные сосуды не были затронуты. Для облегчения вращения трахеи вправо вокруг хряща трахеи был наложен шов.

После пальпаторного определения расположения опухоли был произведён продольный разрез дорсальной мембраны рядом с краем новообразования. Справа опухоль была фиксирована на дорсальной мембране, слева — в месте соединения дорсальной мембраны с хрящом. Опухоль удалили с захватом небольшого количества визуально здоровой ткани. С правой стороны дорсальную мембрану пришивали к краям хряща, c левой — к кольцевым связкам, накладывая простой узловой шов 3-0 полидиоксаноном (PDS, Ethicon) в 2–3 мм от краёв раны. Последние швы были наложены перед затягиванием нити. Закрытие раны было выполнено в обычном режиме. Новообразование, напоминающее под микроскопом жировую ткань, положили в формалин и отправили на гистологическое исследование, где оно было определено как липома.

После операции собаку наблюдали в клинике в течение 24 часов. Респираторные звуки уменьшились сразу после хирургического удаления опухоли, послеоперационное выздоровление протекало без осложнений.

При контрольном визите через 6 недель после операции у собаки не наблюдалось патологических симптомов, и при физикальном осмотре также не было выявлено никаких нарушений. При контрольном эндоскопическом осмотре видно, что операционная рана зажила хорошо с минимальным количеством рубцов и отсутствием стеноза трахеи (рис. 4). Через 9 месяцев после операции с владельцем связались по телефону, и он сообщил, что у собаки нет каких-либо признаков нездоровья.

Трахея после удаления липомы, фото
Рис 4. Эндоскопический осмотр области операции через 6 недель после хирургического вмешательства

Липома у собаки: обсуждение и выводы

Насколько нам известно, это первый зарегистрированный случай, когда липома трахеи была диагностирована у собаки. Он уникален, так как большинство опухолей трахеи, о которых сообщалось до сих пор в литературе, посвящённой ветеринарной и человеческой медицине, были злокачественными. Липомы являются одними из самых типичных опухолей кожи и мягких тканей у собак; липомы в других частях дыхательной системы собак, таких как лёгкие, гортань и надгортанник, были описаны в докладах [20–23].

Такие предоперационные исследования, как цитология и гистология опухоли, необходимы для прогнозирования исхода заболевания и лечения пациента; их результаты влияют на выбор метода лечения, а также на верное определение границ хирургического вмешательства, без которого невозможно успешное удаление опухоли.

Для нашего пациента мы выбрали эндоскопическую тонкоигольную аспирационную биопсию вместо взятия материала биопсийными щипцами или комбинации обоих типов исследований, потому что у пациента наблюдалась тяжёлая степень обструкции трахеи и был риск развития после взятия биопсии внутритрахеального кровотечения, что ухудшило бы клиническую картину.

Однако цитология не дала точного определения типа опухоли, возможно, потому что плотная капсула, окружающая липому, не была до конца проткнута во время отбора проб. Точно так же Arslan et al. [30] сообщил, что тонкоигольная аспирационная биопсия помогла в постановке диагноза только у четырёх из одиннадцати человек с околоушной липомой. Основное преимущество взятия материала биопсийными щипцами заключается в том, что образцы пригодны для гистологического исследования. Однако биопсия может быть взята недостаточно глубоко, особенно в случаях поражения подслизистого слоя или при инкапсулировании новообразования [25]. Эндоскопическая тонкоигольная аспирационная биопсия способна достигать более глубоких слоёв поражения, но и на неё нельзя полагаться на 100%, особенно если собрано недостаточное количество клеточного материала [25]. У людей при поражениях дыхательной системы была зарегистрирована сходная картина (68–91%) для биопсии и тонкоигольной аспирации [25]. Согласно рекомендациям в человеческой медицине, комбинация этих методов могла бы быть более подходящим вариантом для нашего пациента [25].

Определение типа и оценка инвазивности опухоли помогает в прогнозировании хода заболевания и планировании хирургического вмешательства. В описанном случае на рентгенограммах грудной клетки не были обнаружены лёгочные узелки или увеличенные лимфатические узлы. Тем не менее КТ является более информативным методом для обнаружения метастаз в лёгких, чем рентгенография. В описанном случае компьютерная томография могла бы дать важную информацию о возможных метастазах в лимфатических узлах или лёгких и возможность забора проб, а также возможность визуализации размеров опухоли снаружи при помощи эндоскопа [26–28].

