Поиск

Алексей Симонов: «Спасибо тем, кто поверил в меня»

ТЕКСТ: Татьяна Катасонова, Елена Раева
ФОТО: Ирина Горькова

Алексей Симонов начал заниматься бизнесом ещё в те годы, когда само это слово, «бизнес», для простого советского гражданина было чуждым и непривычным. Волевой, деятельный, целеустремлённый, быстро ориентирующийся в вечно меняющихся условиях нашей непредсказуемой жизни, при этом отзывчивый и очень добросовестный человек, Алексей Алексеевич был бы востребован, пожалуй, в любом обществе. Потому что такие люди нужны всегда. Родившись в Советском Союзе, в сумбурную эпоху перестройки он смог найти собственную дорогу в жизни, став основателем одной из крупнейших на российском зоорынке оптово-сервисных компаний — «АС-Маркет».

Личный выбор

Алексей Симонов родился в простой советской семье из подмосковного Одинцова в 1964 году. Его родители — сами люди в быту непритязательные — во всём, что касалось маленького Алёши и его сестры Татьяны, твёрдо следовали принципу «всё лучшее — детям». Отец, работавший автомобильным маляром на одной из местных автобаз, был в семье главным добытчиком. Мама же, выросшая сиротой, не понаслышке знала, как нужны ребёнку родительская забота, внимание и любовь. И конечно, главным делом её жизни стало воспитание детей.

Алексей, обладая от природы решительным, твёрдым, лидерским характером, довольно рано обнаружил стремление к самостоятельности. А уж в 15 лет так хотелось стать взрослее, проявить себя, выделиться среди сверстников! Первой ступенькой в «настоящую жизнь» для вчерашнего восьмиклассника Симонова стал Кунцевский радиомеханический техникум, по окончании которого Алексея распредели в один из закрытых НИИ. Хотя подобная участь среди молодых специалистов считалась завидной, в начале 80-х работа в НИИ была, по сути, путём в никуда: «Вспоминаю те времена — брежневские, андроповские, — делится Алексей. — По гудку все приходили, по гудку все уходили, но при этом никто ничего, по большому счёту, не делал. Стагнация, впоследствии развалившая нашу большую страну, проявлялась уже в полной мере». Оставаться в НИИ не было смысла, к тому же перед Алексеем уже встал новый выбор: вуз или армия.

Сегодня решение, принятое Симоновым, наверное, удивило бы многих. Он пошёл служить. «Сейчас трудно в это поверить, но в годы моей юности не пойти в армию считалось позором», — комментирует свой выбор Алексей. К призыву, как и к любому ответственному шагу в своей жизни, Симонов готовился заранее и очень основательно. Ведь он планировал идти в погранвойска, и не один, а с верным другом — немецкой овчаркой. «Зей был очень красивой и умной собакой, мы с ним много занимались с инструкторами в МВД, успешно прошли все курсы дрессировки, но в последний момент собаку стало жалко, и на семейном совете решили оставить Зея дома. В итоге за полярный круг, в Мурманск, я отправился один». По воспоминаниям Алексея, армия действительно оказалась школой жизни. Симонову повезло: диплом радиомеханического техникума и успехи в овладении «морзянкой» стали его пропуском в роту связи — одно из элитных армейских подразделений.

«Мореходка»

Демобилизация была не за горами, и Алексей, как и все его сослуживцы, всё чаще задумывался о том, чем займётся после армии. В военную часть регулярно приходили представители мурманских вузов, стремившиеся привлечь студентов из числа вчерашних военнослужащих. «Как-то раз к нам в часть пришёл преподаватель физики из Высшего инженерного морского училища — одного из самых престижных вузов Северо-Запада России — и очень интересно рассказал про «мореходку». При этом он отметил именно те условия обучения, которые были для меня важны: полное гособеспечение со стипендией, полувоенный уклад, требующий серьёзного отношения к учебе, ну и перспективу увидеть мир, которая для меня, парня из простой семьи, выглядела очень заманчиво».

