XII Международный Московский Конгресс по болезням мелких домашних животных Всероссийский ветеринарный конгресс

22-24 апреля 2004 года в гостиничном комплексе «Измайлово» (концертный зал, корпус «Вега» — Бизнес-центр, корпус «Дельта» — Бизнес-центр), состоялся XII Международный конгресс по болезням мелких домашних животных и Всероссийский ветеринарный конгресс.

За день до конгресса (21 апреля) была проведена пресс-конференция. Открыл пресс-конференцию президент Ассоциации практикующих ветеринарных врачей России, Заслуженный ветеринарный врач Российской Федерации Середа С.В. Он сообщил, что на пресс-конференцию приглашены: г-н Апалькин В.А. и г-н Литвинов О.Б. — государственные инспектора Российской Федерации; г-н Туник А.Н. — начальник ГУ Объединения ветеринарии г. Москвы, главный государственный ветеринарный инспектор г. Москвы, Заслуженный ветеринарный врач Российской Федерации; г-жа Ирина Новожилова — представитель правозащитной организации «Вита», Татьяна Павлова — представитель отдела «Фауна» Правительства Москвы, а также представители региональных ассоциаций Санкт-Петербурга, Калининграда, Кемерова и другие гости. В пресс-конференции также принимал участие адвокат Черноусов Е.А. — кандидат юридических наук, полковник в отставке, бывший сотрудник Центрального аппарата по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В настоящее время защищает ветеринарных врачей, попавших под уголовное преследование.

Лозунгом конгресса в этом году, как отметил С.В. Середа, будет «Ветеринарное образование в XXI веке». Отличительной особенностью является широкое представительство Государственной ветеринарной службы, работа секции ветеринарно-санитарной экспертизы с/х продукции, председателем которой является Главный государственный инспектор г. Москвы г-н Туник А.Н.

С.В. Середа сообщил, что в рамках конгресса будет проведено три круглых стола. 22 апреля — встреча за круглым столом с участием ректоров ветеринарных ВУЗов, а также представителей Государственной ветеринарной службы (возглавляет работу круглого стола г-н Непоклонов Е. А., Главный ветеринарный инспектор Минсельхоза РФ, доктор биологических наук). Докладчик отметил, что мнение Ассоциации практикующих ветеринарных врачей и представителей Государственной ветеринарной службы совпадают: необходимо повышение качества и реформирование системы высшего образования в области ветеринарной медицины.

Также было заявлено, что в последний день конгресса состоится круглый стол на тему «Кетамин — мифы и реальность». На это мероприятие приглашены адвокаты, представители региональных ветеринарных ассоциаций и государственного наркологического контроля, а также рядовые ветеринарные врачи и пресса. Затем, сообщил выступающий, эта тема будет обсуждаться на следующем круглом столе, где будет подниматься вопрос о правах животных.

Присутствующие на пресс-конференции задали вопросы.

Вопрос Апалькину В.А.: как отразился запрет на использование кетамина на общем состоянии практической ветеринарии?
Ответ: данная ситуация отразилась негативно на практической деятельности ветеринарных врачей. Наша задача все это привести в норму согласно существующему Ветеринарному Законодательству. На данный момент принят совместный приказ Министерств Сельского хозяйства и Здравоохранения о включении кетамина в перечень препаратов, разрешенных к применению в ветеринарной медицине. Разрабатываются правила использования, которые должны быть утверждены Постановлением Правительства. Иными словами, выход в свет соответствующих документов должен решить проблему.

Вопрос: способны ли вы защитить практикующих ветеринарных врачей?
Ответ: мы это можем сделать только в рамках существующего законодательства. Мы пытались объяснить соответствующим службам, что кетамин в практической ветеринарии используется много лет, и вопросов по этому поводу не возникало. Но внезапная активизация службы Государственного наркологического контроля привела к такой ситуации. Для переходного периода в рамках законодательства необходимо согласование ряда вопросов, что требует много времени.

Вопрос: что явилось причиной несвоевременного решения создавшейся проблемы?
Ответ: когда принимался Закон о лекарственных средствах, то не были учтены предложения отдела ветеринарии Министерства сельского хозяйства. Поэтому только сейчас начались согласования о введении раздела в данный закон о возможности применения этого препарата. В связи с этим процесс затянулся на полтора года.

Вопрос: были ли приняты какие-либо альтернативные меры для обеспечения работоспособности ветеринарных клиник?
Ответ прокомментировал Середа С.В.: Департамент ветеринарии очень быстро внес свои предложения и отправил их на согласование. К сожалению, не все ведомства выполняют свою работу достаточно оперативно. В частности, это относится к Государственному наркологическому контролю.

Вопрос:определены ли сроки принятия постановления в отношении органа, ответственного за выдачу лицензии в соответствии с изданием совместного Приказа о порядке использования препаратов. Что прописано в данном постановлении?
Ответ: в отношении порядка использования соответствующих препаратов следует сказать, что этот вопрос будет решен в ближайшее время. Право выдачи лицензий на право приобретения лекарств, относящихся к группе наркотические препараты, после утверждения документа в виду отсутствия в Министерстве сельского хозяйства соответствующего органа будет передано в территориальные органы Министерства здравоохранения, которые ответственны за осуществление данной процедуры.

Вопрос: сколько уголовных дел открыто по использованию кетамина?
Ответ г-на Середы С.В.: на сегодняшний день в разных регионах России (Москва, Новосибирск, Владимир, Кемерово и т.д.) возбуждено 18 уголовных дел. Вероятно, это еще не предел.

