Поиск

Альфия Акчурина: «Очень важно, что у нас есть возможность работать»

Владелец сети зоомагазинов "Зоомир"

Беседовал: Александр Колчин

Сеть зоомагазинов «Zоомир» работает на рынке Саратова уже более 15 лет. Она состоит из 10 магазинов самообслуживания площадью от 50 до 220 м², и, помимо широкого ассортимента зоотоваров, здесь самый большой выбор животных, рыб, рептилий, грызунов и птиц в городе.
О том, как прошло открытие десятого магазина, пришедшееся на самый разгар режима самоизоляции, и как в целом сеть зоомагазинов переживает сложившуюся ситуацию, рассказывает владелец «Zоомира» Альфия Акчурина.

– Альфия, сейчас мы то и дело слышим о трудностях в работе, а то и вовсе о закрытии магазинов. У вас же, наоборот, открытие новой торговой точки. Как так получилось?
– Это просто совпадение. Открытие очередного магазина самообслуживания площадью 50 квадратных метров планировалось уже давно. Всё было подготовлено: все работы выполнены и все необходимые документы подписаны. Так что нам просто некуда было отступать.

И это, должна вам сказать, было самое тяжёлое и необычное открытие магазина в моей практике. На этот раз всё прошло без гирлянд из шаров, шампанского и праздничных акций. Мы не хотели, чтобы это выглядело как «пир во время чумы». Для нас главное, что жители микрорайона получили новый качественный зоомагазин в шаговой доступности, с широким ассортиментом и грамотными консультантами. Так что мы просто открыли двери и сказали: «Мы работаем».

– Скажите, пожалуйста, а когда ввели режим самоизоляции, у вас были какие-то трудности с работой сети зоомагазинов? Пришлось ли как-то оптимизировать бизнес-процессы? Удалось избежать сокращения персонала?
– С работой сети зоомагазинов, слава богу, всё было хорошо: мы ни дня не простаивали, и все торговые точки были открыты. Хотя первое время ситуация была очень нервозная, в ряде случаев мы даже сталкивались с проявлением агрессии со стороны некоторых горожан, говоривших: «Люди без работы, а вы торгуете!»

Поддались панике и некоторые наши сотрудники, отказываясь выходить на работу из-за опасения «подхватить заразу». Но мы отнеслись к этому с пониманием и разрешили им оставаться дома. Так что ни одного увольнения у нас не было. Сейчас все более-менее успокоились, и мы продолжаем работать в штатном режиме. Единственно, из-за снижения трафика пришлось пересмотреть график работы.

– А как снижение количества посетителей повлияло на продажи?
– Безусловно, продажи снизились. Но ситуация от зоомагазина к зоомагазину сети очень разная.

Сильнее всего, на 86%, у нас «просел» магазин в одном из торговых центров. Но здесь история особенная – это единственная торговая точка, которая продолжает там работать. Нет ни супермаркетов, ни других зоомагазинов – только мы. Ещё и арендодатель электричество отключил…

Вообще собственники помещений ведут себя в сложившихся условиях очень, на мой взгляд, неадекватно. Самая большая скидка, которую мы получили составила 50% на один месяц. И это один из немногих случаев. Большинство арендодателей даже не думают идти нам навстречу. Что очень странно, ведь мы находимся в одной лодке.

– Заметили вы какие-то изменения в предпочтениях покупателей? Что люди стали покупать больше, может быть, от чего-то вообще отказались?
– В марте мы ощутили безумный всплеск продаж кормов. Люди буквально сметали их с полок нашей сети зоомагазинов – делали запасы. При этом брали больше сухих кормов в крупной фасовке, а не консервы. И в среднем эта категория выросла примерно на 40%. Но где-то к середине апреля запасы иссякли. Я это связываю с тем, что во время самоизоляции больше есть начинают не только хозяева, но и животные. Многие не знали реального потребления кормов своими питомцами, и сейчас, когда собака или кошка подходит к тебе и заглядывает в глаза, корм в миску насыпается уже не два раза в день, как раньше, а четыре или пять раз. Поэтому с карантина пухленькими выйдут не только хозяева, но и некоторые питомцы.

По итогам апреля наполнителей в натуральном выражении было куплено меньше на 12%, но в деньгах продажи выросли на 5%. Видимо, находясь так долго в квартире с животным, люди стали более придирчиво относиться к «запирающим» свойствам наполнителей и покупать более дорогие.

Амуницию и игрушки вообще не брали. То же самое и с живыми птицами и рыбками. Раньше их покупали много, и я надеялась, что в условиях карантина, чтобы детям было не так скучно сидеть дома, продажи в этой категории возрастут. Но этого не произошло…

Средний чек, если брать по всей нашей сети зоомагазинов, вырос на 8–10%, но общее их количество уменьшилось. У людей заканчиваются деньги, и всё чаще можно наблюдать картину, когда покупатель приходит в магазин с несколькими картами рассрочки типа «Халва» и смотрит, на какой сколько баллов и денег осталось, чтобы расплатиться за покупку.

– А как обстоят дела с продажами препаратов против клещей и блох, которые весной пользуются традиционным спросом?
– К сожалению, сезон «противоблошинки» в этом году совпал с введением режима самоизоляции. И здесь мы тоже отмечаем снижение продаж в сети зоомагазинов, примерно на 28%. При этом препараты для средних и крупных пород остались практически на прежнем уровне, а для мелких животных они просели очень сильно. Маленькие питомцы просто перестали бывать на улице и сидели дома вместе со своими хозяевами. Правда, мы отметили и рост продаж в категории «пелёнки», который составил 21%.

– У вас есть интернет-зоомагазин?
– Да. Мы запустили его как раз перед самым началом режима самоизоляции. Пока о каких-то результатах его работы говорить рано. Но, что поразительно, после ослабления ограничительных мер, заказы продукции через него практически прекратились.

Я это объясняю демографическими особенностями Саратова. У нас очень «возрастные» жители. В прошлом году город занял третье место в России по оттоку населения, да и по рождаемости у нас не самая лучшая ситуация.

Большинство покупателей нашей сети зоомагазинов – это работающие женщины в возрасте за сорок лет и пенсионеры, то есть далеко не самые активные интернет-пользователи. Молодёжи практически нет.

– Как вы считаете, каким будет саратовский зоорынок после завершения эпидемии, и есть ли у вас какие-то планы по дальнейшему развитию компании?
– К сожалению, не все игроки смогут пережить это «смутное время». Труднее всего придётся небольшим магазинам, многие из которых будут вынуждены закрыться. Этот кризис совершенно особенный, такого раньше не было. Рынок очень сильно меняется буквально каждый день. И если раньше можно было что-то планировать, строить какие-то прогнозы, то сейчас мы вынуждены реагировать на сиюминутные вызовы. С одной стороны, эта неопределённость удручает, а с другой – вынуждает мобилизоваться.

Я искренне верю, что рано или поздно, всё вернётся на круги своя. Ситуация нормализуется, и люди вновь начнут баловать своих питомцев, а не говорить: «Ничего страшного, и щи поедят». Вновь к нам в сети зоомагазинов, как раньше, будут приходить дамы в мехах и просить подобрать такую же шубку для их собачек, а мы будем испытывать невероятный драйв от своей работы, стараясь выполнить любые пожелания клиентов…

А пока очень важно, что у нас есть просто возможность работать, и мы будем продолжать это делать, надеясь на лучшее.