Поиск

Александр Сморугов: Скромный Большой человек («Зообизнес в России» №2’14)

ТЕКСТ: Андрей Ситников, Татьяна Катасонова
ФОТО: Из архива А. А. Сморугова

Герой нашего рассказа — один из самых влиятельных людей в российском ветеринарно-фармацевтическом бизнесе. Однако он не любит публичности и внимания к своей персоне и, даже рассказывая о своей жизни, скромно упускает самые трагические и героические её эпизоды или говорит о них вскользь. Мы возьмём на себя ответственность представить этого всем известного и одновременно неизвестного человека. Знакомьтесь, Александр Алексеевич Сморугов, руководитель компании «Мосзооветснаб». 

В жизни каждого из нас есть события и обстоятельства, которые раз и навсегда определяют характер, профессию, судьбу. И в жизни Александра Алексеевича таких событий и обстоятельств было несколько.

Эхо войны

Родился Александр Сморугов в 1947 году в деревне Екатериновка Калужской облас­ти. Его родители — работники сельского хозяйства. Отец в 41-м ушёл на фронт и незадолго до победы был комиссован по ранению. Мать с двумя сыновьями пережила оккупацию. Это трудное время сохранилось в воспоминаниях Александра Алексеевича по рассказам матери и старших братьев, будто он сам пережил ужасы войны.

В 1950 году глава семьи Сморуговых, в которой в то время было уже четверо сыновей, завербовался на Дальний Восток поднимать тамошнее сельское хозяйство. Младшему сыну Александру (нашему герою) не было тогда и трёх. Их ждали незнакомые земли и полная неизвестность. Поселились в деревне Ерахта Амурской области, власти выделили большой семье дом и земельный участок в 75 соток. Александр Алексеевич вспоминает огромные подсолнухи, которые росли за домом, и постоянные хлопоты по хозяйству родителей и старших братьев, а со временем и его самого. Через год на новом месте родился ещё один ребёнок – Зоя. Семья освоилась, крепко встала на ноги, подняла своё хозяйство, да и колхоз не бедствовал. Всё шло к тому, что жить им теперь на новой родине долго и счастливо. Но случилось страшное горе — погиб один из братьев, 8-летний Коля. Деревенские мальчишки играли с оружием, его тогда было много у населения, произошёл случайный выстрел… Прожив в Ерахте ещё 3 года, родители решили вернуться на родину — оставаться там, где всё напоминало о погибшем сыне, они не могли. И вновь переезд. Жить и работать стали в совхозе «Беляево» Юхновского района Калужской области. Саше Сморугову было тогда уже 10 лет — в ту пору он считался почти взрослым. Оба его брата, которые родились ещё до войны, разъехались — один служил в армии, а второй работал водителем в другом колхозе. Так Саша оказался в доме старшим из детей.

На новом старом месте жизнь била ключом. Большое село, хорошая школа, огромное совхозное хозяйство, и среди прочего большая конюшня, в которой отец стал работать конюхом. Это обстоятельство сыграло в жизни его сына Саши очень важную роль. Впервые он сел на коня ещё в 4 года, но теперь проводил в конюшне всё свободное время, помогая отцу ухаживать за лошадьми. К одной из лошадок прикипел всей душой, и она к нему тоже. Любовь к лошадям не отпускает его и поныне. Кроме того, Саша занимался спортом — лыжами, волейболом и боксом. Свободного времени не оставалось совсем — он был постоянно чем-то занят: с утра в школе, после уроков тренировка, потом в конюшню, вечером дома нужно помочь по хозяйству, а если останутся силы, и уроки сделать надо. В отличниках Сморугов не ходил, но учился без двоек.

Он хотел стать врачом и после 8-го класса поступал в медицинское училище, но не прошёл по конкурсу. Друзья позвали в фармацевтическое училище, после него тоже можно было поступать в медицинский институт. Решился. Поехал в Калугу, успешно сдал экзамены, получил место в общежитии. Учился лучше, чем в школе, и снова с ещё большим усердием занимался спортом — теперь это было не просто увлечение, а серьёзные занятия с высокими спортивными целями и результатами. Но через 2 года пришлось взять академический отпуск в училище — умер отец, и матери нужна была его помощь.


1964 г. Студент фармацевтического училища.

А потом грянул призывной возраст. В военкомате посчитали, что спортивный юноша — кандидат в мастера спорта по волейболу, перворазрядник по боксу, к тому же прекрасно владеющий верховой ездой и метко стреляющий из охотничьего ружья, — должен служить на границе. Отправили его на Дальний Восток. Во время службы получил ранение и около полугода провёл в больнице, после чего его комиссовали.


1969 г. Эта фотография пробита пулей при ранении.

Александр вернулся в родную деревню и устроился учителем физкультуры в школу, в которой когда-то учился сам. Ему очень нравилось работать с детьми, он многому мог их научить.

