С днём студента!

На днях наткнулся на «Расстрельный список препаратов». То есть я его и раньше встречал, сейчас ещё раз обнаружил и с интересом почитал. Рекомендую, кстати. Если кто не слышал про такой, поясню: имеются в виду лекарственные препараты, у которых эффективность действия не доказана. Кому чего, а меня чтение этого списка навело, как всегда, на размышления о качестве нашего образования.

Как человек, закончивший два вуза, я считаю, что нормального высшего образования у нас в стране нет. То есть нет как системы. Есть отдельные вузы, которые в целом держат марку. Есть, может быть, во всех вузах хорошие преподаватели. Но всё в целом – плохо. Может быть, есть отрасли, где качественно учат. Не зря же наши программисты высоко ценятся во всём мире. Но вот я учился в двух ведущих высших учебных заведениях страны, каждое в своей отрасли. И возникает мысль: если здесь так учат, то что же творится в других местах?

При чём тут «Расстрельный список препаратов»? А вот при чём. К тем медикаментам, которые в нём перечислены, имеется одна претензия: они не вписываются в систему доказательной медицины. А теперь вопрос: как часто в наших ветеринарных учебных заведениях студенты вообще слышат этот термин: «доказательная медицина». А ведь именно соответствующие принципы должны лежать в основе учебного процесса. К сожалению, на практике даже врачи со стажем нередко не задумываются об этом. Назначаем препарат не потому, что мы ЗНАЕМ, что он работает, а потому что все его применяют. Владельцу хочется получить волшебную таблетку от всех болезней – положа руку на сердце, и многим врачам этого хочется. Ещё хорошо назначить что-нибудь, только чтобы владелец верил, что его животное лечат. Какая самая распространённая присказка при назначении гомеопатического препарата? Правильно: «уж вреда-то от него точно не будет». Про пользу умолчим.

Студента не учат системному подходу к болезни и лечению, предметы, как правило, преподаются сами по себе, без связи друг с другом. Студента не учат логически мыслить и искать доказательства. Сколько ни пиши, а вера в чудо, шаманизм и гомеопатию неискоренима. Ещё бывает так, что человек вроде мыслит разумно, пока речь не заходит о лечении его собственного тяжело заболевшего животного. Начинают идти в ход любые не очень адекватные средства, лишь бы что-то делать. Не чтобы помогло, а чтобы совесть была чиста.  

На фоне всего этого уровень ветеринарии в России таки растёт. Но, к сожалению, не благодаря, а вопреки. Благодаря, талантам, благодаря энтузиастам, которые не удовлетворяются вузовской системой, изучают сами и потом учат других. А жаль. Хуже всего, что ничего, как мне кажется, в ближайшее время принципиально не поменяется. Потому что люди, от которых это зависит, думают о другом. Если профессор, который занимает высокий пост в системе высшего ветеринарного образования, ставит свою фамилию в качестве соавтора на труд, к которому он не приложил труда ни на йоту, то что можно сказать о приоритетах такого человека? А авторы идут на это, потому что в противном случае на книгу не поставят гриф «Учебное пособие». Так вот, пока этот профессор сидит на своём месте (а рядом другие такие же), болото продолжит потихоньку загнивать.

В заключение остаётся пожелать нашим студентам старания, стремления и побольше других преподавателей. Настоящих. И поздравить с Татьяниным днём. Дерзайте!

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Close