Затем было дано слово адвокату Черноусову Е. А.
Ситуация, возникшая на сегодняшний день в России, заявил выступающий, является одним из немногих примеров объединения общества на почве защиты прав законопослушных граждан — ветеринарных врачей, и прав животных, которые были подвергнуты издевательствам (к сожалению, другого термина не нашлось). Левые и правые центристы объединились и высказали свою точку зрения в отношении сложившейся ситуации. Причиной возникших обстоятельств, заявил г-н Е.А.Черноусов, является слишком «активная» деятельность со стороны представителей Государственного наркологического контроля, которая насчитывает 40 000 сотрудников (в США — 10 000 специалистов). Речь идет не о простом воздействии (штрафы или условные меры наказания), а о возбуждении уголовных дел по статье N 228. В ней в части 3 говориться о лишении свободы от 5 до 10 лет без какой-либо альтернативы, а в части 4 — о лишении свободы сроком от 7 до 15 лет за сбыт наркотиков. На сегодняшний день приходится защищать Садоведова К.П., против которого возбуждено уголовное дело по пункту «В» части 3 статьи 228 УКРФ и Дука А.Г., на которого также заведено уголовное дело по части 4 статьи 228 УКРФ. Следует иметь в виду, что согласно Российской Конституции (статья N 55), ограничивать права граждан может только Федеральный Закон.

На вопрос к представителям Государственного наркологического контроля, какими Федеральными Законами они пользуются, задерживая специалистов ветеринарной службы во время оказания врачебной помощи домашним животным, последние ссылаются на Указ Президента (ориентируются на подзаконный акт, то есть не на Федеральный Закон). Следовательно, этот вопрос необходимо ставить перед Конституционным Судом.

Вопрос: можно ли было решить данную проблему без применения Уголовного Кодекса, то есть мирным путем?
Ответ: да, это можно было сделать. Ведь в Законе о наркотических средствах приоритетным является предупреждение (профилактика). Но этого в отношении кетамина (психотропного препарата) не было сделано. В связи с этим следует заметить, что нет ни одного уголовного дела, заведенного на ветеринарных врачей, без грубейших нарушений Конституции и Уголовно-процессуального кодекса. Поэтому защита потерпевших на данный момент строится на притеснении прав и свободы граждан — ветеринарных врачей. Следует обратить внимание, что только благодаря общественности, объединению правых и левых сил с ассоциацией ветеринарных врачей удалось ограничить «столь активное» действие Государственного наркологического контроля. В противном случае, каждый месяц мы имели бы от 30 до 100 арестов в месяц. Но люди, попавшие под арест, это жертвы, которые не должны быть осуждены. В противном случае они навсегда потеряют возможность заниматься профессиональной деятельностью.

Далее тема пресс-конференции от проблемы применения кетамина перешла в плоскость использования дитилина (деполяризующий мышечный релаксант) с целью эвтаназии домашних животных (собак и кошек).

В настоящее время, заявил Середа С.В., использование дитилина с целью эвтаназии в некоторых странах преследуется законом, потому что применение данного препарата вызывает у животных мучительную смерть. Но в большинстве клиник России до сих пор применяют этот препарат. Ассоциация ветеринарных врачей порицает клиницистов, пользующихся этим лекарственным средством.

По этой проблеме было предоставлено слово адвокату Поляковой Е.З., которая ведет несколько уголовных дел, возбужденных по поводу жестокого обращения с животными.

Выступающая сообщила, что благодаря усилиям адвокатов формируется практика применения статьи N 245 УК РФ о жестоком обращении с животными. Со слов докладчицы, она ведет дела, которые затрагивают события, происходящие как в г. Москве, так и в области. Дела доходят до суда и, в основном, имеют логическое завершение. Приходится иметь дело с организациями, которые регулируют численность поголовья бездомных животных путем их умерщвления (в частности с помощью дитилина), а не путем стерилизации. Иногда имеют место бытовые преступления (привлекаются владельцы и посторонние граждане, причастные к нанесению увечья животным). Докладчица призывает ветеринарных врачей оказать содействие (дача заключения о состоянии здоровья пациента) для успешного завершения уголовных дел по отношению к лицам, нанесшим вред здоровью животным.

Затем на пресс-конференции коснулись проблемы состояния ветеринарной службы.

Ветеринария решает проблемы не только в оказании врачебной помощи животным, но и в обеспечении благополучия здоровья человека, особенно городах, в том числе в Москве.

В связи с этим было предоставлено слово главному государственному ветеринарному инспектору г. Москвы Тунику А.Н.

Выступающий отметил, что вопрос безопасности состояния здоровья людей, потребляющих продукты сельскохозяйственного производства, всегда остается актуальным, и особенно это касается населения городов.

В нашей стране, сообщил докладчик, особое внимание уделяется г. Москве с очень большим населением, которое потребляет огромное количество продуктов питания биологического и растительного происхождения. Учитывая, что этот мегаполис является не производителем, а лишь потребителем, роль ветеринарной службы г. Москвы заключается в контроле качества и безопасности пищевой продукции, которая ежедневно поступает на стол жителей. Для этого в городе существует целая система учреждений и подразделений. Например, на базе Государственного Центра Ветеринарии функционирует 77 государственных лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы, которые оснащены в соответствии с предъявляемыми требованиями и проводят обязательный минимум исследований для обеспечения безопасности контролируемой продукции. Но, несмотря на это, некоторые показатели нас настораживают. В 2003 г было выявлено незначительное количество инфекционных заболеваний (24 случая лейкоза, 52 случая туберкулеза, рожи свиней и бруцеллеза). Но отмечалась тенденция роста паразитарной инвазии. Особенно настораживает частота встречаемости финноза (713 случаев, в 2002 г 199 случаев). В связи с этим принимаются меры для повышения профессионального уровня ветеринарных врачей путем проведения аттестации практического (непосредственно на рабочих местах) и теоретического уровней знания. Причина данного явления объясняется экономическим положением нашей страны: слабым финансированием ветеринарной службы в регионах и, следовательно, низким уровнем подготовки специалистов. Доказательством этому являются результаты повторной экспертизы мясной продукции, подверженной до этого ветеринарно-санитарному контролю (наличие клейма, дающего право на реализацию), где установлено около 40% случаев финноза, заявил докладчик. В связи с этим было решено уделить особое внимание ветеринарно-санитарной экспертизе (в частности, на секции настоящего конгресса будет предоставлена серия докладов). В настоящее время мы применяем электронную программу по государственному техническому надзору. В нашей лаборатории, как было сказано, в пробах сои, доставленной из Германии, было обнаружено наличие генетически модифицированных источников (ГМИ). Туник А.Н. констатировал, что уровень контроля качества и безопасности пищевой продукции на сегодняшний день в сравнении с советской периодом стал намного ниже.

