Поиск

Александр Надеждин: «Бизнес — дело семейное»

Александр Надеждин про зообизнес

Беседовала Татьяна Катасонова
Фото: Татьяна Катасонова, Вячеслав и Антон Гунчевы,
компания «Биогранд»

В следующем году самарский предприниматель Александр Надеждин отметит 15-летие со дня основания своей первой фирмы. Сейчас ему принадлежат сервисная компания и торговая сеть «Биогранд», состоящая из 12 магазинов. Зообизнес Александр считает семейным делом. Под его началом трудятся жена, брат и коллектив из 130 человек. И даже ко всем сотрудникам Надеждин относится как к своим детям.

Успешный предприниматель живёт и управляет зообизнесом по своим принципам. Его взгляды на многие профессиональные вопросы, видение того, как должно функционировать и развиваться созданное им дело, часто не соответствуют общепринятым установкам. И между тем он руководит процветающей компанией.

Мы побеседовали с Александром Надеждиным о том, как он пришёл в бизнес, чего достиг, куда планирует двигаться и чем руководствуется, принимая важные решения.

Ветеринария вместо войны

Александр Надеждин родился и окончил школу в Ульяновской области. Его отец работал водителем у директора совхоза. Сам Александр намеревался выбрать профессию «от земли» — хотел пойти учиться на агронома.

Однажды руководитель хозяйства услышал о планах юноши и раскритиковал их. «У нас куда палку ни кинь, в агронома попадёшь, — сказал он. — Иди лучше на ветеринара. Скотины не окажется — собачку вылечишь. Всегда с деньгами будешь». Совет был подкреплён обещанием помочь с трудоустройством по окончании вуза.

Так Александр определился с профессией. Впрочем, сказать, что он с детства мечтал о работе в совхозе, нельзя. Сначала планы были другие — сделать военную карьеру. Они с отцом даже на экскурсии в суворовском училище побывали, всё понравилось. Но мать оказалась против.

В стране тогда было неспокойно, разгорелся очередной военный конфликт, и она сказала твёрдое «нет». Сын покорился. А тут и разговор про ветфак состоялся…

Сегодня предприниматель считает, что сделал совершенно правильный выбор. Ветеринарное образование для владельца зообизнеса — это большое подспорье. Всё, что он приобрёл в процессе учёбы и первых лет работы, пригодилось: и знания, и навыки, и связи.

Александр Надеждин, фото
Александр Надеждин в клубе «Что? Где? Когда?» компании «Апиценна»

«Сам вашим конкурентом буду»

Крутой поворот в судьбе Александра произошёл через несколько лет после окончания вуза. Настали тяжёлые для страны времена, всё распадалось на глазах, в том числе и хозяйство, куда Надеждин устроился, завершив обучение.

Одну из главных ролей в становлении Александра как предпринимателя сыграли появившиеся к тому моменту профессиональные связи. В поисках заработка он обратился в самарскую компанию «Ветзоосервис», где раньше закупал препараты. Директор молодого специалиста помнил и взял его к себе.

Кстати, вся карьера Александра Надеждина связана именно с Самарой. Он считает, что у него две родины: первая — село, где рос, где до сих пор живут отец и мать, а вторая — Самара. Здесь он учился, работает, здесь появились на свет дети… Первую родину он очень любит, но вторая всё же важнее. Тут семья и команда единомышленников, с поддержкой которых Александр строит зообизнес.

Биогранд

В отделе продаж компании «Ветзоосервис» Александр проработал пять лет. Познакомился со всеми игроками самарского зоорынка, начал ездить в Москву.

В какой-то момент Надеждин почувствовал, что в этой компании достиг своего потолка. Хотелось чего-то другого, на собственный вкус, а не по чужим правилам.

Когда он объявил главе «Ветзоосервиса» Владимиру Мухранову, что собирается уволиться, тот с решением Надеждина смирился, но обратился к нему с просьбой.

– Когда уходил, он попросил не работать на конкурентов, — вспоминает Александр. — Я ему сказал: «Владимир Васильевич, я сам вашим конкурентом буду». Так и произошло.

Собственный зообизнес: как закалялась сеть

С тех пор прошло 14 лет. Надеждин — крупный игрок на самарском зоорынке. Но в самом начале путь к зообизнесу шел совсем не гладко. Уйдя из «Ветзоосервиса» фактически в никуда, Александр долгое время не мог найти себе настоящего дела. Было время, чтобы семью прокормить, даже квасом торговал в компании с бывшими военными.

– Мы его покупали на Кинельском заводе, ставили торговые точки и продавали. Спасибо ребятам, я, когда к ним попал, осознал, что коммерческая жилка у меня присутствует.

Эти два фактора — способность к предпринимательской деятельности и хорошее знание зоорынка — в итоге подтолкнули к идее развивать собственный зообизнес.