И коллеги-учителя его уважали за собранность, дисциплинированность и абсолютное неупотребление спиртного, что было большой редкостью. Он вновь собирался поступать в медицинский, но обстоятельства круто переменили его планы — он женился и переехал жить в Москву. Александру Сморугову был тогда 21 год.

Сразу по переезде в столицу он подал документы в фармацевтический техникум, где ему засчитали 2 года учёбы в училище, и ещё через два года он получил диплом фармацевта. По распределению поступил на службу в Аптечное управление города Москвы. Должность ему досталась важная — инспектор. Такое назначение для молодого специалиста было в то время большой редкостью. Но в случае со Сморуговым всё было объяснимо и даже закономерно. Сказались многие обстоятельства: простой и честный деревенский парень, сын фронтовика, спортсмен, преподаватель, имеет отличные рекомендации со всех предыдущих мест учёбы, службы, работы.

На должности инспектора аптек круг профессионального и личного общения Александра Сморугова многократно расширился благодаря его умению ладить с людьми и удивительной неконфликтности, хотя должность к тому в общем-то не располагала. Было очевидно, что этот толковый, принципиальный и в то же время гибкий молодой человек далеко пойдёт. Так оно и случилось, иначе просто и быть не могло.

Взлёт без падения

Через 2 года ему было предложено руководство Ветеринарной аптекой города Москвы. Это была первая и единственная на тот момент ветеринарная аптека в стране. Она была создана в 1934 году по решению правительства СССР, называлась «Московская городская контора зоотехнического и ветеринарного снабжения». Обслуживала она все организации города, в которых были животные: цирки, зоопарки, конно-спортивные комплексы. Обращались сюда за ветпрепаратами и хозяйства Московской области. Кроме того, это была единственная ветаптека в СССР, куда мог прийти обычный человек и купить ветеринарные препараты. Итак, в 1971 году в возрасте 24 лет Александр Сморугов стал директором стратегически важного предприятия, расположенного в самом центре Москвы, на улице Кирова, нынешняя Мясницкая. Профессиональная переориентация и высокая должность требовали знаний в области сельского хозяйства, поэтому Александр Сморугов поступил во Всесоюзный сельскохозяйственный институт и через 5 лет благополучно окончил его, получив специальность зооинженера.

На новой должности очень пригодились Сморугову все его профессиональные и личные качества — ответственность, дисциплинированность, способность выполнять самые сложные задачи, находить решения нестандартных проблем. Но особенно важным и полезным стало его умение устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми. Возглавив «Мосзооветснаб», он чувствовал себя на своём месте, много работал, развивал новые направления.

1973 г. У склада «Мосзооветснаба» на улице Кирова.

В 1973 году, согласно городской программе по выводу всех складов за пределы Садового кольца, аптека и склад «Мосзооветснаба» переехали, это был дом №16 на 5-й Кожуховской улице. Теперь этот легендарный адрес известен многим поколениям ветеринарных врачей и владельцев животных.

К тому времени у Сморугова уже родилась дочь, затем сын. Жизнь казалась незыблемой и счастливой, такой она и была. Он продолжал много заниматься спортом, каждое утро бегал, посещал полуподпольную секцию карате, много работал. В 1976 и в 1978 годах он входил в состав делегации сборной СССР на чемпионатах мира по конному спорту, которые проходили в Западном Берлине. Потом таких поездок было ещё несколько. Время шло, росли дети, за работой, своими увлечениями лошадями и охотой, к которой он пристрастился ещё в детстве, за приятными семейными хлопотами Александр Алексеевич почти и не заметил, как пришла перестройка, как начались в стране коренные перемены. Вскоре стало понятно, что на эти перемены нужно реагировать, иначе не сохранить стабильность работы предприятия. Каждый день что-то происходило, проблемы сыпались со всех сторон, но задача «Мосзооветснаба» оставалась прежней — обеспечить ветпрепаратами Москву и область, и Сморугов эту задачу, несмотря ни на что, выполнял.

Другие времена

В начале 1992 года Александра Сморугова неожиданно вызвали в Моссовет. Юрий Лужков, который тогда курировал Комитет ветеринарии, сообщил, что, поскольку «Мосзооветснаб» находится на полном хозрасчете, принято решение его акционировать, но при этом ни в коем случае нельзя допустить сбоев и развала работы. «Хорошо, — сказал Сморугов, — сделаем». Акционерами стали 5 сотрудников предприятия, в том числе и её руководитель. Кругом бушевал экономический шторм, страну сотрясали всяческие дефициты, безденежье населения, банкротства предприятий. Сморугов стоял на капитанском мостике своего корабля и умело вёл его меж пореформенных скал и рифов — искал и находил новых поставщиков, наращивал своё производство, помогал оставаться на плаву госучреждениям, которые снабжал, открывал новые каналы сбыта.