Затем приглашенные задавали докладчику вопросы:

Вопрос: какова ситуация с коровьим бешенством?
Ответ: в Москве ситуация с данной нозологией благополучная. Москва — первый субъект Российской Федерации, где благодаря мэру столицы Ю.М. Лужкову были выделены средства из городского бюджета на создание специальной лаборатории, которая работает уже 8 лет с момента появления этой болезни в Англии.

Вопрос г-ну Апалькину В.А.: какова ситуация с гриппом птиц в настоящее время?
Ответ: ситуация в отношении 9 стран Юго-Восточной Азии не изменилась. Эти страны по-прежнему остаются закрытыми, реализуются меры профилактики и безопасности здоровья населения. В США закрыто 7 штатов в связи с проведением этих мероприятий, в Канаде затронуто всего 2 штата. Следует заметить, что активного распространения вирусной инфекции в связи с оперативным проведением мероприятий ветеринарными службами в настоящее время не наблюдается. Можно сделать вывод, что создавшаяся неблагоприятная ситуация находится под контролем.

Вопрос: что можно сказать в отношении возникновения ящура в Амурской области? Какие меры проводятся для предотвращения распространения эпизоотии?
Ответ: что касается проблемы ящура, то Ветеринарная Служба России постоянно занимается его профилактикой. Особое внимание уделяется приграничным районам Дальнего Востока, Сибири, а также средним и южным областям Поволжья и Северному Кавказу. Во всех этих регионах постоянно проводится иммунизация против ящура. На территории Российской Федерации это мероприятие охватывает примерно 12% поголовья КРС и 18% свиней и овец. Основная задача — обеспечить эффективность соответствующих работ. Основной причиной возникновения эпизоотии в России является высокая интенсивность перемещения животных из приграничных районов сопредельных с нашей страной государств. Мы хорошо осведомлены о том, что очаги данного заболевания на территории Монголии присутствуют постоянно. Имеются данные по эпизоотической ситуации в Китае, где также возникают вспышки. У нас 15 апреля вспышки были зарегистрированы в Амурской области и в Тамбовском районе (село «Садовое»), где и по настоящее время проводятся соответствующие мероприятия по ее ликвидации. В этом принимают участие специалисты Департамента Ветеринарии, Института и Центра защиты животных. В связи с этим проводится усиление санитарного контроля на всей территории нашей страны. Уже направлены соответствующие письма губернаторам регионов страны и ветеринарным службам с перечнем выполнения особых требований инструкции, предусмотренных ветеринарным законодательством.

Вопрос: каково положение с проведением административной реформы?
Ответ: административная реформа выполняется в рамках концепции, утвержденной правительством с 2002 года. В настоящее время вышел Указ, согласно которому осуществляется реформа федеральных органов на уровне ветеринарной, фитосанитарной и других служб. В связи с этим формируются центральные аппараты и территориальные органы. Формируются три службы — два Федеральных агентства по сельскому хозяйству и рыболовству, а также одна Федеральная служба по надзору. Следующий этап скоро завершится утверждением положений, где в дальнейшем будут созданы территориальные органы в каждом субъекте Российской Федерации с целью выполнения своих полномочий, утвержденных Указом. Эта реформа касается только лиц, наделенных соответствующими полномочиями (чиновников), и системы контроля исполнения их профессиональных обязанностей.

Кроме того, в следующем году будет отменено лицензирование ветеринарной деятельности и введен государственный надзор за специалистами, занимающимися предпринимательской деятельностью.

Это позволяет выйти из двух уровней надзора. Следует заметить, что надзор осуществлялся и осуществляется до настоящего времени.

Иными словами, прокомментировал Середа С.В., если вы имеете диплом, то это дает право специалисту пользоваться всеми препаратами, которые необходимы для выполнения соответствующей работы.

На этом пресс-конференция была закончена.

Первый день конгресса (22 апреля)

С утра все залы были заполнены присутствующими. Конгресс проходил в соответствии с установленным регламентом.

В корпусе «Дельта» (Бизнес-центр, зал N1) конференцию по ветеринарной экспертизе, проходившей под названием «Контроль качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов», открыл Туник А.Н., начальник ГУ Объединения ветеринарии г. Москвы, Главный государственный ветеринарный инспектор г. Москвы, Заслуженный ветеринарный врач РФ.

Он представил доклад «Организация государственного ветеринарного контроля качества и безопасности пищевых продуктов в г. Москве».

Был сделан анализ работы структурных подразделений Государственной ветеринарной службы Москвы в 2003 г и в первом квартале 2004 г., где также приводились данные ретроспективного исследования за 2002 г.

Докладчик сообщил, что продукция животного и растительного происхождения, поступающая на потребительский рынок Москвы, может быть опасной для жизни и здоровья населения города. Поэтому в 77 функционирующих государственных лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы г. Москвы и в 51 ПГВЭ на рынках и предприятиях по убою скота ежегодно проводятся более полутора миллионов экспертиз и пятьсот тысяч лабораторных исследований. При этом выявляются десятки тысяч болезней, в том числе зоонозов (общих для человека и животных). По некоторым из них статистика вызывает тревогу.

Первое место занимает цистецеркоз сельскохозяйственных животных (в 2003 г. частота обнаружения финноза в сравнении с 2002 г. выше на 358%, (713 и 199 случаев соответственно). В государственных лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы выявлено 427 случаев паразитарной инвазии туш и органов с/х животных (в 170 образцах мяса, поступившего для реализации и прошедшего ВСЭ в полном объеме, заклейменного овальным клеймом, было установлено наличие цистецеркоза, что составило почти 40% от всех туш животных, подверженных повторной ВСЭ).

