Актуальность Мацуситы

Текст: Андрей Ситников

Сегодня мы представляем книгу лёгкого жанра. В ней нет аналитических данных и сложных умозаключений. Напротив, это повествовательная и очень увлекательная история о выдающемся лидере всех времён Коносукэ Мацусите. Его судьбу и карьеру несколько лет изучал и описал в книге «Лидерство Мацуситы» Джон Коттер — выдающийся человек и один из величайших предпринимателей ХХ века. Поэтому лёгкое чтение будет сопряжено с немалой пользой. Наследие Мацуситы спустя 30 лет после его смерти продолжает быть чрезвычайно актуальным.

Книга рассказывает историю жизни Мацуситы, описания местности, где жила семья, первых счастливых лет Коносукэ. Но в один ужасный день его зажиточный и очень уважаемый отец разорился, после чего был вынужден продать все свои земли и большой дом, искать работу и скромное жильё для большой семьи. Восемь человек ютились в двух арендованных комнатах и голодали. Это было не только материальное бедствие, но ещё и общественный позор. Начали умирать дети – трое за один год. В 9-летнем возрасте Коносукэ — младшего ребёнка и единственного оставшегося сына — отправили работать подмастерьем. В следующем году умерли две его сестры и отец. Ночью мальчик плакал от одиночества, усталости и горя. В этих муках рождались его мечты и амбиции.

В годы работы подмастерьем мальчик многое узнал о бизнесе, о том, как влиять на людей, получать прибыль, вести торговлю, у него выработались такие черты, как независимость и готовность к риску. Самое главное — он научился бороться с трудностями и извлекать из этого пользу.

Шаг за шагом читатель погрузится во все драматические и героические события жизни Коносукэ Мацуситы, проследит за тем, как болезненный и угнетённый бедностью ребёнок стал умелым подмастерьем в велосипедной мастерской и научился понимать потребителя. Затем превратился в перспективного работника электротехнической компании. Потом — в успешного предпринимателя и создателя огромного предприятия, использующего новые стратегии. И, наконец, в государственного деятеля и философа.

Учиться всю жизнь

Джон П. Коттер — профессор кафедры лидерства имени Коносукэ Мацуситы в Гарвардской школе бизнеса, автор множества бестселлеров, посвящённых лидерству и тайм-менеджменту.

Коносукэ Мацусита учился всю жизнь, при том, что не закончил даже школы. Первыми его учителями были хозяин велосипедной мастерской, старшие товарищи — электромонтёры, производители тогда ещё примитивных электротехнических изделий, и собственный опыт. Результатом ученичества стала модель развития компании Matsushita Electric Factory, которая была основана 22-летним юношей в 1918 году в съёмной двухкомнатной квартире. Модель включала в себя: усовершенствование конкурирующих продуктов и продажу их по ценам ниже рыночных; низкие издержки за счёт минимизации накладных расходов, бережливость; финансирование производства способами, исключающими использование собственного капитала; продолжительный рабочий день; отношение к наёмным работникам как к членам семьи. Продажи компании росли за счёт гибкости, быстроты и постоянного внедрения новой продукции. Начиная с производства велосипедных фонарей, Мацусита применял следующую стратегию: хорошее знание запросов потребителей и использование для удовлетворения этих запросов появляющихся технологических возможностей. Такая стратегия была реализуема только при условии перманентной учёбы.

За первые годы управления своим бизнесом Мацусита приобрёл интуитивное понимание продуктов, производства, потребителей и работников. Прибавьте к этому упорный труд, соревновательный дух и твёрдую решимость превратить мечты в реальность.


«В изменяющихся условиях обучение в течение всей жизни может иметь бóльшее значение для достижения крупного успеха или выдающихся результатов, чем коэффициент интеллектуального развития, происхождение, социально-экономический статус и формальное образование», — пишет Коттер.


Благодаря всем этим обстоятельствам через несколько лет ученик обошёл своих учителей. Но, став в 30-е годы уважаемым бизнесменом, построившим несколько крупных фабрик, он не вознёсся, как многие, не возомнил себя всезнающим, а продолжал учиться сам и обучал своих работников. Это, например, позволило в 1931 году начать производство радиоприёмников, и первая же модель победила в конкурсе, проведённом Японской радиовещательной корпорацией, обойдя по качеству изделия больших производителей, выпускавших такую продукцию уже давно. После войны Мацусита воссоздал свою компанию, и она была удивительно приспособлена к быстрому росту, высоким темпам технического прогресса и глобализации, потому что постоянно совершенствовалась, благодаря непрекращающемуся обучению.

