Александр Романович: Магазин — как современный птичий рынок

5

Беседовала: Татьяна Катасонова
Заглавное фото: предоставлено А. Романовичем

В начале 2000-х годов Александр Романович был одним из самых известных и влиятельных зообизнесменов России. Именно он в своё время «привёл» в нашу страну бренд Royal Canin, занимался строительством завода этой компании в Дмитрове. С его именем связано появление в России популярного «грумерского» бренда Iv San Bernard. Кроме того, Александр Леонидович создал издательский дом «Друг», выпускавший популярные среди владельцев кошек и собак журналы. После того как Royal Canin прочно обосновался на российской земле, Романович ушёл в политику, но и сегодня, работая на поле законотворчества, не упускает из виду зооиндустрию и внимательно наблюдает за рынком, на котором, по его мнению, не хватает «живых» форматов зоомагазинов.


Александр Леонидович Романович.
Советник руководителя фракции «Справедливая Россия» С. М. Миронова с 12 апреля 2017 года.
Кандидат политических и доктор философских наук. Владеет французским, португальским, испанским и английским языками. Полковник запаса.
Основатель издательского дома «Друг». В 2002–2007 годах возглавлял в качестве президента и генерального директора российско-французское производственное объединение Royal Canin Russia.


— Александр Леонидович, вы недавно открыли зоомагазин. Возвращаетесь в зооиндустрию?
— Зоомагазин, а называется он «Друг», открылся в начале мая прошлого года не просто так. Мы живём за городом, и когда весной, в марте, все были на самоизоляции, заметили, что жителей у нас в посёлке заметно прибавилось — люди сбежали из города. Вместе с этим появился высокий спрос на домашних животных, которые в пандемию скрашивали стресс от изоляции. Спрос был, а предложения не было. Мы решили, что нужно принять этот ситуационный вызов. Открыли в посёлке зоомагазин с большим количеством животных. Предложили классический набор питомцев от рыбок и грызунов до птиц. Запустили магазин площадью 120 кв. метров очень быстро, практически за месяц, потому что по опыту знаю, что и как делать и где что брать.

И представьте себе: за полтора-два месяца мы продали много животных, даже таких дорогих, как белоголовый амазон и обезьянка. Найти, конечно, такую экзотику оперативно было непросто, но у меня есть старые связи.

— Сегодня много дискуссий вокруг продажи в зоорознице собак и кошек. В вашем магазине их нет, почему?
— Потому что, на мой взгляд, продажа собак и кошек в зоомагазине — тема очень сложная. Во-первых, здесь нужен соответствующий подход, и во-вторых — есть проблема ветеринарных ограничений. Щенки и котята должны продаваться в определённом возрасте с необходимыми прививками. Другое дело, когда магазин может предложить людям щенков из помётов заводчиков, которые недалеко находятся и которых магазин очень хорошо знает. Но до этого мы не дошли, потому что и времени не было, и — момент лично для меня серьёзный — понимаю, что такое разведение собак и как это должно быть в идеале.

Лично знаю многих разведенцев птиц, грызунов, рыб, доверяю им, потому что они занимаются этим десятилетия и заработали себе непререкаемый авторитет. И этих людей не очень много. Заводчиков же собак и кошек — тысячи, и всех знать невозможно. Как невозможно быть уверенным в качестве их животных.

Чтобы приобрести себе здоровую собаку, люди обращаются к рекомендованным заводчикам, неделями изучают родословные, проверяют их. С «магазинными» собаками и кошками такой возможности нет, проверить родословную, здоровье животного нельзя и рисковать не хочется. Поэтому пока мы собак и кошек не продаём.

— Александр Леонидович, сегодня недостатка в зоомагазинах разных форматов, особенно в Москве, нет. Каждый новый зоопроект стремится чем-то отличаться от конкурентов. Какую концепцию зоомагазина выбрали вы?
— Считаю, что самое главное в зоомагазине — это животные, поэтому наиболее актуален концепт магазина — прообраза птичьего рынка. Но рынка современного, технологичного, в котором есть всё, что нужно владельцу домашних питомцев. И этот концепт, который можно было бы назвать эко- или биомагазином, сегодня очень востребован. В оформлении торгового зала мы стремились максимально приблизиться к природе — в нашем магазине даже железных стоек нет — всё деревянное, а прилавок сделан из ящиков.