В 286 случаях паразитарная инвазия возбудителями данного вида была выявлена при убое скота на мясо.

Если провести сравнительную оценку частоты обнаружения данного возбудителя в мясе с/х животных в соответствии с его видовой принадлежностью, то картина выглядит следующим образом:

— в говядине — 498 случаев (из них 263 при убое скота);
— в свинине — 44 случая (из них 23 при убое);
— в баранине — 169 случаев, то есть также отмечено увеличение частоты. Обнаружены финны вооруженного цепня (Taenia suis) в козлятине — 2 случая.

На диаграмме, представленной докладчиком, было показано, что из 18 регионов России по частоте обнаружения финноза в мясе животных, поступившем на рынки города Москвы в 2003 г., первое место занимает Московская область, второе — Липецкая, третье — Тамбовская. Подобная картина просматривается и в первом квартале 2004 г. Остается актуальной проблема трихинеллеза. Это заболевание не регистрировали с 1993 года, но в 2003 г. было зафиксировано 4 случая (3 туши свиней в ВАО г. Москвы, поступивших из Тамбовской и Московской областей и в медвежатине, доставленной из Вологодской области). В 2004 г. зарегистрирован случай трихинеллеза при исследовании мяса волка в Московской городской ветеринарной лаборатории. По данным Центра госсанэпиднадзора по г. Москве за 2003 г. отмечено 2 случая заболевания людей трихинеллезом при употреблении ими свинины, приобретенной за пределами города.

Отмечено увеличение объема выбраковки продуктов животного происхождения (в 2003 г. на 154% по сравнению с 2002 г., что составило 9091 и 5872 тонны соответственно). Они после соответствующей переработки идут на корм животным или подвергаются технической утилизации. Основные причины выбраковки: истечение сроков годности, наличие признаков дефростации, обезличивание, отсутствие маркировки (клейм) и соответствующей документации, порча продукта и т.д.

Регистрируется каждый случай выявления в пищевых продуктах факторов, способных причинить вред здоровью людей (возбудители особо опасных заболеваний животных и человека, радионуклиды, нитраты и т.д.). Движение таких продуктов контролируется вплоть до полного обеззараживания, переработки, использования в корм животным или утилизации. В настоящее время наша организация проводит работу по созданию единой информационной системы с целью ускорения обмена данными. Уже частично подключена к единой волоконной сети половина СББЖ в административных округах г. Москвы.

Выполнение поставленной задачи осложняется отсутствием нормативно-правовой базы функционирования Государственной ветеринарной системы контроля безопасности и качества пищевых продуктов.

Докладчик также отметил непосредственное участие службы в разработке распорядительных документов в г. Москве. Наиболее значимые из них имеют непосредственное отношение к организации работы Государственной ветеринарной службы города, контроля безопасности и качества продовольствия. Кроме этого, Объединением ветеринарии г. Москвы разработан ряд методических документов (инструкций, приказов и положений), которые используются в работе врачей. В настоящее время возникла необходимость в разработке нормативно-методической документации по проведению проверок предприятий по хранению, переработке и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения.

Причиной проведения такого рода работы является заинтересованность европейского экономического сообщества (ЕЭС) вопросами производственного контроля и управления качеством и безопасностью продуктов, а так же системой организации Государственного ветеринарного надзора на подконтрольных объектах. В марте текущего года Россию, в частности, г. Москву посетила делегация ЕЭС с целью ознакомления с состоянием молоко- и мясоперерабатывающих предприятий и, следовательно, возможностью поставки на экспорт производимой продукции. Следует заметить, что ничего существенного и нового эти требования не добавили к действующим у нас нормативным документам.

Однако если бы на предприятиях, подверженных проверке, программы производственного контроля работали, а не носили декларативный характер на бумаге, то многих обидных замечаний можно было бы избежать.

Становится очевидной необходимость создания нормативной документации по организации и проведению проверок подконтрольных Государственной ветеринарной службе объектов, которая должна соответствовать требованиям ЕЭС.

Многое сделано и делается в отношении технического оснащения наших структурных подразделений для обеспечения контроля и качества пищевой продукции. Используются стандартные химические реактивы, лабораторная стеклопосуда, современные проекционные трихинеллоскопы импортного и отечественного производства, анализаторы качества молока «Клевер», дозиметры, радиометры, спектрометры РСУ «Сигнал», нитратометры «Мин 200», рефрактометры, бинокулярные микроскопы, люминоскопы «Филин», аналитические весы, водяные бани с терморегуляторами, овоскопы, дистилляторы и другое оборудование. Уже закуплена партия приборов дозиметрического контроля продовольствия, планируется закупка термометров для ветеринарных врачей на предприятиях (марка «Замер — 1» отечественного производства) и термодатчиков облегченного типа. Особое внимание уделяется Городской ветеринарной лаборатории (ГВЛ).

В 2000 г. на базе ГВЛ создана и введена в эксплуатацию мобильная лаборатория ветеринарной санитарной экспертизы, позволяющая осуществлять контроль качества и безопасности продуктов питания, реализуемых на продовольственных рынках и ярмарках выходного дня, неукомплектованных стационарными лабораториями.

С 2002 по 2003 гг. в 24 пробах мясопродуктов, полученных из США и стран ЕЭС, выявлены антибиотики тетрациклинового ряда, в 28 пробах завышены ПДК гормонов (прогестерона, тестостерона, эстрадиола). В 7 пробах обнаружен возбудитель лептоспироза (L. Monocytogenes).

В текущем году, сообщил докладчик, для исследования пищевых продуктов на наличие ГМИ (генетически модифицированных источников) запущен метод ПЦР. Во время исследования 5 проб (трех изолятов соевого белка, полученных из Германии и двух проб из Бразилии) в 1 пробе концентрата соевого белка из Германии и 1 пробе заменителя цельного молока из Польши были выявлены положительные реакции на ГМИ.

