Поиск

Бизнес в эпоху «постоянства перемен»: тренды – 2024

Последние пять лет бизнес живёт в условиях постоянных изменений. Зооиндустрия оказалась гибче других сегментов экономики: ограничения лишь подстегнули российский зообизнес. Отрасль увеличила производство кормов, перестраивает систему продаж, почти отказавшись от импорта. Прогнозировать векторы движения и действия в эпоху «постоянства перемен» помогают тренды бизнеса. Какие из них и как проявятся в отрасли – изучил «Зооинформ».
тренды бизнеса

Фото: DALL-E; AdobeStock

Мегатренды рынка – 2024

Трендов на рынке всегда много, и в каждом сегменте экономики они свои. Но есть мегатренды, которые влияют на все отрасли и сферы жизнедеятельности и отражают масштабные трансформации, происходящие в экономике и обществе. Мегатренды задают направление, но не определяют будущее. Их нужно учитывать в прогнозах развития ситуации, понимая, что всегда существует множество альтернативных вариантов такого развития.

Среди самых ярких мегатрендов бизнеса:

  • «ковидные» трансформации всё ещё продолжаются;
  • смена приоритетов в ключевых сферах жизни;
  • искусственный интеллект внедряется в бизнес на всех уровнях;
  • «постоянство перемен», гибкость и адаптивность.

«Ковидные» трансформации продолжаются

Изменения образа жизни людей и ведения бизнеса, вызванные пандемией COVID-19, оказались серьёзнее, чем ожидалось, утверждают аналитики. Трансформировался стиль ведения бизнеса, и «отголоски» пандемийных перемен на рынке продолжают влиять на бизнес. Например, предприниматели оценили преимущества «удалёнки» и не стали отказываться от технологий дистанционной коммуникации и менеджмента. Сегодня возможность дистанционной работы – один из пунктов хорошего оффера для кандидата на работу. «Удалёнка» позволяет бизнесу нанимать сотрудников из разных регионов.

Возможное влияние тренда на зообизнес. Вероятно, самым важным изменением, произошедшим в эпоху пандемии для зообизнеса, стало наращивание маркетплейсами ассортимента зоотоваров и реактивное ускорение e-commerce в целом. За считаные недели ковидных ограничений у большинства зоомагазинов появились интернет-подразделения. Те, кто уже продавал в онлайне – срочно набирали персонал и обновляли техническую базу интернет-магазинов, т. к. «движки» сайтов обрушивались из-за большого количества заказов.

Многие продуктовые ретейлеры именно в это время ввели или значительно расширили сегмент зоотоваров в своих интернет-магазинах и стали полноправными игроками онлайн-рынка товаров для питомцев.

Маркетплейсы, имея серьёзные финансовые ресурсы, за время пандемии стали лидерами продаж зоотоваров в e-commerce и остаются таковыми по сей день. Эти площадки отрасль считает своей «головной болью»: продажи товаров для животных здесь не подчинены существующим правилам и регламентам.

Бизнес-тренд, сформировавшийся после COVID-19, привёл к тому, что маркетплейсы, по заявлению представителей офлайн-розницы, нередко демпингуют и «уводят» из зоомагазинов покупателей. Также они продают запрещённые к ввозу в Россию корма: поставки идут из стран СНГ, с которыми у нас общее таможенное пространство.

Усталость от тревоги и стресса заставляет людей искать «тихие гавани». Они больше доверяют тем компаниям, которые создают для них атмосферу спокойствия и уверенности в завтрашнем дне. Ценят индивидуальный подход, аутентичный персональный опыт, эмпатию и помощь в решении проблем.

Продавцы торгуют на маркетплейсах ветеринарными препаратами без лицензии. А некоторые лекарства для животных в ассортименте этих селлеров – «персоны нон грата» на территории России. Например, компания RNC Pharma сообщила, в январе 2024 года в онлайн-канале лидером продаж в рублях стало инсектоакарицидное средство «Бравекто» от компании MCD. Официально препарат не ввозится в Россию с конца 2022 года. По данным «Зооинформа», «Бравекто» поставляют по схеме «параллельного импорта», в частности, из Турции. Основной объём реализации «Бравекто» осуществляют именно маркетплейсы, сейчас в онлайн-канале препарат занимает долю в 14,7%.

Часть дистрибьюторов и производителей зоотоваров стала контролировать продажи своих брендов в интернете. Некоторые поставщики объявили о том, что прекращают поддерживать партнёров, которые продают продукцию этих компаний на маркетплейсах.

Начавшееся в период пандемии давление маркетплейсов на зооиндустрию продолжается и будет фактором «эпохи пандемии», который придётся учитывать зообизнесу при развитии продаж сегодня.

