Поиск

Людмила Руденко: боевая творческая единица

ТЕКСТ: Андрей Ситников
ФОТО: Из архива Людмилы Руденко

Есть такие люди, у которых всё получается легко и непринуждённо. Этим они невероятно привлекательны. С ними хочется общаться, работать. Именно такой «породы» Людмила Руденко, бизнес-леди из Екатеринбурга. Наша героиня родилась с сильным характером, неуёмной энергией и множеством талантов, а затем проделала непростой путь, став собой сегодняшней: творческой личностью, предпринимателем, мамой, женой, интересным, содержательным человеком.

 

Пацанка

Людмила родилась в 1980 году в Екатеринбурге в рядовой советской семье. Отец, Евгений Михайлович, работал электриком на обувной фабрике, мама, Ольга Ивановна, трудилась там же модельером. «Папа — очень трудолюбивый человек, — говорит Людмила. Евгений Михайлович родился в деревне, в большой семье, где был одним из десяти детей. Чрезвычайно способный, он учился в школе на одни пятёрки. Людмила была старшей девочкой в семье, её сестра Светлана родилась позже на полтора года. Девочки были очень разными. Младшая росла домашней, постоянно помогала маме. Старшая уродилась пацанкой, играла с соседскими ребятами не в куклы, а в машины, войну и футбол, лазила по деревьям, стройкам. «Со мной до определённого возраста мальчикам вообще было сложно спорить, потому что я просто дралась». В школе Люда училась так себе, её интересовали совершенно другое: она любила проводить время с друзьями, ходила на занятия в спортивные секции, в том числе на акробатику и айкидо. Она выиграла все школьные состязания по физкультуре, а ещё успела поучиться в художественной и в музыкальной школах.


Сёстры

Когда девочки были маленькими, они много болели, и Ольга Ивановна оставила работу на фабрике, став надомницей. «Шила пинетки какие-то, шубы. Такое время было выживучее, — вспоминает Людмила. — Мы ей помогали». Интересно, что родители ни на чём не настаивали, девочкам самим было очень интересно рукодельничать.

Семья жила скромно, а с середины 80-х в течение нескольких лет — и вовсе трудно. Люда вспоминает, что любила приглашать друзей в гости, но не всегда могла, потому что гостей было нечем угостить. Тогда, лет в восемь, она поняла роль денег — дети из небогатых семей очень рано это осознают. Позже на смену шитью пинеток пришёл другой бизнес: вместе с такой же, как она, отчаянной подругой Людмила сдавала бутылки и мыла полы по подъездам. Девочки не считали такую работу грязной, это просто был способ немного заработать.

Лет в пятнадцать Людмила вдруг осознала, что ничего не умеет и жалела, что не родилась мужчиной, считая, что у них всё просто и легко. Она понятия не имела, кем хочет быть, и мучилась вопросом, чем заняться, чтобы добиться успеха. Единственное, что давало хоть какую-то надежду на нормальную жизнь, как ей тогда казалось, — это замужество. Отсюда возникла цель — выйти замуж, и как можно скорее.

 

Пройдя по лезвию ножа

Год за годом её друзья постепенно скатывались в пропасть — пагубные привычки, криминал. Сейчас Людмила вспоминает, что все, с кем она играла во дворе, кроме одной лучшей подруги, стали ворами, бандитами, сидят по тюрьмам или умерли от СПИДа, алкоголя и наркотиков.

Она избежала такой участи. Однажды прямо в школу за ней приехала милицейская машина. Молодой оперативник уголовного розыска Роман Руденко вывел её под руки на глазах у всех и повёз на допрос. Так Людмила и познакомилась со своим будущим мужем. «Он меня так удачно поймал!» — улыбается она.

После школы решила поступать в Уральский политехнический институт, не по призванию, а просто потому, что училась в математическом классе, однако проспала первый экзамен. Наобум перебросила документы в Гуманитарный университет на факультет журналистики. Там обучение было платным, но отец тогда уже работал в должности главного энергетика фабрики. Впрочем, система поощрения успешных студентов позволила Людмиле со второго семестра учиться бесплатно. Да, в университете Людмила впервые стала отличницей!

Успешно осваивая учебный план, она вскоре передумала быть журналисткой, почувствовала, что это не её, и после первого курса перевелась на психологический факультет. Это было, пожалуй, первое в её жизни хорошо продуманное стратегическое решение. Она и прежде была заводилой и авторитетом, и теперь же всё встало на свои места: умение ладить с людьми, способность влиять на них и вести за собой привели к психологии.

В один прекрасный день Людмила вдрызг разругалась с домашними, пришла к Роману в общежитие и сказала: «Жить у тебя буду». Он отвёз её в родной Нижний Тагил к матери, а она у него — председатель суда, заслуженный юрист России, женщина строгая, правильная.

