Александр Околелов — человек-ураган

ТЕКСТ: Татьяна Катасонова
ФОТО: Из архива Александра Околелова

Александр Околелов — яркая и заметная личность. В нашей отрасли его знают практически все. Он нестандартно мыслит, и у него отличная интуиция. Не являясь собственником предприятия, он, тем не менее, оказывает влияние на развитие российского зообизнеса.

 

Книга — лучший подарок

Счастливое детство

Александр родился 4 апреля 1978 года в посёлке Мордвес Тульской области. Его родители, агрономы по образованию, были направлены туда по распределению. Отец всю жизнь проработал в совхозе и даже стал его председателем, а мама спустя несколько лет сменила род деятельности и устроилась на работу в сельскую школу, выйдя на пенсию в должности завуча.

Родители приучили Александра к труду с самого раннего детства. А как может быть иначе, если у семьи большое хозяйство и нужно помогать взрослым его вести: косить траву, заготавливать сено, пасти скотину, задавать ей корм, доить… Не было буквально свободной минуты. Но Александр не жаловался, ему нравилось ухаживать за животными.

Однажды, когда старшему брату Александра пришло время определяться, куда пойти учиться после окончания школы, их родной дядя, хирург, подарил им книгу «О всех созданиях — больших и малых» английского писателя и ветеринара Джеймса Хэрриота. Это стало поворотным событием в жизни братьев. Книга была зачитана до дыр и буквально перевернула их сознание. Братья твёрдо решили, что свяжут свою дальнейшую жизнь только с ветеринарией. Так и получилось. Они оба закончили Московскую государственную академию ветеринарной медицины им. К.И. Скрябина.

В 1995 году Александр был делегирован от совхоза на учёбу в Москву и твёрдо намеревался после окончания академии вернуться в родное село. Но жизнь внесла свои коррективы. За время обучения Александра, а это 1995–2001 годы, в стране произошли изменения. Колхозы и совхозы испытывали не самые лучшие времена, многие из них развалились, но в России начала зарождаться новая отрасль — зообизнес.

Тогда это было что-то совсем новое и необычное. На глазах Александра создавалась кафедра домашних животных, к которой преподаватели со стажем, так называемые «сельхозники», относились весьма скептически: «Как можно заниматься всякой ерундой и променять сельхозживотных на собак и кошек?» Но многие молодые люди, почувствовав свежее дыхание эпохи, буквально ринулись на эту кафедру за новыми знаниями. В академию на встречу с студентами приезжали представили компании «Марс», рассказывали об индустрии по уходу за домашними животными. «Поначалу мы воспринимали их как пришельцев с другой планеты. Но что-то во всём этом удивительным образом меня манило, вызывало ощущение реального драйва», — вспоминает Александр.

 

Все люди делятся на травоядных и хищников

Учась на третьем курсе, Александр ассистировал при проведении операций на кафедре хирургии, и в это время ему поступило предложение попробовать себя в зообизнесе. Ирина Михайлова пригласила его на должность торгового представителя в компанию «Сорсо»: «Ты парень толковый, пойдём продавать корма для домашних животных». Околелов принял это предложение, и так началась его карьера в зооиндустрии.

На пятом курсе, когда встал вопрос об окончательном выборе между ветеринарной хирургией и карьерой в зообизнесе, Александр вспомнил об одном высказывании, которое часто цитировал его преподаватель: «Все люди делятся на травоядных и хищников». В понимании Александра, «хищники» — это жёсткие люди, которые всегда знают, что нужно делать, а если надо, способны причинить боль, например, хирурги. «Травоядные» же — люди помягче и направлены больше на взаимодействие с внешней средой.

Александр, как истинный экстраверт, между традиционной ветеринарией и продажами выбрал второе. Ведь для него коммерция — это не просто продажи, а, скорее, общение. Общение с интересными и увлечёнными людьми. Как он мог не воспользоваться такой возможностью? Вот где был настоящий драйв!

К слову, его выбор разделили многие сокурсники, которые в то время поделились на «жёстких ветеринаров» и «общительных продажников». Зооиндустрия набирала обороты и демонстрировала бурный рост, что очень импонировало молодым специалистам.

В «Сорсо» Околелов проработал десять лет, пройдя путь от торгового представителя до коммерческого директора. Ему пришлось потрудиться и «в полях», и оператором в офисе. На каждом этапе работы он старался оптимизировать бизнес-процессы, даже если это не входило в круг его непосредственных обязанностей. Например, с его подачи была создана система кодов, которая помогла логистам в автоматическом режиме разделить доставку и самовывоз товаров. До этого все эти операции проводились в Excel вручную. «Чем меньше телодвижений, тем меньше вероятность ошибки, — делится своим мнением Александр. — Если можно что-то автоматизировать, то это лучше автоматизировать».

В 2008 году в стране разразился очередной кризис, и у руководства компании и Александра сложились разные взгляды на пути выхода из него. Околелов принял решение покинуть компанию «Сорсо».

