На III Российской конференции по правам животных, организованной Общественной организацией «Голоса за животных» и прошедшей в конце сентября в Санкт-Петербурге, участники обсудили возможности отказа от экспериментов над животными в образовательной сфере и трудности, связанные с внедрением гуманного подхода. Тема защиты лабораторных питомцев рассматривалась на конференции с двух сторон: тестирование косметической продукции и использование животных для образовательных целей. В лабораториях ежегодно используются миллионы питомцев, и часто такие жертвы оказываются неоправданными. Современные технологии, такие как манекены, компьютерные симуляции и виртуальная реальность, предлагают гуманные альтернативы, доказавшие свою эффективность, в том числе в России.
Диана Саликова, младший научный сотрудник Института физиологии им. Павлова, отметила, что обучение с использованием манекенов вызывает у студентов больше интереса. Компьютерные симуляции и технологии виртуальной реальности показывают высокую результативность в преподавании общей биологии и физиологии, а манекены и механические симуляторы эффективно применяются для обучения ветеринарным хирургическим навыкам.
Екатерина Кацапенко, преподаватель Коломенского аграрного колледжа им. Козлова, поделилась опытом применения муляжей для подготовки ветеринарных специалистов. Студенты используют их для отработки навыков наложения швов, повязок и инъекций. Однако при сдаче экзаменов работа с живыми питомцами пока остаётся обязательной. Кацапенко отметила, что студенты чувствуют себя увереннее, работая с муляжами, а сложные модели муляжей требуют значительных затрат.
На биологическом факультете СПбГУ применяется как работа с живыми животными, так и использование компьютерных симуляторов. По словам секретаря этического комитета СПбГУ Елизаветы Вейхер, руководство факультета стремится минимизировать использование живых животных в ответ на запросы студентов и преподавателей. Однако из-за отсутствия нормативной базы полное внедрение альтернатив пока невозможно.
Профессор Николай Марфенин из МГУ заявил, что работа с живыми питомцами необходима при подготовке исследователей, поскольку эксперименты над животными невозможно полноценно заменить симуляторами. Тем не менее в университете соблюдаются строгие этические требования, включая использование наркоза и эвтаназии животных.
Владимир Попов, кандидат биологических наук и заведующий лабораторией МГУ, предложил ограничить использование животных только студентами, которым это необходимо для дальнейшей профессиональной деятельности. Он подчеркнул, что учебные программы должны соответствовать биоэтическим стандартам, а преподаватели обязаны контролировать состояние животных во время занятий.
На одном из круглых столов в рамках конференции также выступила представительница Общественной палаты России Кристина Акчурина, предложившая создать рабочую группу для формирования единой федеральной концепции, регулирующей обращение с лабораторными животными.
Участники конференции согласились, что запрос на гуманизацию учебного процесса в России продолжает расти. Хотя полная замена живых животных альтернативами пока невозможна, эта тенденция набирает обороты. Развитие нормативно-правовой базы может ускорить внедрение этичных практик в образовательные учреждения, что позволит значительно снизить страдания питомцев.
Источник: «Голоса за животных»