Поиск

Ритейл уходит в онлайн

Онлайн-торговля

«Онлайн-торговля — один из самых быстрорастущих рынков Европы», — к такому выводу пришли аналитики Colliers International (крупнейшей международной консалтинговой компании, насчитывающей свыше 12 300 сотрудников в 62 странах мира, в том числе в России и СНГ). Начиная с 2008 года, объём электронной торговли увеличился на 70%, превысив в прошлом году €200 млрд. Лидеры — Великобритания (€59,4 млрд), Германия (€45,07 млрд) и Франция (€38,66 млрд), на них приходится 71% всех онлайн-продаж в Европе. В среднем почти во всех странах в 2011 году онлайн-торговля сумела оттянуть у офлайновых ритейлеров чуть более 1%. Исключением стала Италия, где доля рынка интернет-торговли, напротив, снизилась на 2% за счёт большего роста продаж в регулярных магазинах.

В 2012 году эксперты прогнозируют рост интернет-торговли на уровне 16% в среднем по Европе и увеличение средней доли рынка онлайн-продаж до 9%. Наибольший рост прогнозируется в Польше и Франции (более 20%), а Великобритания продолжит занимать лидирующую позицию по доле электронной торговли, которая к концу 2012 года превысит 13%.

В России онлайн-сектор показывает высокие темпы роста, превышающие европейские показатели почти в полтора раза. В 2011 году объём рынка электронной торговли увеличился за год на 33% (с 240 до 320 млрд рублей). Однако в общем объёме розничного оборота доля рынка онлайн-торговли пока очень мала — всего 1,6%. Наиболее динамичными сегментами электронной торговли являются одежда и обувь, авиа- и железнодорожные билеты, косметика и детские товары. Причём первые две категории смогли занять значительную долю рынка, потеснив таких традиционных лидеров интернет-торговли, как бытовая техника и книги. Покупка авиа- и железнодорожных билетов по обороту занимала 18%, на втором месте — портативная электроника (11%), на третьем — крупная бытовая техника (10%).

Наибольшее влияние на торговые центры российская онлайн-торговля оказывает в крупных городах. В отличие от европейцев, для которых главным критерием выбора магазина является ассортимент, у россиян приоритетной остаётся цена. И именно электронные магазины могут предложить более низкий уровень цен. В небольших городах влияние интернет-торговли пока почти не чувствуется ввиду невысокого охвата населения интернетом и низкого уровня логистической инфраструктуры, необходимой для доставки товара.