Ввести мораторий на штрафы за нарушение требований маркировки товаров предложили в Петербурге

Нарушение требований маркировки: мораторий на штрафы
Фото: DALL·E

12 ноября в Санкт-Петербурге прошло очередное заседание рабочей группы, обсуждавшей проблемы маркировки, с участием представителей Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператора «Честного знака», предпринимателей и депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Встреча позволила бизнесменам выразить свои жалобы, среди которых многочисленные технические проблемы, такие как нестабильная работа меток с куар-кодом и быстрая потеря ими товарного вида, а также нестабильная работа касс, невозможность вовремя промаркировать складские остатки, затраты на маркировку товаров, которые значительно выше заявленных 60 копеек за метку, поскольку включают расходы на оборудование и обслуживание. При этом расходы для малого и крупного бизнеса фактически одинаковы и в конечном итоге ложатся на потребителей. Кроме того, особенности функционала приложения «Честного знака» не позволяют участникам рынка разобраться в настройках личного кабинета, а ответа техподдержки можно ждать до двух недель.

Наталия Астахова, депутатка Заксобрания, в ходе встречи спросила представителей ЦРПТ о том, есть ли достоверные данные о влиянии маркировки товаров на их качество. Такие исследования проводит ВШЭ по заказу Минпромторга, сказал Михаил Селезнёв, куратор по СЗФО департамента региональных представительств ЦРПТ, но их результатами не поделился.

В ходе встречи многие предприниматели предложили упростить или отменить маркировку для малого бизнеса и компенсировать затраты на её внедрение. Бизнес-омбудсмен Валерий Калугин поддержал идею послаблений, заявив, что налоговая реформа 2025 года, рост ключевой ставки и снижение спроса могут сильно ударить по малому бизнесу, и выразил надежду на поддержку со стороны Минпромторга.

Руководитель Союза малых предприятий Владимир Меньшиков предложил взять пример с Госуслуг и сделать систему более удобной, в то время как предприниматель Ирина Валерианова заметила, что маркировка товаров не избавила рынок от контрафакта, который можно найти в продаже даже с маркировкой «Честного знака».

По итогам заседания депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга и бизнес-омбудсмен города Валерий Калугин готовят запрос в Минпромторг с предложением ввести мораторий на проверки и штрафы для производителей и продавцов товаров лёгкой промышленности, которые связаны с системой маркировки «Честный знак».

«Зооинформ» попросил прокомментировать ситуацию Кирилла Дмитриева, президента Национальной ассоциации зооиндустрии.

Кирилл Дмитриев

«Как мы видим, проблемы с маркировкой товаров в разных сегментах экономики нарастают. Бизнес наблюдает и технические сложности на производстве, и некорректную работу оборудования, и снижение производительности. Система “Честного знака”, к сожалению, несовершенна – предприниматели жалуются на сложности с личным кабинетом и проблемы с техподдержкой. Совсем недавно представители отрасли пивоварения обратились к регулятору алкогольного рынка с инициативой пересмотреть требования к маркировке из-за невозможности реализации товара с повреждённой маркировкой. Такой товар приходится списывать, хотя продукция с повреждённой маркировкой сохраняет все потребительские качества. Вероятно, во время эксперимента установить “стираемость” кода не смогли, и проблема возникла уже сейчас.

В зооиндустрии стартовала маркировка сухих кормов и ветеринарных препаратов. Мы ещё только в самом начале пути, но и у нас уже высветился ряд проблем, часть из которых была озвучена на панельной дискуссии на выставке “ПаркЗоо”: вопросы выбора интегратора, поставки оборудования и его корректная работа, необходимость остановки линий для установки, настройки и ремонта оборудования, снижение скорости упаковочных линий и потеря производительности.

Очень хорошо, что мы видим опыт других отраслей, это даёт понимание того, с чем может столкнуться зооиндустрия в ближайшее время. Обращение к Минпромторгу с предложением ввести мораторий на проверки и штрафы для производителей и продавцов, связанные с системой “Честный знак”, очень своевременное. Сюда смело можно включить и зооиндустрию – многие компании ещё продолжают настраивать систему маркировки товаров на производстве и вынуждены останавливать его на это время, чтобы не попасть под серьёзные штрафы. Проблема нечитаемости маркировки для зообизнеса тоже будет актуальна – сроки годности у кормов длительные, от 12 месяцев до 3 лет, они перевозятся на большие расстояния и хранятся на складах много месяцев. За это время код маркировки может прийти в негодность – никто не тестировал, что будет с кодом на пауче или банке через два-три года, когда упаковку неоднократно перекладывают из коробки в коробку и перевозят из Москвы во Владивосток. Минпромторгу сейчас следует обратить внимание на проблему с перемаркировкой продукции, чтобы бизнес не терял деньги на списывании и утилизации годной для продажи продукции, но с испорченным маркировочным кодом.

Национальная ассоциация зооиндустрии постоянно мониторит ситуацию с маркировкой в отрасли, мы на связи со специалистами ЦРПТ, поэтому ждём информации от предприятий торговли и производственников о проблемах и сложностях с маркировкой и готовы помогать компаниям зообизнеса. А если компании хотят иметь возможность влиять на ситуацию и быть участниками обсуждения законодательных актов и диалога с регулятором, приглашаю стать участниками НАЗ. Чем больше компаний в ассоциации, тем больше у нас возможности влиять на сегодняшнюю ситуацию и выстраивать конструктивные отношения с государством».


Обязательная маркировка сухих кормов, лакомств и ветпрепаратов стартовала с начала октября 2024 года. «Зооинформ» поговорил с несколькими российскими производителями о том, какое оборудование им необходимо приобрести, как приходится менять дизайн упаковок, какие вложения делать, и в целом успевают ли они в срок адаптировать свои производственные процессы для соответствия новым требованиям. Об этом – в материале Маркировка кормов: как производители готовятся к ней и сколько это стоит.

Источник: Фонтанка.ру и «Зооинформ»

Мы знаем, что для вас важно получать актуальную информацию в удобном для вас виде и формате. Не забудьте подписаться на удобные для вас каналы Zooinform.ru