Высокая цель

Высокие цели и гуманистические убеждения стимулируют достижения бизнеса. Первым в мире, в 1932 году, Коносукэ Мацусита, сформулировал миссию и основные принципы работы компании. К пяти изначальным пунктам в 1937 году добавились ещё два. В первом и последнем пунктах было записано: «Служение обществу: обеспечивать производство высококачественных товаров и услуг по разумным ценам, внося тем самым вклад в достижение благосостояния и счастья людей во всём мире»; «Благодарность за благодеяния: всегда быть благодарным за все полученные благодеяния и доброту, с тем чтобы жить в мире, радости и достоинстве и преодолевать любые препятствия на пути к подлинному счастью».

Счастье людей во всём мире? Даже работники его компании скептически отнеслись к таким словам, когда он в 1933 году на собрании руководителей подразделений выступил с зажигательной речью. А когда Мацусита ввёл ежеутреннее обязательное и громкое декламирование в коллективах миссии компании, то были и недовольные. Но со временем люди привыкли к странному новшеству и постепенно прониклись его содержанием, осознали, какое благотворное влияние на их работу оказывает зачитывание корпоративной «мантры». Когда компания стремительно росла и число сотрудников уже превышало несколько тысяч человек, сплочённость и воодушевлённость рабочей силы стали важным конкурентным преимуществом Matsushita Electric. Многие сотрудники стали связывать свою деятельность со служением обществу и считать её источником добра. Они выполняли свою работу с особой энергией и энтузиазмом. Подчас не имея таких технических и финансовых ресурсов, как у соперников, они тем не менее одерживали новые и новые победы.


Выдающееся лидерство — это не статичное качество, а решающий элемент,
имеющий длительное развитие и зачастую вырастающий на почве лишений,
но отнюдь не преимуществ.


Только в 80-е годы многие компании в США приняли подобные заявления о ценностных установках, но это не привело к сплочению и воодушевлению их работников. Наоборот, американцы отвергали подобные идеи как банальные, не вызывающие доверия или неприемлемые. Секрет Matsushita Electric заключался в том, что её основатель был истинным лидером, показывая приверженность ценностям личным примером каждый день. Он действительно верил в то, что написал. Некоторые подчинённые считали его странным, сложным для понимания человеком. Но большинство находилось под впечатлением его достижений, его способности к тяжёлому труду и его идеалов и готовы были следовать за ним с необыкновенным энтузиазмом.

Уже в середине 30-х годов Мацусита понимал, что одна из величайших опасностей для успешного предприятия кроется в самоуверенности и успокоенности. Далеко идущая гуманистическая по своему характеру цель стала решением этой проблемы. Если ваша миссия заключается в том, чтобы покончить с бедностью на всей Земле, вы не сможете почивать на лаврах, глядя только на собственные достижения.


«Способность к обучению в течение всей жизни, — делает вывод Коттер, под микроскопом изучая историю Мацуситы, — тесно связана с такими качествами ума, как смиренность и открытость, с готовностью к риску, умением слушать и воспринимать, с объективным самоанализом».


В 50–60-е годы в таких составляющих бизнеса, как концентрация усилий на миссии компании, удовлетворение запросов потребителей, повышение производительности, осуществление постоянных улучшений, вовлечённость персонала, Matsushita Electric опережала всех своих прямых конкурентов. Она имела значительно более совершенную модель организации производства и сбыта, нежели у самых передовых по меркам того времени General Motors, Philips, Sony и большинства других. В 70-е, 80-е и 90-е её бренды Panasonic, JVC, National, Technics безраздельно правили на рынке бытовой и профессиональной электроники.

Коносукэ Мацусита глубоко укоренил свои методы работы во всех звеньях компании — одной из первых в мире подлинно децентрализованных организаций и показал, каким образом компании могут сохранять способность изменяться и добиваться конкурентных преимуществ в условиях динамичной среды, даже если конкуренты располагают более значительными ресурсами.

Теги

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Close