Согласно постановлению Минздрава РФ от 6,04,1999 N7 «О порядке гигиенической оценки и регистрации пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников», с 1.07.1999 г. в России введена госрегистрация пищевых продуктов и продовольственного сырья, а также компонентов для их производства, полученных из ГМИ. С 1.07.2000 г. введена маркировка продукции, содержащей ингредиенты ГМИ.

Юридическим и физическим лицам, осуществляющим закупку, поставку, производство и реализацию пищевых продуктов, полученных из ГМИ, необходимо обеспечить нанесение на потребительскую упаковку вышеуказанной информации. Исключение составляют пищевые продукты, не содержащие ДНК и белка (пищевые и ароматические добавки, рафинированные масла, модифицированные крахмалы, сиропы глюкозы и др.), а также содержащие в рецептуре (основе) менее 5% компонентов из ГМИ (Постановление от 8.11.2000 г. N13).

В заключение докладчик подчеркнул, что за последние 15 лет в Москве не было зарегистрировано случаев заражения людей зоонозами (общими для животных и человека), причиной которых могли бы оказаться продукты питания, приобретенные на продовольственных рынках города или произведенные на московских предприятиях.

Встреча за круглым столом «Проблемы и перспективы ветеринарного образования»

Состоялась встреча за круглым столом, где присутствовали ректоры ветеринарных ВУЗов, представители Государственной ветеринарной службы и Ассоциации практикующих ветеринарных врачей.

Руководил работой г-н Непоклонов Е. А.

Обсуждался вопрос об уровне образования в высшей ветеринарной школе РФ.

В начале была заслушана краткая информация о деятельности ВУЗов Российской Федерации. В своем выступлении г-н Воронин Е.С., ректор МГАВМиБ им. К.И. Скрябина, академик РАСХН, апеллируя к объективно существующим в условиях социально-экономического реформирования нашего государства факторам, раскрыв их причинно-следственную взаимосвязь, дал оценку положения дел в сфере образования вышей ветеринарной школы. Свое выступление он удачно завершил фразой — «на сегодняшний день мы уже не существуем, а живем», и, постучав на всякий случай по столу, добавил, что нас спасет только работа, поэтому работайте, еще раз повторил оратор, и деньги вас найдут.

Затем было заслушано выступление о положении практической ветеринарии в области птицеводства в Краснодарском крае и уровне подготовки молодых дипломированных специалистов — ветеринарных врачей. Было сказано, что в связи с высоким уровнем интенсивного развития агропромышленного сектора (40 птицефабрик), ветеринарная служба в данном регионе насчитывает 4 тысячи специалистов. Каждый год их состав обновляется на 10-15% за счет разных регионов и ВУЗов, в том числе и ветеринарного факультета региона (100 специалистов в год на протяжении 25 лет). В настоящее время в практической ветеринарии возникла необходимость подготовки специалистов для двух направлений — продовольственный рынок и исследование. В связи с этим 4 года назад ветеринарному факультету Краснодарского края был дан оплачиваемый заказ на подготовку ветеринарных врачей со специализацией в области птицеводства. За это время в результате привлечения интеллектуального ресурса (аграрный университет) и практического опыта специалистов региона произошли достаточно глубокие изменения в подготовке специалистов для отрасли птицеводства. В Краснодарском крае создана одна из лучших лабораторий Российской Федерации, на оснащение которой краевой бюджет выделил около 50 миллионов рублей, что дало возможность приобрести практически все для осуществления диагностики. Недостаточным на данный момент является лишь качество подготовки специалистов. К сожалению, формирование базы практического образования определяется на федеральном уровне (министерства образования и факультетов). Когда Департамент ветеринарии предлагает свои услуги по подготовке специалистов на базе лучших современных лабораторий (в городе Краснодаре их 17), то всегда слышен один и тот же ответ: не лезьте не в свое дело. А ведь будущее отечественной ветеринарии определяется ее практической базой. Для облегчения решения этой проблемы необходимо начинать с ликвидации ненужных часов образования и заменить их более рациональным временем, позволяющим расширить практическую деятельность специалистов. В связи с этим, возникает необходимость выработки собственной политики, с помощью которой мы можем Министерству образования и ректорскому составу ВУЗов предъявить свои условия.

Далее был, затронут вопрос в отношении заочного образования.

На протяжении 10 лет на всех конгрессах мы говорим, что заочное образование не обеспечивает достаточный уровень квалификации, заявил С.В.Середа.

Мы хотим, продолжал выступающий, чтобы ректоры ВУЗов прислушались к мнению ветеринарных врачей и представителей Государственной ветеринарной службы. Ведь это мы даем работу специалистам, а не ВУЗы.

В целом, как было сказано, качество специалистов, выходящих из стен отечественных ВУЗов, часто крайне низкое и, следовательно, не отвечает требованиям современного производства (нет специалистов по кардиологии, анестезиологии, менеджменту и т.д.). Никто не контролирует количество выпускаемых специалистов.

В связи с этим, заявил выступающий, представители Ассоциации ветеринарных врачей и Государственной службы будут решать эти вопросы на правительственном уровне. Затем было дано слово молодому доктору. Она в своем выступлении провела сравнение уровней образования в Эстонии (Тартуский университет) и Финляндии (повторное прохождение образования), где было сказано, что уровень образования в этой европейской стране намного выше. Молодых студентов, которые практически делают все (диагностика и лечение), курируют старшекурсники. Все неясные вопросы обсуждаются коллегиально. Иными словам, они находятся в постоянном тренинге (надо заметить, что и у нас существует аналогичная практика, но не требует обязательного ее выполнения). В Финляндии нет заочного образования.