Конечно, все стандартные товары от наполнителей для кошачьих туалетов до кормов и товаров для птиц в магазине присутствуют. Выкладка у нас по группам товаров, и, соответственно, грызуны расположены рядом с товарами для грызунов, рыбы рядом с аквариумистикой и так далее.

Товары для кошек и собак тоже есть, несмотря на то что таких животных нет в продаже. Для экономии места не делаем полную выкладку всего, что в этом сегменте можно представить. Например, выставить весь ассортимент Royal Canin или Hill’s сегодня проблематично. Хорошо, конечно, что есть такое разнообразие у той и другой компаний, но ассортимент можно держать на ближнем складе и не занимать место в торговом зале, которого, как правило, у зоомагазина не так и много.

— А если мы будем говорить языком денег — магазин открыли в мае, прошло больше полугода, когда по бизнес-плану магазин выйдет на прибыль?
— Точка самоокупаемости и прибыльности зависит от многих обстоятельств. В первую очередь, от аренды — это основная статья расхода. В Москве и Московской области это от 2000 рублей за кв. метр до 3500 максимально. Выше — для зообизнеса нереальная цена. Далее оборудование — у меня экоконцепция, всё деревянное, и затраты выше, чем на стандартные полки. Магазин 100–120 кв. метров, инвестиции около 3 млн рублей, можно прогнозировать период окупаемости в 2–3 года, в зависимости от успешности работы торговой точки.

— Будете ли вы и далее открывать зоомагазины в вашей новой концепции или ограничитесь пока одним?
— Открытие зоомагазина всегда было связано с наличием хорошего места. Сейчас у меня есть предложение в Одинцовском районе, в посёлке Трёхгорка. Там будет большой торговый центр, и мне предложили открыть там магазин. Мне кажется, что хороших торговых точек в этом сегменте там нет, поэтому откроем полезный зоомагазин нового формата, и обязательно с грумерским салоном для владельцев животных в Одинцово.

— В вашем поселковом «Друге» груминг-салон тоже есть, он у вас оригинальный или это франшиза?
— Да, «Друг» работает с груминг-салоном. В груминге у меня тоже есть немалый опыт и связи. Какое-то оборудование пришлось для салона дозаказать, а вот, например, ванны итальянские у меня на складе лежали 10 лет и ждали своего часа. Но проблема салона — это, как правило, не оборудование и не шампуни, а руки. К счастью, я знаю хороших грумеров, которые приезжали к моим собакам, грумеров, которые работали в посёлке, где я живу, им и предложили сотрудничество, и всё сложилось.

Вообще я считаю, что возвращение к магазинам с хорошим ассортиментом животных, к истокам — это правильно и имеет серьёзную перспективу. Недавно Saxo Bank, который ежегодно публикует весьма шокирующие прогнозы на следующий год, обнародовал своё видение 2021 года. Среди прочих есть прогноз, что крупные города, которые ранее являлись драйвером роста числа рабочих мест, утратят свои позиции. В новую эру сокращения рабочих мест из-за внедряемых технологий, а также «дистанционки», которая широко распространилась из-за COVID-19, привели к тому, что офисные помещения в городе опустели не менее чем на 50%. Выяснилось, что жить и работать в мегаполисе совсем не обязательно — работать можно удалённо, откуда хочешь. Люди стали задумываться, как жить дальше: возможно ли сегодня в мегаполисе в 20-метровой квартире на 34-м этаже жить самому и содержать собаку, кошку или птицу? Где с ними гулять? Как быть ближе к природе?

Идёт глобализация и трансформация взглядов молодёжи, которой сегодня не обязательно уезжать в Москву, чтобы иметь хорошую работу и быть востребованной. И я уверен, что они начнут оставаться там, где они родились, там, где жизнь сегодня более человечная, более приближенная к природе и зоомиру. Человек без этого жить не может! Он всё равно должен общаться с животными, которые его окружают, для того чтобы у него в голове было представление, что мир — это не только компьютер и интернет, а гораздо больше. Когда мы к этому придём и как, я не могу сказать, но, может быть, возможность купить в зоомагазине птичку или хомячка — это первые шаги к этому.

Перейти на страницу автора

Оценить материал
Нравится
Нравится Поздравляю Сочувствую Возмутительно Смешно Задумался Нет слов
5
Теги

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Close