Поиск

Неотерика: «Мы обречены на развитие»

«Неотерика», интервью

Беседу вела: Татьяна Катасонова
Фото: предоставлены компанией «Неотерика Рус», freepik.com

Поводом для этого интервью послужила новость о том, что крупнейшая розничная сеть Юго-Восточной Азии Pet Lovers Center (PLC) и «Неотерика Рус/Экопром» заключили дистрибьюторское соглашение. По его условиям PLC получает эксклюзивные права на продажу на рынке Сингапура инсектоакарицидных средств торговых марок Inspector и Rolf Club.
О том, как это стало возможным и какие события предшествовали подписанию контракта, мы попросили рассказать генерального директора «Неотерика Рус» Виталия Вязникова и руководителя отдела экспорта Максима Криворучко.

– В нашей отрасли производителей, которые занимаются экспортом своей продукции в страны дальнего зарубежья, можно по пальцам пересчитать. Когда вы начали работать в этом направлении и какие страны вы выбрали для экспансии?
Виталий Вязников. Около семи лет назад мы через своих партнёров из республик Беларусь и Молдова попытались выйти на рынок Польши и Румынии. Вели переговоры с китайскими коллегами… Но оказалось, что организация экспорта в дальнее зарубежье требует большой и серьёзной подготовки. Особенно в сфере ветеринарных препаратов. Системная работа в этом направлении началась у нас только три года назад.

Гендиректор «Неотерики Рус» В. Вязников
Виталий Вязников, генеральный директор компании «Неотерика Рус»

Максим Криворучко. Для начала мы попытались оценить весь мировой рынок. Посчитали количество домашних животных, доход на душу населения в разных странах, и, понимая, что продажи интересующего нас сегмента — это примерно 1,5–2% от продажи кормов, мы прикинули возможности по выходу на разные рынки.

Оценив всё это мы в первую очередь отсекли США и страны ЕС. Там очень развитый рынок, но он высококонкурентный, кроме того, власти тщательно защищают своих производителей и чужаков там не ждут. Поэтому мы остановились на странах, имеющих умеренные преграды для входа и большой потенциал для роста продаж.

Руководитель отдела экспорта «Неотерики Рус»
Максим Криворучко, руководитель отдела экспорта компании «Неотерика Рус».

На следующем этапе «Неотерике» нужно было понять, как устроен локальный рынок в этих странах. Кто ведущие игроки, кто занимается дистрибуцией ветпрепаратов и другие подробности. Это был период так называемых «холодных» звонков — титаническая рутинная работа. Но она принесла свои результаты — нам удалось установить некоторые контакты и сделать какие-то предложения по сотрудничеству. Таким образом, мы нашли несколько партнёров в Южной Корее, в Китае и ряде других стран.

Но переломным моментом для нас стало участие в 2018 году в выставке Interzoo. Нам, можно сказать, повезло — формируя экспозицию, сделали акцент на ветеринарное направление. И фактически оказались единственным участником выставки с таким ассортиментом. Из общения на стенде и положительных отзывов о наших базовых продуктах Inspector и Rolf Club мы поняли, что они имеют хорошие перспективы на любом рынке. У «Неотерики» было порядка сотни контактов, которые переросли в деловую переписку и дали прекрасную возможность для «прощупывания» местных рынков. Основная проблема, с которой мы столкнулись, —каждая страна имеет свою специфику в регистрации ветпрепаратов. И мы стали разбираться в этом вопросе — можем ли мы адаптировать наши российские подходы, досье, исследования на комплект документов конкретного рынка, куда мы идём со своим продуктом. Оказалось, что это очень сложно и трудоёмко. Нам пришлось многому учиться.

– Почему российским компаниям так сложно попасть на американский и европейский рынки?
М. К. Дело в том, что не все страны принимают наши исследования. Например, в ЕС должно быть заключение от GLP (Good Laboratories Practics) — сертифицированных лабораторий, а в РФ таких нет вообще. Кроме того, предприятие-производитель должно быть сертифицировано по стандарту GMP EU.

Европейский рынок большой и зрелый, но очень закрытый, и выйти на него сложно. Все исследования нужно проводить заново, а это очень затратно, и экономическая рентабельность подобного решения вызывает большие сомнения.

В США регистрация одного нового препарата обходится в несколько миллионов долларов и растягивается на 2–3 года. При этом рынок ветпрепаратов насыщен и на нём сильная конкуренция. Поэтому для выхода на него даже с продуктом, имеющим уникальное торговое предложение, нужно быть на 100% уверенным что все затраты окупятся.

А есть страны не с такими зрелым рынком, в которых на 80–90% принимаются российские клинические исследования, например, страны Южной Америки.

– «Неотерика» уже отработала все вопросы, связанные с экспортом продукции, или всё ещё сталкиваетесь со сложностями?
В. В. С точки зрения таможенного оформления и логистики никаких проблем не существует. Но есть сложности в гармонизации правил регистрации внутри РФ и в ряде зарубежных стран. Огромное количество документов, которые мы в «Неотерике» готовили для регистрации своих препаратов в России, оказались сделанными по другим нормам, другим стандартам и правилам исследования стабильности, на других выборках животных и с другой продолжительностью. То есть многое из того, что у нас уже подготовлено, в ряде случаев приходится переделывать.