Кроме того, в нашем случае при помощи компьютерной томографии могла бы быть заподозрена липома трахеи из-за плотности ткани, типичной для жира [29, 30]. КТ не была выполнена у нашего пациента из-за финансовых ограничений. В предыдущих отчётах у собак опухоли трахеи были удалены эндоскопическим методом путём захвата опухоли, её препарирования или резекции трахеи с последующим анастомозом [1, 24]. В человеческой медицине липомы дыхательных путей были успешно вылечены при помощи эндоскопического удаления опухоли или при помощи лазерной терапии [17]. В нашем случае планирование хирургического вмешательства было осложнено, потому что не был до конца изучен тип опухоли, так как цитология, полученная при помощи тонкоигольной аспирационной биопсии, не давала достаточно данных для исключения злокачественности опухоли. Учитывая, что опухоли трахеи чаще всего являются злокачественными, для полного удаления опухоли операцией выбора была бы резекция трахеи с образованием анастомоза [31].

Тем не менее резекция трахеи может вызвать такие послеоперационные осложнения, как образование грануляций на месте анастомоза, инфекция, ухудшение мукоцилиарного клиренса, несостоятельность швов анастомоза и стеноз трахеи [32, 33]. Для нашего пациента местное хирургическое удаление опухоли было технически возможным, потому что она располагалась на дорсальной мембране, и этот подход был выбран несмотря на то, что в случае злокачественности опухоли этот выбор был бы неверным. Минимально инвазивные эндоскопические методы, такие как захват опухоли или иссечение лазером, были бы оптимальными, если бы доброкачественная природа опухоли была полностью известна до операции [34, 35].