Двух увольнений хватило Алексею на то, чтобы составить достаточно чёткое представление о жизни студентов МВИМУ и записаться на подготовительные курсы. «С успехом окончив подготовительное отделение и поступив в сам вуз, я был назначен на одну из командирских должностей». И это было закономерно: Алексей с самого начала так серьёзно и увлечённо отнёсся к новому для него делу, что ушёл в жизнь «мореходки» с головой. Зная, что работа на флоте требует крепкого здоровья, он бросил курить и активно занялся спортом. Отличник почти по всем предметам, он и в курсантской жизни добился всех возможных для курсанта регалий: занимался общественной работой, был членом учёного совета и парткома, а вскоре стал и старшиной роты. Фотография Алексея не покидала доску почёта, и в «мореходке» все знали, что если уж к кому за помощью обращаться — так это к Симонову: у него и время всегда найдётся, и добросовестности не занимать, и решить старшина может практически любой вопрос.

В результате такого отношения старшинский кубрик Симонова стал своего рода клубом, куда охотно наведывались попить чайку с московскими сладостями (всё из щедрых маминых посылок!) не только однокурсники, но и представители командного состава «мореходки». Кто бы мог предположить, что из этих приятных — перерастающих в приятельские — посиделок и вырастет первый бизнес-проект Алексея Симонова?


С женой Светланой — детским врачом-гастроэнтерологом по профессии — Алексей познакомился в 1992 году, в год открытия собственной фирмы. Светлана, скромная и деликатная, с большой нежностью относится к своим любимым мужчинам — сыновьям и мужу.

Революция в стройотрядном движении

«Как раз в те годы был дан старт кооперации, вышел первый закон о предпринимательстве, — вспоминает Алексей Алексеевич. — Я, наверное, как и многие, понимал, какие огромные перспективы он перед нами открывает. Сидя в моём кубрике с друзьями и старшими товарищами, мы часто обсуждали, что можно сделать, на чём заработать. Было множество разных идей. И я до сих пор горжусь, что именно мне в голову пришла схема, которую мы с большим успехом воплотили в жизнь».

Дело в том, что в 80-е годы практика создания студенческих отрядов была ещё широко распространена. Ежегодно летом огромные потоки молодёжи устремлялись с севера на юг и с юга на север в «подшефные» колхозы и хозяйства нашей необъятной Родины, чтобы, по замыслу руководства, подключиться к «битве за урожай» или к новой комсомольской стройке. На деле же не мотивированные ничем и мечтавшие лишь о бесплатном отдыхе студенты работали спустя рукава, вели разгульную жизнь и не приносили практически никакой пользы. Председатели колхозов, такие же заложники сложившейся системы, самостоятельно изменить ситуацию были не в силах. В результате вынужденное сотрудничество «города» и «деревни» оборачивалось бесконечными конфликтами.

Простой, но необычайно действенный план Алексея, поддержанный областным комитетом ВЛКСМ — организатором этих массовых миграций, позволил в корне изменить ситуацию. «Мы договорились с колхозами, что привезём к ним мотивированных ребят, которые будут добросовестно вкалывать в течение четырёх недель, а пятую — отдыхать на море. При этом в течение всего периода их должны хорошо кормить и в целом обеспечить достойные условия. А оплачивать их труд колхоз будет не теми копейками, которые раньше студенты зарабатывали «на картошке», а собственной продукцией, то есть овощами и фруктами — дешёвыми на юге, но очень дорогими в Мурманске, где полки магазинов уже опустели, а зарплаты — высокие, как во всем Заполярье. После реализации этих овощей в Мурманске мы выдавали нашим студентам достойное вознаграждение, и в итоге все были довольны. За лето мы организовывали по две смены в одном хозяйстве».

Сыновья Алексея — 17-летний Иван и 12-летний Андрей — уже почти взрослые и начинают задумываться о выборе собственного жизненного пути.

Что характерно, практически все труды, связанные с воплощением этой идеи в жизнь, с самого начала легли на плечи автора, немедленно принятого в штат Областного штаба студенческих отрядов. Алексей потратил немало времени и сил на переговоры с председателями колхозов, на формирование студенческих групп и другие организационные хлопоты. Такая самоотверженная работа создала Алексею высокий авторитет в коллективе, через некоторое время избравшем его на пост руководителя. Так, в 26 лет курсант четвёртого курса МВИМУ Алексей Симонов стал главой предприятия с огромной по тем временам зарплатой в 300 рублей и служебной «Волгой».