Жизнь круто изменилась. Оборвались все связи с друзьями, тянувшие вниз. В Нижнем Тагиле она никого не знала, делать было совершенно нечего, кроме как учиться и читать.

Молодые люди поженились, и ровно через девять месяцев после сказочного медового месяца в Сочи у них родилась первая дочь Евгения. Девятнадцатилетняя мама к прежней жизни уже не возвращалась. Она стала другим человеком. Её мечта выйти замуж сбылась, теперь нужна была новая. С рождением дочери Людмила почувствовала особый интерес к психологии, в частности к возрастной психологии. «Мой первый ребёнок был экспериментом. Я хотела, чтобы она стала вундеркиндом, самым крутым ребёнком в мире. В год она уже читала. Есть такая методика, когда ребёнок ещё говорить не умеет, но уже может показывать таблички со словами».

 

В поисках новой себя

Дома всё было хорошо, даже замечательно. Муж сначала перевёлся в прокуратуру, потом оставил службу и занялся бизнесом. До этого молодой семье помогали родители, теперь же в неё пришёл достаток.

Обучаясь заочно на психолога, Людмила устроилась в консалтинговое агентство по подбору персонала. Позже к этой работе добавилась ещё одна — консультантом-психологом. Но эта деятельность ей не понравилась. Дело в том, что необходимо было периодически «чинить» свой собственный мозг у других психологов. Но она их боялась как огня, потому что трудно было найти квалифицированных. Раздражало, что эти аферисты пытались «подсадить» её на психотерапию, сделать вечно зависимой от их помощи.

Хотя Людмила закончила университет с красным дипломом, защитившись по теме «Самопрезентация. Как произвести благоприятное впечатление и управлять мнением окружающих», она так и не нашла себя в профессиональной деятельности…

 

Бизнес со страху

Поскольку муж хорошо зарабатывал, Людмила занималась только семьёй, дочерью и домом. «Ну что ты маешься, заведи себе бизнес что ли», — в конце концов сказал Роман. А она и не думала об этом. Но тут судьба послала сигнал. Как-то она ради потехи поехала с подругами в Челябинск к одному из тамошних колдунов, и тот сказал, что скоро у неё появится маленький, но очень успешный бизнес.

Незадолго до этого в семье появилась собака, красавец маламут, каких в Екатеринбурге тогда ещё не было, на прогулках все окружающие ахали. Крупной ездовой собаке нужно много бегать, и серьёзный уход требовался. Они ходили в какой-то салон, чтобы мыть и стричь пса, но результат Людмилу совершенно не устраивал. Вот она и решила открыть груминг-салон — свой маленький и очень успешный бизнес.


Мама с любимой собакой

Впрочем, истинный мотив этого шага, по словам Людмилы, был другой — она очень боялась остаться без средств к существованию: «Вдруг мужу кирпич на голову упадёт, а я не умею зарабатывать. У меня ведь своего ничего не было. И замуж я вышла по этой же причине. От страха одиночества и детей я нарожала (вторая дочь Аня родилась 8 марта 2007 года). Дети — продолжение моего рода, воплощение меня, только более успешной».

Итак, Людмила начала свой бизнес. И у неё всё получилось, хоть и не сразу.

Муж арендовал большое помещение, в котором его супруга всё устроила на высшем уровне — профессиональные мастера, самое современное оборудование, лучшая косметика. Салон «Парадогс» предлагал не только груминг. Здесь же был открыт первый на Урале фитнес-зал. Не забыв журналистские навыки, Людмила привлекла внимание прессы к своему заведению, постоянно подбрасывала ей уникальные сюжеты. Например, на канале РТР вышел репортаж о том, как Руденко завезла в свой магазин при груминг-салоне одежду для хомячков, после которого о ней узнали даже в Москве.

«Парадогс» гремел на весь город, заговорили о нём и в других городах. Она дала волю своему перфекционизму: магазин и салон должны быть самыми лучшими. В 2008 году Людмила поехала по мировым выставкам — в США, Германию, Китай, чтобы искать новые товары, каких ни у кого нет. Она не заботилась о рентабельности, думала только о клиентах, всегда ставила себя на их место. Поэтому первые годы бизнес не приносил доходов, наоборот, постоянно требовал новых инвестиций. «Слушай, — однажды сказала Людмила мужу в ответ на классический вопрос «где деньги?», — я, наверное, не зарабатывальщик. Не моё это».

После этого Роман Руденко взял «Парадогс» в свои руки, перевёл в помещение поскромнее, отладил бизнес-процессы, добился рентабельности, а потом начал открывать новые салоны, и сегодня их уже четыре. А что же Людмила? Она нашла себе новое занятие.

 

Люди не знают, что хотят Codos

Однажды маламут заболел, нужно было делать УЗИ и для этого выбрить живот. В ветклинике использовали опасную бритву, да так, что до крови. Людмила возмутилась: «Вы что наделали, у вас что, нормальных машинок нет?» «Есть, только собаку вашу неудобно брить, машинки работают от сети, а такого большого пса тяжело тащить к розетке». «Вы что, в прошлом веке живёте? Есть же машинки без проводов. Вот, держите», — сказала Людмила и вложила в руку врача машинку Codos.