Впрочем, без работы Александр, который к тому моменту уже был женат и воспитывал сына, пробыл ровно неделю. Из первой же компании, в которую он позвонил, поступило предложение. Этой компанией была «Мишель и К».

Со старшим сыном Тимофеем
С младшим сыном Юрием

После непродолжительного собеседования и без лишних формальностей в виде заполнения анкеты и составления резюме Околелов получил должность директора по закупкам.

Работая с большим ассортиментом товаров, Александру удалось оптимизировать его таким образом, что количество позиций в прайс-листе увеличилось примерно в два раза. Была проведена основательная «чистка» — выведены неходовые торговые марки и добавлены новые. «Прайс-лист можно сравнить с квартирой. В ней нужно поддерживать чистоту, проводя регулярные уборки», — считает Околелов.

За счёт, казалось бы, простых внутренних изменений — добавить несколько новых ригелей или по-другому организовать систему хранения аксессуаров — была проведена реорганизация склада, позволившая увеличить его полезный объём при сохранении исходной площади.

Спустя некоторое время, когда Александр с коллегами навели полный порядок в этом хлопотном хозяйстве и добились того, что всё стало работать как хороший часовой механизм, пришло понимание, что без маркетинга дальше никак. И Околелов начинает совмещать должность директора по закупкам с должностью директора по маркетингу.

Тут надо отдать должное руководству компании «Мишель и К», которое предоставило Александру полную свободу действий, поверив в его креативность и организаторские способности. «Я могу выбирать то направление, которое мне сейчас интересно», — констатирует он.

И Околелов с головой погружается в разработку торговой марки «Родные корма», продумывает способы её продвижения, ведёт подготовку и организует участие компании в выставке «ПаркЗоо».

«Родные корма» — за качество отвечаю

Напомним, что «Мишель и К» пришла на выставку как участник не сразу, а спустя несколько лет. Дело в том, что на тот момент компания выкупала в собственность склад в Домодедово, и было решено не брать для этих целей банковские кредиты. «Это была наша принципиальная позиция. Во-первых, опасно, во-вторых, сложно и, в-третьих, не выгодно», — поясняет Александр. По его инициативе, которая нашла поддержку у руководства, «Мишель и К» обратилась к партнёрам-поставщикам за помощью. «Под наше честное слово практически все согласились дать дополнительную отсрочку по платежам сверх той, что была прописана в договоре. Склад покупали всем миром», — вспоминает Околелов.

Имея дополнительные обязательства по долгам, в компании посчитали невозможным участвовать в выставке. И только когда все долги были погашены, «Мишель и К» «включилась в историю с «ПаркЗоо».

Среди игроков рынка бытует мнение, что вся маркетинговая активность, все промо-акции, которые происходят на стенде компании «Мишель и К» на выставке «ПаркЗоо» — дело рук Околелова. На наш прямой вопрос об этом, Александр, скромно потупив взгляд, ответил: «Боюсь, что да».

 

«Движняк происходит там, где есть некий экшен»

Посещая зарубежные выставки, Александр понял, что какой бы ни был замечательный и суперфункциональный товар, но если его красиво не преподнести с помощью света, музыки, шампанского или ещё каких-то промо-акций, то велика вероятность, что он останется незамеченным. Там же, где есть шоу, люди обязательно будут останавливаться, фотографироваться. Это привлечёт их внимание. «Вряд ли человек в здравом уме и в трезвой памяти будет через полгода-год вспоминать о дополнительных скидках, полученных при посещении стенда. Но он наверняка запомнит те положительные эмоции, которые испытал от яркого, красочного шоу, и в дальнейшем будет отожествлять их с брендом», — делится своими мыслями Околелов и констатирует, что «движняк происходит там, где есть некий экшен». Новое звучание выставке придают шоу-программы на стенде «Мишель и К». Огромный экран, шоу #родной StendUpМишель с участием звёзд стендап-движения и в финале дискотека с лазерным шоу и дым-машиной — это всё создаёт трафик посетителей не только на стенд «Мишель», но и в целом придаёт яркую эмоциональную окраску выставке «ПаркЗоо».

Как простой сельский парень, окончивший ветеринарную академию и не получивший профильного маркетингового образования, способен генерировать столько идей? «Нутром чую», — улыбается Околелов и приводит в пример Битлз, которые «в начале карьеры не знали нотную грамоту».

С коллегами на выставке Interzoo

 

Я наёмник. Мне нужно ходить на работу

Вы спросите, почему Околелов, имеющий такой потенциал, накопивший бесценный багаж знаний, пройдя по карьерной лестнице с самого низа, обладающий прекрасным чутьём и нестандартным мышлением, не создал свой бизнес?

Всё дело в том, что Александр считает, что все люди по своему характеру делятся не только на хищников и травоядных, но и на предпринимателей и «наёмников» в хорошем смысле этого слова. «Человек должен ходить на работу, — считает Околелов и добавляет, — при этом никто не запрещает ему там творить».

В этом смысле ему действительно повезло с местом работы: «Я инвестирую деньги собственника в новые проекты и, мне кажется, весьма успешно» — говорит Александр.

 

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Close