Большое влияние на это решение оказал товарищ Александра Борис Хабаров, работавший в «Биовете». Когда в своё время Борис покинул компанию и хотел полностью сменить сферу деятельности, именно Александр в 2005 году убедил его открыть собственное дело. Так в 2005 году на московском рынке появился новый игрок — компания «Ветеринарный сервис».

Спустя время Хабаров и Надеждин поменялись ролями — теперь Борис начал уговаривать Александра создать свою фирму. Когда перед глазами есть успешный пример коллеги и друга, принять решение легче. Свидетельство о регистрации компании Надеждин получил 13 ноября 2006 года. Полушуточное обещание стать Мухранову конкурентом материализовалось.

Название родилось в буквальном смысле на улице. Александр вспоминает, как ехал на «ГАЗели» с женой и братом и случайно увидел вывеску с надписью «Гранд». Почему-то слово засело в голове и крутилось, крутилось… «А давайте назовём компанию “Биогранд”?» — вдруг предложил он. Втроём обсудили, и Александр решил — пусть будет так.

Это весьма показательный эпизод о том, как принимаются решения. Компания Надеждина семейная: Александр — руководитель, его жена Елена и брат Дмитрий — ключевые сотрудники. Они и сейчас вместе обсуждают новые идеи и задачи, иногда спорят и ругаются, потом мирятся. Однако полного равенства между ними нет — последнее слово всегда за Александром. Родные этот факт понимают, принимают и оспаривать не пытаются.

Дмитрий Надеждин, фото
Дела семейные: Дмитрий Надеждин всегда готов помочь брату на рубеже огня

Сначала компания занималась только оптовой торговлей ветпрепаратами. Причём на региональном рынке они буквально совершили революцию.

– Мы одними из первых в Самаре организовали доставку в сервисе. Сначала до прилавка, а теперь уже и до полки доносим товар для наших клиентов, — рассказывает Надеждин.

С момента основания зообизнес Александра претерпел большие изменения. Пять лет назад к налаженному опту добавилась розница, один за другим были открыты магазины: девять — в Самаре, три — в Новокуйбышевске. Торговые площади преимущественно небольшие, — 70–100 кв. м, за исключением одного гипермаркета на 300 кв. м. Магазины зоосети располагаются в крупных торгово-развлекательных центрах и «у дома».

Решение о создании собственной розничной сети принималось непросто — с самого начала было ясно, что оно отразится на отношениях с другими игроками самарского зоорынка. Владельцы розничных магазинов часто негативно воспринимают появление очередного конкурента и не хотят поддерживать его финансово через оптовые закупки, даже если ранее сотрудничество успешно велось много лет. Поэтому для оптовика открытие собственной розницы всегда характеризуется рисками.

Пришлось тщательно взвесить все «за» и «против», выработать план действий на каждую из возможных реакций рынка.

Сегодня оптовые поставки компания Надеждина в основном осуществляет по области, в Самаре его услугами пользуются единицы. Остальные, как и предполагал Александр, видят в нём прямого конкурента. Тем не менее, на его долю приходится 70% регионального рынка ветпрепаратов.

Со временем у Александра менялись взгляды на развитие:

– Вначале я вообще был против зоотоваров, не торговал ни наполнителями, ни чем-то ещё подобным. Но спрос диктует свои условия, учит быть более гибким, видеть перспективные направления для зообизнеса. Вот мысль, которая мне понравилась: «Мы должны быть как супермаркет. Чтобы человек пришёл, заплатил и получил все услуги, которые ему нужны». Мы маленькая компания, которая ставит перед собой большие задачи и решает их.

Биогранд

За любым успешным бизнесом стоят профессиональные сотрудники. Появляется талантливый и инициативный человек со свежими идеями — и они воплощаются в жизнь. Именно так несколько лет назад «Биогранд» обзавёлся собственной интернет-площадкой.

– Это заслуга Евгения Бабуадзе. В команду пришёл активный специалист с чётким видением проекта, взял на себя ответственность, создал онлайн-магазин с нуля и до сих пор с нами работает.

Карантин: стрессы и рекорды

Известно, что кризис — это шанс. Важно если не совершить какой-то серьёзный, стратегический рывок, то хотя бы проверить себя и своё дело на прочность. Испытание карантином компания «Биогранд» преодолела достойно.

Сначала, по приказу надзорных органов, Надеждин перевёл весь персонал на «удалёнку», но быстро понял, что так работать не получится. В итоге зоомагазины продолжили функционировать так же, как до карантина, а среди сотрудников, занятых оптовой торговлей, дистанционно работали примерно 50%.

Рост прибыли в первое время после введения карантина, который отмечают многие игроки зоорынка, Александр объясняет так:

– Люди просто были запуганы. Они приходили в аптеку, чтобы обработать кошку от глистов или блох, и брали не одну таблетку, а две. Просто не знали, выпустят их второй раз или нет, будет вторая волна или нет. Поэтому взлёт прибыли был у всех. Сейчас продажи выровнялись.

Биогранд, ветаптека

По прогнозам Надеждина, рост прибыли за этот год в опте и рознице составит примерно 35% при планировавшихся 20% за счёт роста продаж в первую волну пандемии и открытия новых магазинов. Рекордный показатель!