Новые ценности потребителей

В последние годы потребители переоценили свои жизненные ценности. Например, появился фокус на здоровье, в т. ч. ментальном (своём и близких), акцент на семье и доме, заботе об экологии и благополучии. Всё это повлекло за собой ряд серьёзных изменений в трендах бизнеса и поведении людей.

  • Многие «деловые люди» переосмыслили понятие «успех», занялись поиском личной ценности, чувства общности, смысла в профессиональной деятельности.
  • Появилось стремление соблюдать work-life баланс, фиксируются массовые уходы с работы, «тихое увольнение» (процесс, при котором сотрудник формально не увольняется, но отказывается от перегрузок, переработок и в целом от постановки работы в приоритет).
  • Потребители стараются уменьшить собственное негативное влияние на экологию (сортировка мусора, отказ от избыточного потребления и др.).
  • Возникла привычка питаться, тренироваться, проводить досуг дома.
  • Приоритет получает онлайн-обучение, наблюдается потеря привязанности к «физическому» офису и переезды в места, где хочется жить, с сохранением работы (кочевничество профессионалов).
  •  Люди меняют свои «графики жизни» и разделяют жилое пространство так, чтобы было комфортно работать, учиться дома и проводить больше времени вместе, когда члены семьи находятся в одном и том же помещении.
work-life баланс

Возможное влияние тренда на зообизнес. Новые ценности потребителей отразятся на покупательском поведении владельцев питомцев. В ближайший год, вероятнее всего, ещё больше вырастет спрос на органические и здоровые продукты для домашних животных. Хозяева будут переносить свой здоровый образ жизни на образ существования своих питомцев. Отрасль должна будет ответить на появившуюся потребность: функциональные корма с пониженной калорийностью, специальные продукты для разного образа жизни, рационы для спортивных собак и для активных животных и т. д. Это приведёт к росту продаж продуктов премиального и суперпремиального уровня, куда входят органические и специальные рационы. Не исключено появление и абсолютно новых видов питания, созданных на основе последних исследований и достижений питания у людей.

Немаловажное значение приобретёт экологичность брендов товаров для животных. Покупатели хотят, чтобы их образ жизни и питание их питомцев не наносили урона окружающей среде и предъявляют такие требования ко всем товарам, которыми пользуются. Перерабатываемая упаковка, например, в производстве кормов и наполнителей, изготовление рационов по стандартам возобновляемых ресурсов и использование при этом «зелёной энергии», альтернативные источники белка в кормах, рациональное потребление зоотоваров – всё это нужно будет учитывать компаниям зооиндустрии, чтобы понравиться новому потребителю.

Стремление к сохранению work-life баланса приведёт к увеличению времени, которое люди проводят дома вместе с семьёй, друзьями и домашними животными. О последнем говорят исследования «Ромира» – в конце 2023 года порядка 32% опрошенных сказали, что стали больше времени проводить с домашними любимцами, и рассматривают это как борьбу со стрессом. Значение питомцев в семьях будет расти, задавая тон трендам зообизнеса. Можно предположить, что это приведёт как к увеличению численности домашних животных, так и к увеличению трат на их содержание. Будучи членами семьи, любимцы смогут рассчитывать на лучшие продукты и услуги, длительную и комфортную жизнь в семье.

Высокий темп жизни и возможность приобретать товары и услуги моментально приводят к совершению покупок «мимоходом». Уменьшается время, затрачиваемое на выбор: покупатели ориентируются на торговые точки «по пути» (в аэропортах, на вокзалах, заправках), доверяют рекомендациям консультантов и предоставляют «умным помощникам» выбирать для них нужные товары.

Стремление сохранять баланс между работой и личной жизнью приведёт к тому, что дефицит кадров в зооиндустрии будет сохраняться и нарастать. Это мотивирует компании отрасли на удержание существующих сотрудников, потому что поиск и найм серьёзно затруднены и постоянно растут в стоимости. На первый план выйдет нематериальная мотивация, например, создание работодателем домашнего комфорта на рабочих местах, продуманный промышленный и офисный дизайн. Открывшийся недавно завод «Петэксперт» продемонстрировал именно такой подход к созданию рабочих пространств на предприятии: много света, приятные цвета, зоны отдыха и т. д.

Немаловажное значение приобретут пет-френдли-офисы — один из способов сделать рабочую атмосферу в компании менее напряжённой и более домашней.

Искусственный интеллект – на всех уровнях

По версии «Грамота.ру», словом 2023 года стало существительное «нейросеть». А Кембриджский словарь выбрал в качестве слова года глагол «галлюцинировать» и определил этот термин как создание «ложной информации» технологией искусственного интеллекта (ИИ).