В июле 1997 года вновь прошла реорганизация — число акционеров «Мосзооветснаба» сократилось. Государственные ветклиники и ветаптеки переживали в этот период особенно трудные времена, им нужен был надёжный поставщик, который не обманет, выполнит все взятые на себя обязательства. И «Мосзооветснаб» оставался для них фактором стабильности, хоть это и не всегда было прибыльно. Народившиеся к тому времени частные ветклиники, фермеры и негосударственные сельхозпредприятия также нуждались в ветеринарном снабжении, и Сморугов начал с ними работать. Для этого нужно было меняться, адаптироваться к новым реалиям.

В 2000 году в жизни «Мосзооветснаба» открылась новая страница. Часто в аптеку, которая уже в то время была легендарной, обращались люди с больными животными, иногда им требовалась срочная помощь. Инициативные жители района написали обращение к властям и собрали под ним подписи сотен жильцов дома, в котором располагается «Мосзооветснаб», а также многих соседних домов. Подписи люди ставили с благодарностью, все хотели, чтобы рядом появилась хорошая ветклиника. Вместе с другими документами Сморугов отвёз обращение в управу и в Комитет ветеринарии. Так в Москве появилась одна из первых круглосуточных ветклиник. Движущей силой всей этой «операции» по созданию лечебного подразделения было естественное желание помочь людям, которые живут по соседству. Естественной стала и многолетняя благотворительность Александра Алексеевича — лично и от лица компании он помогает коррекционной школе №530, расположенной неподалеку.

Вот ещё один обыкновенный факт из жизни нашего героя. В 2002 году он окончил Международный эколого-политологический университет по специальности «эколог». Зачем? Говорит, интересна ему экологическая проблематика, и всё тут. Диплом был посвящён последствиям Чернобыльской аварии для сельскохозяйственных и диких животных. На защите профессора спрашивали: «Где брал засекреченные данные?» Оказалось, что друзья у «подзащитного» повсюду.

Всё идёт по плану

В этом году НПП «Мосзооветснаб» отметит 80-летний юбилей, и 41 год этой организацией руководит Александр Алексеевич Сморугов. При нём она стала одной из крупнейших российских оптовых ветеринарных компаний, которая обеспечивает всем необходимым государственные ветклиники и ветаптеки в Москве и столичном регионе, а также во многих других облас­тях России. Государственные клиенты даются компании с боем — право на каждую поставку нужно завоевать в конкурентной борьбе на аукционах и тендерах. Однако мало получить госконтракт, нужно его выполнить, да так, чтобы комар носа не подточил. И в этом Александру Алексеевичу нет равных, он мастер по части соответствия жесточайшим требованиям государства. Закономерно и то, что доля постоянных частных клиентов компании «Мосзооветснаб» тоже увеличивается, потому что она успешно работает в условиях меняющегося внешнего мира, использует рыночные механизмы работы, постоянно выводит на рынок уникальные инновационные ветпрепараты, внедряет новые технологии и при этом сохраняет высокие стандарты работы — гарантию высокого качества, ответственность, стабильность и профессионализм.

Ответственность и стабильность культивируются Александром Алексеевичем и в отношениях с трудовым коллективом: люди работают со Сморуговым по много лет, некоторые — ещё с 70-х годов. Он умеет ладить и с подчинёнными, зажечь их идеей, вселить уверенность в завтрашнем дне. И люди отвечают ему преданностью, добросовестным трудом, энтузиазмом. Полная самоотдача в работе, неизбывное жизнелюбие, преданность друзьям и коллегам, верность данному слову и самому себе — на этих железных принципах построена карьера и жизнь Александра Алексеевича Сморугова.

Собаки влюблены в хозяина по уши.

Он и сегодня занимается спортом, благодаря чему в свои 66 лет подтянут, моложав и подвижен. Как и прежде, всей душой он привязан к лошадям: говоря о них, может даже уронить скупую мужскую слезу. Большой его страстью остаётся охота — с ружьём объездил всю нашу страну. За то, что всегда выполняет негласный джентльменский кодекс охотника — не стреляет детёнышей и маток, напрасно не ранит зверя, — удача сопровождает его повсюду, и счастливее охотника не найти.

Самый счастливый охотник.

Ещё он играет на гитаре в кругу самых близких людей и при всяком удобном случае на бильярде. А видели бы вы, как он косит! Став городским жителем, Александр Алексеевич проявляет почтение к крестьянскому труду и настоящую, непоказную любовь к родной земле.

Человек душевный и исключительно порядочный, человек слова и дела. У него миллион оснований гордиться собой — большая и процветающая компания, уважение коллег и друзей, коим нет числа, любящая жена, и все дети выбились в люди. Внучка пока одна, но зато какая: добрая, трудолюбивая, скромная — вся в деда!