Также была дана информация в отношении образования во Франции. В этой стране имеется 4 ветеринарные школы, где каждая выпускает не более 100 дипломированных специалистов в год, и это на 55 миллионов населения страны. Во Франции существует три категории наиболее престижного высшего образования: медицинские ВУЗы, высшая политехническая школа (приравнивается к МГУ в России) и ветеринарная школа. Конкурс для прохождения в ветеринарную школу равен 10 человекам на место. Там нет вступительных экзаменов и сессий, потому что в зачет идет средний арифметический балл по успеваемости за весь год обучения (от года к году его показатель варьируется). Возрастной ценз для поступающих 21 год и разрешено не более 2-х попыток. В ветеринарной школе после специальной подготовки в течение 1-2 лет и затем прохождения по конкурсу по таким дисциплинам, как математика, физика, биология, французский и иностранный языки, предусмотрено 4-х летнее образование, которое дает базовые знания в области ветеринарной медицины. Затем в течение года идет написание дипломной работы, по завершению которой специалисты получают звание ветеринарного врача с правом на выполнение практической деятельности. Все функции по контролю качества пищевой продукции и санитарной гигиены, а также профилактике и лечению животных выполняют только ветеринарные врачи. В городском секторе страны по лечению и профилактике заболеваний мелких домашних животных работает 3,5 тысячи ветеринарных специалистов (по статистике на каждого 4 жителя приходится по одной собаке и кошке). Следует обратить внимание, что, несмотря на малое количество специалистов, выпускаемых каждый год, положение дел в области ветеринарии во Франции находится на очень высоком уровне.

Слово было дано Кондричевой Н.Н. Департамента специального образования Министерства сельского хозяйства. Она поблагодарила за организацию круглого стола. В ее выступлении были очень четко обозначены проблемы, связанные с образованием в ВУЗах ветеринарной медицины России, которые основном исходят от министерства образования. Идет постоянная борьба за восстановление часовой программы преподавания по специальным предметам и сопротивление навязыванию ненужных дисциплин. Было сказано, что государство не оказывает финансовой помощи в развитии учебного процесса (печатание методических пособий для ВУЗов и т.д.). В настоящее время, добавил Воронин Е.С., мы находимся под воздействием бюрократического терроризма.

Затем было дано слово Тунику А.Н. В своем выступлении он также обратил внимание на низкий уровень образования. В основном было сказано, что это связано с недостаточностью практической подготовки специалистов. В связи с этим вместе с ветеринарной академией приходится изыскивать возможность повышения их квалификации.

В начале мы проводим аттестацию на рабочем месте, и только потом проверку теоретических знаний. Выступающий дал отрицательную оценку заочному образованию.

В выступлении Коробова А.В. (проректор по учебно-методическому объединению областей ветеринарии и зоотехнии МГАВМиБ, заведующий кафедрой незаразных болезней, д.в.н.) прозвучало о нарушении структурно-логической связи в изучении дисциплин, а также об отсутствии практической направленности. Было сказано о необходимости увеличения количества часов по учебной и производственной практике, определения соответствующих баз с обязательным их посещением профессорско-преподавательским составом, а не ассистентами, как это существует на самом деле.

В завершении встречи было принято решение о необходимости формирования обратной связи между общественностью (Ассоциацией практикующих ветеринарных врачей) и исполнительным органом (Министерством образования и ректоратом ВУЗов).

Встреча с юристами Ассоциации практикующих ветеринарных врачей за круглым столом (последний день конгресса)

В проведении встречи за круглом столом участвовали: представители Государственного наркологического контроля; адвокат г-н Черноусов Е.А. (кандидат юридических наук, полковник в отставке, бывший сотрудник центрального аппарата по борьбе с незаконным оборотом наркотиков); г-н Непоклонов Е.А. (Главный инспектор Минсельхоза Российской Федерации); г-н Апалькин В.А. и г-н Литвинов О.Б. (Государственные инспектора Российской Федерации); президенты Ассоциаций ветеринарных врачей (25 представителей из регионов Российской Федерации), а также г-н Ричард Корд (президент Французской конной ассоциации); г-жа Екатерина Забегина (президент Российской конной ассоциации, к.б.н., в.н.с. ВИЭВ им. Коваленко); 15 кандидатов ветеринарных наук, среди которых, два анестезиолога — г-жа Козловская Н.Г. (член Европейской ассоциации ветеринарных анестезиологов) и г-жа Ирина Иглакова (врач-анестезиолог с 23-летним стажем и вторым высшим образованием в области ветеринарии); Сальников А. (г. Нягань) и Костиков В. (г. С.-Петербург) (практикующие ветеринарные врачи с высшим юридическим образованием); директора частных ветеринарных клиник; пресса. Остальные присутствующие — ветеринарные врачи и студенты ВУЗов.

Тема дискуссии за круглым столом «Кетамин — мифы и реальность»
В своем выступлении Середа С.В. отметил, что в 1998 году психотропный препарат кетамин не был внесен в список лекарственных средств, разрешенных к применению ветеринарии. На протяжении пяти лет препарат применялся незаконно, хотя 28 декабря 2003 г. был выпушен совместный приказ о разрешении его применения в ветеринарной практике. Шесть месяцев прошло, а документ, регламентирующий применение кетамина, еще не утвержден. Не известно, когда он будет готов, потому что визирование напрямую зависит от ведомств.