Внедрение ИИ во многих сферах бизнеса стало обыденностью, а технологии виртуальной реальности – такими же привычными, как онлайн-продажи или доставка в течение часа. Инновации – неотъемлемая часть качественного клиентского сервиса, они позволяют по-новому подходить к управлению бизнесом, формированию бюджетов, оценке рисков, создают новую корпоративную культуру.

Тренды бизнеса

Расширение возможностей ИИ – самый противоречивый тренд бизнеса. Некоторые предприниматели, в том числе и в зооиндустрии, уже успешно применяют его в маркетинге, ассортиментной практике и работе с базами данных. Всё это – лишь небольшая часть возможностей ИИ, который ещё только учится и, как первоклассник, делает первые шаги.

Возможное влияние тренда на зообизнес. Сегодня рекомендация и экспертный подход – это серьёзное «человеческое» преимущество зооретейла перед неспециализированной торговлей и онлайн-продажами, где таких рекомендаций нет или мало. Именно в зоомагазинах консультации продавцов позволяют привлекать и удерживать владельцев животных. С развитием и обучением ИИ такие консультации будут доступны в сети. «Прикрутив» возможности «электронного продавца», например, к продажам зоотоваров в интернет-подразделениях зоокомпаний, последние получат новые конкурентные преимущества. Не за горами, вероятно, и время, когда «роботизированная» точка продаж товаров для животных станет выгоднее магазина с продавцами-консультантами, и там ИИ будет управлять и ассортиментом, и маркетингом, и рекомендациями.

Постоянство перемен

По мнению аналитиков, жесткость и «правильность» индустриальной эпохи уступает место пластичности, мобильности и персонифицированному подходу к потребителю. С точки зрения покупателей, например, это означает доступность полного спектра услуг в любое время суток, без выходных. Большую роль в персонификации подхода играют зумеры — поколение «индивидуалистов», ценящих независимость, свободу и эксклюзивность.

Нестабильность в мире, отсутствие возможности чётко «представить будущее» вынуждает отказываться от долгосрочных планов. В этом контексте наблюдаются два противоречивых тренда бизнеса: с одной стороны, бережливость, более рациональное потребление и распоряжение ресурсами, с другой — спонтанные личные решения, приводящие к масштабным переменам в жизни.

В фокусе внимания бизнеса такой тренд как человекоцентричный подход во всех сферах. Темпы развития технологий привели к тому, что деловые процессы и коммуникация, при всей оперативности и точности, стали безликими, утратили «личностную» составляющую, эмпатию. В результате эксперты поднимают вопрос о необходимости выстраивания такой модели общества, при которой технологии остаются помощниками людей, не заменяют личное общение и участие человека, например, в творческих процессах.

Возможное влияние тренда на зооиндустрию. Зообизнес – достаточно консервативен и инертен. До сих пор значительная часть предприятий в отрасли живёт по стандартам, которые были сформированы ещё в прошлом веке. Однако покупательское поведение владельцев животных стремительно меняется, и одна из причин – приход новых поколений покупателей. Примерно к 2030 году основные приобретения в магазинах станут совершать миллениалы и зумеры, на «руках» у которых будет больше 50% всех кошек и собак в России. Отрасли не избежать ещё одной трансформации, в фокусе которой будет человекоцентричный подход. Нужно будет менять подход к покупателю, пространство зоомагазинов, принципы мерчандайзинга, производства зоотоваров, оформления брендов. Зообизнесу придётся ориентироваться на создание превосходного покупательского опыта у клиентов, внедрять для этого самые передовые и «сумасшедшие» технологии. Для зооиндустрии это задача со многими неизвестными, потому что «раньше всё было не так».

тренды бизнеса

Новый этап развития зообизнеса?

Трансформация отрасли в эпоху «постоянства перемен» может дать старт очередному – технологичному и инновационному – этапу развития продаж зоотоваров в России. Вряд ли эти изменения будут болезненными: зообизнес уже показал свою адаптивность и гибкость в условиях неизбежных перемен. Однако, чтобы принять и начать эти изменения, зооиндустрии нужно будет поверить, что без них движение вперёд невозможно. И это может стать основной проблемой для изменения стратегии развития у консервативно настроенных игроков. Здесь хорошей мотивацией должны стать успехи лидеров отрасли, игроков, которые успешно внедряют и развивают новые методы работы и коммуникации с рынком.

В таких условиях возрастёт значение сотрудничества в зообизнесе, объединения интеллектуальных и материальных ресурсов, передачи хорошего опыта (организация саммитов, конференций и образовательных площадок), коллабораций и открытости информации.

Предсказать успешность такой трансформации будет сложно, так как на рынке постоянно появляются новые вводные и тренды бизнеса, которые иногда кардинально меняют векторы движения.

Использованы материалы Национального агентства финансовых исследований (НАФИ)
«100 трендов 2024: куда двигаться бизнесу?».