Литература

  1. Brown R, Rogers K. Primary tracheal tumors in dogs and cats. Comp Cont Educ Pract. 2003; 25:854–60.
  2. Stevic R, Milenkovic B. Tracheobronchial tumors. J Thorac Dis. 2016; 8:3401–13.
  3. Honings J, van Dijck J, Verhagen A, van der Heijden HF, Marres HA. Incidence and treatment of tracheal cancer: a nationwide study in the Netherlands. Ann Surg Concol. 2007; 4:968–76.
  4. Sammartino F, Macchiarini P. Primary tracheal tumors. In: Roth JA, Hong WK, Komaki RU, Tsao AS, Chang JY, Blackmon SH, editors. Lung cancer. New Jersey: Wiley; 2014; p. 267–77.
  5. Black AP, Liu S, Randolph JF. Primary tracheal leiomyoma in a dog. J Am Vet Med Assoc. 1981; 179:905–7.
  6. Hill JE, Mahaffey EA, Farrell RL. Tracheal carcinoma in a dog. J Comp Pathol. 1987; 97:705–7.
  7. Carlisle CH, Biery DN, Thrall DE. Tracheal and laryngeal tumors in the dog and cat: literature review and 13 additional cases. Vet Radiol. 1991; 32:229–35.
  8. Yanoff SR, Fuentealba C, Boothe HW, Rogers KS. Tracheal defect and embryonal rhabdomyosarcoma in a young dog. Can Vet J. 1996; 37:172–3.
  9. Chaffin K, Cross AR, Allen SW, Mahaffey EA, Watson SK. Extramedullar plasmacytoma in the trachea of a dog. J Am Vet Med Assoc. 1998; 15:1579–81.
  10. Mahler SP, Mootoo NFA, Reece JLM, Cooper JE. Surgical resection of a primary tracheal fibrosarcoma in a dog. J Small Anim Pract. 2006; 47:537–40.
  11. Gourley IMG, Morgan J, Gould DH. Tracheal osteochondroma in a dog: a case report. J Small Anim Pract. 1970; 11:327–33.
  12. Hough JD, Krahwinkel DJ, Evans AT, Carrig CB, Tvedten HW, Schirmer RG. Tracheal osteochondroma in a dog. J Am Vet Med Assoc. 1977; 170:1416–8.
  13. Sheaffer K, Dillon A. Obstructive tracheal mass due to an inflammatory polyp in a cat. J Am Anim Hosp. 1996; 32:431–4.
  14. Pink JJ. Intramural tracheal haematoma causing acute respiratory obstruction in a dog. J Small Anim Pract. 2006; 47:161–4.
  15. Snyder K, Spaulding K, Edwards J. Imaging diagnosis -tracheobronchial zycomycosis in a cat. Vet Radiol Ultrasound. 2010; 51:617–20.
  16. Adamama-Moraitou KK, Soubasis N, Pardali D, Psalla D, Papazoglou L, Prassinos N, et al. Recurrent intraluminal eosinophilic tracheal granuloma in a Siberian husky. Vet Q. 2015; 35:116–22.
  17. Wu C, Shepard J-A. Tracheal and airway neoplasms. Semin Roentgenol. 2013; 48:354–64.
  18. Sherani K, Vakil A, Dodhia C, Fein A. Malignant tracheal tumors: a review of current diagnostic and management strategies. Curr Opin Pulm Med. 2015; 21:322–6.
  19. Honings J, Gaissert H, van der Heijden H, Verhagen A, Kaanders JH, Marres HA. Clinical aspects and treatment of primary tracheal malignancies. Acta Otolaryngol. 2010; 130:763–72.
  20. Dobson J, Samuel S, Milstein H, Rogers K, Wood JL. Canine neoplasia in the UK: estimates of incidence rates from a population of insured dogs. J Small Anim Pract. 2002; 43:240–6.
  21. Carpenter M. Lipoma on the epiglottis of a dog. Vet Rec. 2012; 171:226.
  22. Brunnberg M, Cinquoncle S, Burger M, Plog S, Nakladal B. Infiltrative laryngeal lipoma in a Yorkshire Terrier as cause of severe dyspnoea. Tierartztl Prax Ausg K Kleintiere Heimtiere. 2013; 41:53–6.
  23. Lynch S, Halfacree Z, Desmas I, Cahalan SD, Keenihan EK, Lamb CR. Pulmonary lipoma in a dog. J Small Anim Pract. 2013; 54:555–8.
  24. Roach W, Krahwinkel DJ. Obstructive lesions and traumatic injuries of the canine and feline tracheas. Compend Contin Educ Vet. 2009; 31:2.
  25. Gasparini S. Conventional biopsy techniques. In: Ernst A, Herth FJF, editors. Principles and practice of interventional pulmonology. New York: Springer; 2013; p. 151–63.
  26. Oblak ML, Boston SE, Woods JP, Nykamp S. Comparison of concurrent imaging modalities for staging of dogs with appendicular primary bone tumours. Vet Comp Oncol. 2015; 13:28–39.
  27. Niesterok C, Kohler C, Ludwig E, Alef M, Oechtering G, Kiefer I. Comparison of projection radiography and computed tomography for the detection of pulmonary nodules in the dog and cat. Tierarztl Prax Ausg Kleintiere Heimtiere. 2013; 41:155–62.
  28. Armburst LJ, Biller DS, Bamford A, Chun R, Garrett LD, Sanderson MW. Comparison of three-view thoracic radiography and computed tomography for detection of pulmonary nodules in dogs with neoplasia. J Am Vet Med Assoc. 2012; 240:1088–94.
  29. Ko J, Jung J, Park S, Lee KY, Chung MH, Mi Ahn, et al. Benign tumors of the tracheobronchial tree: CT-pathologic correlation. Am J Roentgenol. 2006; 186:1304–13.
  30. Arslan IB, Uluyol S, Gen S, Eruyar T, Bulgurcu S, ukurova . Diagnostic dilemma of parotid lipomas: imaging versus fine needle aspiration cytology. Bosn J Basic Med Sci. 2014; 14:250–3.
  31. Rea F, Zuin A. Tracheal resection and reconstruction for malignant disease. J Thorac Dis. 2016; 8:148–52.
  32. Tangner C, Hedlund C. Tracheal surgery in the dog—Part I. Compend Contin Educ Vet. 1983; 5:599–603.
  33. Hedlund C. Tracheal anastomosis in the dog comparison of two end-to- end techniques. Vet Surg. 1984; 13:135–42.
  34. Sutedja TG. Electrosurgery. In: Ernst A, Herth FJF, editors. Principles and practice of interventional pulmonology. New York: Springer; 2013 p. 337–41.
  35. Hoag JB. Use of Medical lasers for airway disease. In: Ernst A, Herth FJF, editors. Principles and practice of interventional pulmonology. New York: Springer; 2013; p. 357–66.

 

Источник: Acta Veterinaria Scandinavica, (2018) 60:59. https://doi.org/10,1186/s13028-018-0413-5© The Author(s) 2018. This article is distributed under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

СВМ № 2/2019