Слово было дано г-ну Непоклонову Е.А.
В 1998 году Департамент ветеринарии не желал заниматься вопросом юридического узаконивания права на применение психотропного препарата кетамина. Хотя можно было бы взять образец документа из Министерства здравоохранения и грамотно его оформить, что собственно и было нами сделано сейчас, доложил выступающий. Совместный приказ был согласован с основными ведомствами. В то время остался лишь вопрос о Постановлении Правительства по регламентированию реализации препарата. Мы вновь обратились в Министерство Здравоохранения и также решили данный вопрос. Но задержка произошла в Комитете государственного наркологического контроля. Нам непонятно, почему так долго вносят изменения, если в решении этого вопроса возникла срочная необходимость. Мы согласны и готовы сделать для этого все, если это отвечает реалиям сегодняшнего дня. Но есть так называемый бюрократический механизм: в документ были внесены все замечания со стороны данного ведомства, но ответа все еще нет. В настоящее время мы параллельно через ВГНКИ ведем регистрацию других препаратов для обеспечения их легализации и дальнейшего применения на практике. Также идет работа по совершенствованию Ассоциации ветеринарных врачей с целью превратить ее в значимый общественный институт страны, как это существует во всем мире. В такой общественной организации, на наш взгляд, будут выработаны критерии переподготовки специалистов для их аттестации и т.д. Мы считаем, что после выполнения намеченных этапов нашей деятельности, возникающие вопросы по мере их поступления мы будем решать успешно и правильно. Проблема кетамина — это всего лишь ступенька существующих на сегодняшний день проблем, которые мы должны устранять не по мере их возникновения и накопления, а с опережением. Это позволит заблаговременно координировать назревающую ситуацию. Поэтому реорганизация, которая происходит в нашей стране, как раз и подсказывает необходимость создания многоукладной системы в отечественной ветеринарии, максимально защищенной законодательной властью. Мы стараемся не обвинять кого-то в нерадивости решения тех или иных вопросов, а наоборот, если есть проблемы, то максимально и энергично их решать. Мы надеемся, что наши оппоненты из Комитета по наркологическому контролю должны понимать, что данный вопрос — это временное явление. Чем дольше его затягивать, тем больше возникает вопросов в реальной жизни. Ведь подобные вопросы будут возникать не только у ветеринарных врачей, а у них самих, у их близких, если они имеют мелких домашних животных, нуждающихся в нашей защите. Поэтому мы активно работали, работаем и будем работать вместе с Ассоциацией ветеринарных врачей Российской Федерации, чтобы создать максимально разумную законодательную базу, которая позволит нашим коллегам спокойно работать в правовом поле и быть уверенными в завтрашнем дне. Именно наличие обратной связи с общественным институтом — Ассоциацией ветеринарных врачей, создаст условие грамотного корректирования тех или иных вопросов в рамках сформировавшейся законодательной базы.

Слово было дано г-ну Ричарду Корд.
Мне очень приятно находится в вашей стране и встречаться с коллегами, заявил выступающий. Я всегда рад хоть в какой-то мере оказать помощь в решении тех или иных вопросов, в частности и с кетамином. Данным препаратом мы пользуемся постоянно и никаких особых требований не предусмотрено. Для этого необходимо лишь иметь шкаф и ключ. Во Франции, сообщил выступающий, кетамин не квалифицируется как наркотик. Моим коллегам было бы очень странно услышать о том, что вы не можете использовать столь необходимый препарат в профессиональном деле. Выступающий отметил, что, по его мнению, кетамин не может принадлежать к рынку наркотиков.

По данным ВОЗ препаратом кетамин пользуется одна десятая часть от общего числа наркоманов, прокомментировал Середа С.В.

Слово было дано Костикову В.
Он подчеркнул, что еще в древние времена врачи в качестве анестетиков использовали препараты, изготовленные из растений. Что касается законодательного пространства, то владельцы животных, ветеринарные врачи и Государственный наркологический контроль работают в одном юридическом поле, и нарушать закон никто не собирается. Врачи хотят работать спокойно и квалифицированно. Потому что владельцы, если мы будем оперировать животных только под воздействием обездвиживающих препаратов и причинять им болевой шок, согласно существующему закону о порче имущества, подадут на нас в суд. Кроме того, мы должны ценить свое здоровье и, следовательно, соблюдать правила техники безопасности, так как животные кусаются, бьют копытом и т.д. Об этом скажет любой профессионал, работающий в данной области. Мы готовы работать с вами профессионально, сказал выступающий, обращаясь к представителям Государственного наркологического контроля. Мы согласны с принятым решением нашего государства: у нас должен быть узаконен оборот психотропных средств. Одна из основных задач наркологического контроля — это координация деятельности всех ветвей власти (в частности, министерств здравоохранения и сельского хозяйства).

Слово дано Козловской Н.Г.
Мне приходилось присутствовать и работать в ветеринарной клинике в США в прошлом году. В течение 2-х недель и я видела, что наши коллеги пользуются всеми группами наркотических и других препаратов, необходимых для проведения грамотной и качественной анестезии. Да, кетамин относится к группе психотропных препаратов. Для хранения лекарственных препаратов класса А (в том числе наркотических) необходимы специальные условия (сейфы, фиксированные к полу, решетки на окнах и т.д.). Все это существует, но в рамках установленной нормы, где есть ответственное лицо за хранение и выдачу данной группы препаратов. Но кетамин относится к психотропным средствам. Непонятно, зачем данное средство присоединять к группе наркотических препаратов. Более того, туда отнесли химиотерапевтические средства. Получается так, что мы не имеем права лечить животных по целому ряду заболеваний. Фактически нас отбрасывают в средневековье, когда анестезию у пациента вызывали путем нанесения удара по голове, предварительно напоив его. Если говорить об альтернативных препаратах, то у нас таковых нет. Может быть, кто-то хочет сказать, что можно обойтись такими препаратами, разрешенными в нашей стране, как рометар или домитор, являющимися альфа-2 агонистами! Но они не могут решить данную проблему, потому что не относятся к анальгетикам (обезболивающим препаратам) и обладают лишь седативными свойствами.

Слово дано Ирине Иглаковой.
Имея стаж 10 лет, я знаю все условия хранения и работы с наркотическими и психотропными веществами, то есть групп А и Б. Как врач анестезиолог я должна сделать краткий экскурс, чтобы дать элементарное представление присутствующим из Государственного наркологического контроля, что такое наркоз.

Наркоз — это сон (оцепенение), который достигается искусственно (в основном для успешного проведения хирургических манипуляций), а именно путем включения пяти компонентов, обеспечивающих регуляцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, миорелаксацию, сон и аналгезию. У нас в области ветеринарии разрешено применение рометара, который обладает слабо выраженным эффектом миорелаксации. Но для того, чтобы предотвратить возникновение болевой реакции (например, в случае хирургического вмешательства), необходимо создать условие анальгезии. Таким препаратом является кетамин (калипсол или кеталар). Говорить о бизнесе данным препаратом с целью его продажи неверно. Если подсчитать стоимость препарата для кошки весом 3 килограмма с целью проведения операции, то становится понятно, почему ни один специалист не реализует его в продажу, потому что с экономической точки зрения это не выгодно. Но у нас есть еще и другая проблема, которая связана с необходимостью выезда в хозяйства для оказания врачебной помощи находящимся там животным, и мы не можем вести с собою сейф, тем более с сигнализацией. Поэтому службе Государственного наркологического контроля следует обратить на это внимание при утверждении Положения о хранении и пользовании разрешенными препаратами.