До этого, когда она ещё моталась по миру в поисках интересных зоотоваров, попалась ей в Китае эта лёгкая, беспроводная машинка — удобная, не дребезжит, в отличие от тех, которыми привычно пользовались грумеры и ветеринарные врачи. Люда привезла и первым делом показала новую машинку мастерам салона «Парадогс», но те сначала отказались: маленькая и какая-то несерьёзная, говорят. Но Людмила настояла на своём, и вскоре мастера полюбили новую технику. Съездив ещё раз в Китай, она купила небольшую партию таких машинок и поставила Codos в магазине, но продажи были мизерными. И тогда она вспомнила про ветклиники! Ветеринарным врачам нужна не дорогая профессиональная техника, а лёгкая и простая, такая, как Codos!

 

Леди на колёсах

Итак, Людмила решила, что должна рассказать всем ветеринарным врачам об этой машинке, она же прирождённый рассказчик и советчик — всё новое и интересное обязательно несёт в люди. Первыми покупателями стали врачи Екатеринбурга и близлежащих городов. В первый год Людмила продала 600 штук.

Осознав вдруг, что стала дилером, она отправилась на фабрику Codos и предстала перед её менеджерами — роскошная русская блондинка, к тому же дипломированный специалист в области самопрезентации! Китайцы, хоть и любят блондинок, но не лыком шиты, они никак не хотели отдавать ей эксклюзивные права, пытались торговаться, хитрить, говорили, что не знают её, грозили конкурентом, который уже продавал их машинки в России. В конце концов, согласились только на небольшой контракт без эксклюзива. «Ладно, — подумала Людмила, — я ещё вернусь».

Следующий год прошёл в разъездах. Людмила исколесила, без преувеличения, всю Россию: города Урала, Центральной и Южной России. Её вместительную машину, гружёную Codos, можно было увидеть припаркованной возле всех ветеринарных клиник от Барнаула до Новороссийска! В дальние поездки она брала с собой подругу и партнёра в одном лице, Елизавету Соколову. Это были захватывающие приключения с многочисленными дорожными историями.


Где-то на просторах России

Во второй год она продала уже 6000 машинок и вновь приехала к китайцам. Теперь у Людмилы был железный аргумент — её знали практически все ветеринарные врачи в нашей стране, она с ними с каждым за руку поздоровалась. И китайцы сдались, подписали эксклюзивный контракт.

В третий год продажи удвоились, и с тех пор эта динамика стала правилом. Вслед за клиниками Руденко начала ездить по зоомагазинам. Те долго сопротивлялись, но к настоящему времени лёд тронулся, Codos продаётся в огромном множестве зоомагазинов по всей стране, в том числе в двух федеральных сетях, и их в ближайшее время будет больше.


С деловым партнёром Денисом Васильевым

Продолжение следует

Людмила Руденко нашла себя в проекте Codos, он доставляет ей огромное удовольствие. Сегодня она уже не ездит по клиникам и магазинам, этот этап позади, больше времени тратит на маркетинг и рекламу, освоила для этого дизайнерские программы и сама рисует постеры, макеты для прессы, баннеры, упаковку. Это — её новая стихия. Увлекшись фотографией, теперь она занимается ею на профессиональном уровне: снимает природу, детей, всё, что видит интересного в путешествиях по России и за рубежом.

Семья Руденко очень спортивная и подвижная. У Романа была футбольная команда, теперь волейбольная, называется «Парадогс». Людмила в свободное время катается с детьми на велосипедах, самокатах, роликах, бордах, лыжах, в общем, на всём, на чём можно кататься, а ещё играет в бадминтон, плавает. «Когда мы с мужем оказываемся вместе с нашими детьми, играем, как будто нам по 12 лет», — улыбается она. Регулярно они все вместе отправляются в путешествия — показывают детям красоты России и других стран.

Вероятно, семью Руденко ждут перемены. Старшая дочь Евгения в этом году закончила школу с золотой медалью и уедет учиться в Петербургский университет. С родителями остаётся Аня, тоже большая умница и спортсменка. «Одной ей будет скучно, придётся заводить ещё ребёнка. Надо найти на это время», — говорит Людмила.

Но что будет с бизнесом? О, поверьте, Руденко не остановится. Сейчас она думает продавать те же самые машинки парикмахерским и просто людям, чтобы сами стригли собак, детей, мужей. Для этого ей нужна массовая реклама на телевидении. «Парикмахеры меня сейчас раздирают на части, говорят: классная машинка. Мы уже и дизайн коробки сделали с изображением человека. Когда я пойму, что постригла всю Россию, займусь творчеством»!