– За моей спиной профессиональная команда, — улыбается Александр. — Я несу ответственность и за благополучие каждого сотрудника, и за зообизнес в целом. Доверие сотрудников для меня — главный стимул двигаться вверх.

«Мы перестраиваемся»

Сейчас перспективным Надеждин считает расширение розничной сети — как в онлайн-, так и в офлайн-формате. Отказ от опта в планы не входит, но это направление будет корректироваться.

По мнению Александра, в будущем все участники рынка оптовой торговли будут вынуждены перестроиться. Возможных моделей развития две: или изменение ассортимента, с тем чтобы сохранить только рентабельные позиции, или специализация. Сам предприниматель намерен идти по первому пути — не предлагать ассортимент из 8 тысяч наименований, как это происходит сегодня, а сосредоточиться на продукции, востребованной и приносящей прибыль. Иначе, по его словам, поддерживать баланс будет невозможно.

– Мы перестраиваемся, — говорит Надеждин. — Продолжим открывать собственные розничные магазины. Это намного выгоднее опта. Например, грубо говоря, местный оптовик берёт у меня товара на 100 тысяч рублей в месяц, а в собственном магазине я могу за тот же период продать на 300 тысяч. С другой наценкой, без скидок.

При этом расширять спектр услуг в торговых точках Александр не собирается. Всего в одном из его магазинов работает грумер. Возможности предоставлять ветеринарные услуги бизнесмен пока не видит и не верит в целесообразность развития этого направления внутри собственной розничной сети.

А вот о расширении географии «Биогранда» мысли есть. Планируется активно «идти» в область — например, открыть розничный магазин в Тольятти. Окончательное решение ещё не принято — здесь опять возникает тот же непростой вопрос прихода оптовика на розничный рынок. Так что надо «на берегу» проанализировать риски, спрогнозировать масштаб вероятных последствий: сможет ли полученная прибыль компенсировать убытки из-за потери сотрудничества с местными розничными игроками.

Масштабировать зообизнес за пределы Самарского региона Александр пока не намерен. Он позиционирует себя стабильным, надёжным, но региональным игроком. По крайней мере, на данный момент возможности освоения этого географического сегмента явно не исчерпаны.

– Но я не уверен, что мы потом не пойдём в другие регионы. Динамичный мир заставляет двигаться, — говорит предприниматель.

Александр и Дмитрий Надеждины, Александр Смирнов
Александр и Дмитрий Надеждины получают сертификат от Александра Смирнова («Апиценна») о вхождении ООО «Биогранд-С» в Высшую лигу дистрибьюторов

Кстати, стремительный ритм жизни не только стимулирует развиваться, но и предоставляет возможности для этого. Например, в начале пандемии Надеждин, стремясь поддержать покупателей, устроил в интернет-магазине социальную акцию, а получил неожиданно отличный коммерческий результат.

– Мы предложили покупателям заказывать по интернету на 10% дешевле наших цен в магазинах. При этом гарантировали бесплатную доставку товаров домой. Рост числа заказов составил 100%! Люди доверили нам решение своих проблем, и мы не подвели их.

– А компания на этом что-то заработала?
– В тот период ничего не заработала. Пусть. Зато мы людям помогли. Задача стояла именно такая. Но, как позже выяснилось, «Биогранд» получил отличную рекламу. Сейчас цены уже вернулись на прежний уровень, а заказов стало значительно больше. Только за октябрь число покупателей увеличилось на 30%.

Прибыль, которую мы получаем сегодня, вскоре позволит полностью компенсировать понесённые в период действия «карантинных» скидок убытки, а в дальнейшем интернет-магазин станет одним из ключевых источников дохода в структуре зообизнеса.

Географический охват интернет-проекта такой же, как у розничной сети — Самара и, в меньшей степени, Самарская область. Логистику «Биогранд» осуществляет своими силами, однако есть мысли о том, чтобы использовать аутсорсинг. Это позволит доставлять товары в большее число населённых пунктов.

В будущем, по замыслу Надеждина, опт и розница по обороту должны уравновесить друг друга. Около 50% дохода будет приносить розничная сеть — как онлайн, так и офлайн. Опт тоже сохранится, но перестанет занимать лидирующее положение в структуре зообизнеса.

Вместо эпилога

Впервые я лично познакомилась с Александром несколько лет назад в Краснодаре на одном банкетно-фуршетном мероприятии. Он показался мне весёлым симпатичным человеком с любовью к немного эпатажным шуткам и парадоксальным заявлениям. И только после пары лет знакомства я поняла, что за маской «простого» парня скрывается внимательно следящий за окружающим миром и анализирующий происходящее человек. Решения он принимает взвешенно, действует осознанно. Кому-то в бизнес-сообществе некоторые его действия могут показаться неожиданными и, возможно, не самыми эффективными. Однако — время покажет. Путей может быть несколько. Бизнес, как и природа, любит многообразие.