Слово дано Логинову Н.Е.
Я работаю в течение 11 лет с цирковыми животными, и еще в советское время мне приходилось иметь дело с этой проблемой. Пришлось заниматься составлением списка, дающего права на приобретение необходимых препаратов, и добиваться разрешения их применения для лечения животных. Хочется сказать сотрудникам Государственного наркологического контроля, что они не туда пришли, потому что они попали к ветеринарным врачам, которые решают социальную проблему, а именно, оказывают помощь животным, которые для их владельцев являются членами семьи. Такой подход со стороны правоохранительных органов, когда они пытаются из ветеринарного врача сделать наркодиллера, можно объяснить не иначе как примитивностью мышления. Выступающий сказал, что мы здесь собрались не для того, чтобы решать проблему только с кетамином. Мы должны поставить вопрос шире, а именно добиться права на получение и свободное применение доступных нам препаратов в практической ветеринарии.

Слово предоставлено адвокату г-ну Черноусову Е.А.
Выступающий отметил, что он приятно удивлен, столкнувшись со столь редко встречающимся активным проявлением общественного сознания.

Как адвокат он обратил внимание на то, что 10 лет назад подзащитные обращались в основном по проблемам, связанным с наркотиками, а в настоящее время каждый третий приходит со СПИДом. Более того, город Норильск в настоящее время закрыт по причине наркомании. Поэтому создание Государственного наркологического контроля — это правильное решение.

Было акцентировано внимание на последнем издании, в котором согласно Женевской конвенции дано четкое определение понятий психотропных и наркотических средств (1961 г. — наркотических средств естественного и синтетического происхождения; 1971 г. — психотропных средств).

Для представления о сложившейся ситуации необходимо дать краткое пояснение положение дел в системе МВД. Следует заметить, что проблемы подобного рода всегда решали силовые структуры, которые всегда прибегали к помощи общественных организаций. Почему сейчас Государственный наркологический контроль не использует такой инструмент, не понятно. Основным недостатком силовых структур является то, что они включаются в работу с момента возбуждения уголовных дел. Следует обратить внимание на то, что правоохранительная система нашего государства определяет эффективность своей деятельности по проценту раскрытия преступлений (в советское время этот показатель равнялся 95%, в настоящее время 85%). Она оказалась заложницей этих показателей. Во Франции аналогичные структуры прекрасно себя чувствуют и с 19% раскрываемостью преступности.

Созданная недавно структура Государственного наркологического контроля, насчитывает в своем составе 40 тысяч служащих и вынуждена искать проблему для оправдания своего существования любыми способами.

Для решения этой задачи они выбрали «очень легкий и короткий путь». Следовало бы включить в работу отдел профилактики (согласно штатному расписанию Государственная служба наркологического контроля располагает 85 сотрудниками, занимающихся данным вопросом) для оказания содействия Министерствам Здравоохранения и Сельского хозяйства, чтобы ввести в правовое поле работу ветеринарной службы нашей страны. Но они воспользовались небрежностью чиновников: препарат кетамин оказался не внесенным в список лекарственных средств, разрешенных к применению в ветеринарии. Применив 3 часть и 4 (сбыт наркотиков) в соответствии со статьей N 228 УК РФ стали вести уголовное преследование специалистов, которые на протяжении десятков лет (как и во всем мире) использовали и используют препарат кетамин для оказания хирургической помощи домашним животным.

При этом, пренебрегая судьбами граждан, они нарушили статью N 55 Российской Конституции, в которой говорится, что ограничивать права граждан может только федеральный закон.

Г-ну Александру Михайлову была задана серия вопросов:

— Откуда у Вас такие цифры, если нет статистики?
— Был ли перекрыт канал поступления кетамина в Россию?
— Сколько физических лиц, потребляющих кетамин, было привлечено к уголовной ответственности?

Ни на один из поставленных вопросов не было дано ответа.

Следовательно, информация о 95 миллионах долларов, которые вращаются вокруг кетаминового дела, не достоверна.

Исходя из выше сказанного, получается, что чиновники Государственного наркологического контроля вводят в заблуждение общество и государство.

Вместо того чтобы извиниться перед обществом за допущенные ошибки и прекратить заведенные уголовные дела (для этого есть все основания), они продолжают их. Если бы не возмущение общества, число таких дел продолжало бы расти.

В заключение адвокат г-н Черноусов Е.А. сказал, что в виду нарушения Конституции по статье N 55, а также отсутствия Федерального Закона, который определяет права и обязанности его исполнителей, ситуацию можно изменить в пользу пострадавших.

В завершении дискуссии (вопросы и ответы) из зала поступило предложение о введении моратория на уголовное преследование специалистов вплоть до издания нормативного документа, дающего право использовать кетамин по назначению.

В заключении президент Ассоциации ветеринарных врачей Середа С.В. задал вопрос: кто должен на самом деле нести ответственность за нарушение правовых норм нашего общества?

P. S. 18 мая 2004 года дело ветеринарного врача Садоведова К. П. закрыто за отсутствием состава преступления. Это дает возможность прекратить и остальные уголовные дела, которые заведены на наших коллег.

Ассоциация ветеринарных врачей благодарит общественные организации, вступившиеся в защиту прав наших коллег.

СВМ 3/2004

 

Подпишитесь на наш телеграм-канал и получайте важные отраслевые новости в удобном для вас формате.
Оценить материал
Нравится
Нравится Поздравляю Сочувствую Возмутительно Смешно Задумался Нет слов
Теги

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Подписка на новости

* - поля, обязательные для заполнения
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных согласно 152-ФЗ. Подробнее
Close