– Скажите, а с компанией PLC вы познакомились на Interzoo или первая встреча состоялась на Саммите в Сочи? Как получилось, что для выхода на сингапурский рынок вам потребовалось меньше года, — это специфика местного законодательства или удачный выбор партнёра?
В. В. О PLC мы знали и переписывались ещё до Саммита. Но в Сочи я с Дэвидом познакомился лично. Мы переговорили, обсудили возможность сотрудничества и достаточно оперативно наладили удалённое общение сотрудников обеих компаний, которые отвечают за процесс регистрации и поставки товара. В рабочей группе одновременно участвовали десять человек, и все они постоянно находились в едином информационном поле.

В Сингапуре одно из наименее зарегламентированных законодательств по части оборота ветеринарных товаров. И комплект документов, который потребовался для регистрации, был, пожалуй, наиболее простым из всех, которые существуют в мире.

И, конечно же, «Неотерике» повезло с партнёром. PLC — серьёзный игрок, который является очень сильным консолидатором всех продаж зоотоваров в Сингапуре. И если бы в стране оказалось несколько разрозненных малых игроков, то шансы начать сотрудничество были бы крайне низки.

Кроме того, наличие у нас в портфеле уже готовых продуктовых решений и навыки удалённой работы у обеих сторон позволили оперативно решить все вопросы.

– Уже есть какие-то первые результаты продаж?
М. К. В Сингапуре сейчас, как и во многих странах, из-за коронавируса ситуация в торговле достаточно сложная. Все розничные магазины PLC закрыты, и продукция «Неотерики» продаётся только онлайн. Товар незнакомый и пока не попадает на первые места по популярности — это процесс длительный и требует определённых маркетинговых усилий.

Продажи идут только один месяц и о каких-то результатах говорить ещё рано. Но планы у нас серьёзные, и мы будем их постепенно реализовывать.

– Хорошо. С Сингапуром получилось, а есть ли ещё какие-то страны, в которых в ближайшее время появится ваша продукция?
В. В. Мы уже в течение двух лет занимаемся регистрацией своей продукции в ряде стран. Речь идёт о семи-восьми зарубежных рынках. Где-то работа приближается к завершению, а где-то идёт процесс согласования.

М. К. С вероятностью 90% до конца года продукция «Неотерики» появится ещё в двух-трёх странах дальнего зарубежья. Одна из них — Южная Корея. Туда мы выйдем одновременно и с ветпрепаратами, и с косметическими продуктами.

– То есть вы планируете экспорт не только ветеринарных препаратов, требующих регистрации, но и других зоотоваров?
В. В. Конечно, параллельная работа в этом направлении ведётся и там тоже есть свои достижения. Но тут важно понимать, что присутствие барьера (как в случае с ветпрепаратами, требующими регистрации) по сути своей до определённой степени является и гарантией прибыли. Перевозить по миру наполнители и шампуни, конечно, увлекательно, но малоприбыльно. Но когда косметика и фармакологическая продукция предлагается одним пакетом под единым брендом, это становится целесообразно. И мы будем делать это в тех странах, где у нас есть возможность продавать ветпрепараты.

– У вас собственное производство или вы размещаете заказы? И хватит ли мощностей компании для осуществления ваших экспортных планов?
В. В. 95% товаров, которые «Неотерика» продаёт, мы производим самостоятельно. У нас практически полный цикл. За исключением действующих веществ и отдельных компонентов мы всё производим сами: флаконы, упаковку и даже ленту для ошейников.

Наше предприятие имеет сертификат GMP, который принимается во многих странах, и текущие производственные возможности таковы, что мы сможем увеличить отгрузки в полтора-два раза.

Как только мы подходим к определённому рубежу, мы докупаем оборудование, расширяем площади и самостоятельно строим цеха. Так что никакого дефицита и ограничений по экспорту у нас быть не должно. Всё, что связано с организаций производства в нашей компании, стабильно и надёжно.

– Спасибо за беседу. Надеюсь, что все проекты «Неотерики» будут успешно реализованы. Может быть, у вас есть какие-то рекомендации для российских коллег, которые только планируют выход на зарубежные рынки?
В. В. Хотелось бы посоветовать всем производственным российским компаниям, когда они создают свои бренды, смотреть на несколько шагов вперёд и ориентироваться не только на отечественный рынок.

«Неотерика» это поняла лет 15–20 назад на примере нашей ТМ «Чистотел». Продукция уже зарекомендовала себя с лучшей стороны, благодаря своим уникальным потребительским свойствам и пользовалась популярностью у российских потребителей, но, к сожалению, совершенно не подходила для зарубежных рынков в силу своего нейминга. Понятное и позитивное для наших людей название ничего не говорило иностранцам, и мы начали работать над созданием мультимарочного ассортимента с акцентом на интернациональное звучание продукта.

Глобализация говорит о том, что в долгосрочной перспективе производителю будет невозможно выстоять, не развивая экспортного направления. Сегодня экспорт и защита своего рынка — вещи тесно связанные между собой. Так что, если мы хотим быть успешными не только у себя дома, то мы просто обречены на развитие.