Успешно развивающийся бизнес сильно увлёк Алексея, и после окончания «мореходки» он решил остаться в Мурманске. Сотрудниками его предприятия стали все его вузовские друзья, бывший командир и секретарь ВЛКСМ превратились в его коллег — это была сплочённая команда, связанная не только деловыми отношениями, но и узами товарищества. Существовала договорённость, что все решения в компании принимаются коллегиально, но этот принцип оправдывал себя лишь до поры до времени — пока мнения коллег не разошлись по принципиальному вопросу. «Тогда я понял, что как руководитель могу стать заложником нашего договора, вынужденным выполнять решение, с которым сам я не согласен, — рассказывает Алексей. — Конечно, с моей должностью я мог бы просто перешагнуть через мнение коллег и данное им когда-то слово, настоять на своём. Но это было бы непорядочно. И я неожиданно для себя и для всех решил просто уйти из компании. Меня тогда уже давно и настойчиво тянуло домой: два года армии и шесть лет «мореходки» казались затянувшейся командировкой. А поскольку жизнь в то время предоставляла массу разных возможностей для заработка, я знал, что, вернувшись в родное Одинцово, смогу начать всё с чистого листа и добиться успеха. Ведь дома и стены помогают».

Джокер

Регистрируя свою первую собственную фирму в 1992 году, Алексей точно ещё не представлял, какой вид деятельности станет для неё основным. В целях изучения местной бизнес-конъюнктуры он обошёл всех своих друзей и знакомых из доармейской жизни — и был очень разочарован. У прежних товарищей только и разговоров было, что о посреднических операциях с лесом, змеиным ядом, имуществом Министерства обороны и т.п. Другими словами, пытались торговать воздухом и только однажды один из приятелей, Сергей Аникин, заметил: «Знаешь, я обратил внимание, что в Одинцове нет ни одного зоомагазина!» Симонову, всерьёз увлекавшемуся кинологией и аквариумистикой, идея очень понравилась, да и помещение для будущей торговой точки быстро нашлось. «Рыбки? Ну, рыбки — это хорошо! — порадовалась предложению об аренде директор культурно-спортивного центра «Мечта», — а то мы тут столы теннисные поставили, так к нам такие игроки приходят, что сил уже нет окна вставлять!» Так в распоряжении создателя первого одинцовского зоомагазина оказались 300 кв. м торговой площади и неиссякаемый поток посетителей КСЦ — в основном родителей с детьми, с интересом заглядывавших в новенькие витрины. Конечно, занять такую значительную площадь товаром сразу не удалось, тем более что и торговых марок на российском рынке в то время было раз-два и обчёлся. В некоторой степени положение спасал большой аквариумный стенд с яркими экзотическими рыбками — одно из главных капиталовложений Симонова, которым он по праву гордился: лишь несколько московских магазинов могли в то время похвастаться подобной роскошью. Однако Алексей понимал: пустого пространства в магазине быть не должно, — и в итоге нашёл очень элегантное и стратегически верное решение. «В той части магазина, которую не удавалось заполнить товаром, мы начали устраивать передвижные выставки растений и экзотических животных — они были очень популярны. Потом на базе магазина мы открывали кружки, которые я же сам и вёл, рассказывали детям об устройстве аквариума, о рыбках, о других животных и их содержании — всё это абсолютно бесплатно». Конечно, впоследствии многие из этих детей стали постоянными покупателями полюбившегося зоомаркета.

Вообще поначалу Симонову и его небольшой команде всё приходилось делать самостоятельно: и продумывать ассортимент, и за прилавком стоять, и за товаром ездить (доставку по Подмосковью никто тогда ещё не делал), и искать достойных поставщиков рыбок, птичек и прочей мелкой живности. При этом Алексей без устали изучал потребности рынка, стараясь «заполнять бреши» путём организации производства собственных торговых марок — а это оказалось делом нелёгким. «Было очень сложно сдвинуть кого бы то ни было с места, — вспоминает Алексей. — Характерный пример: я приехал на завод Хруничева с предложением сделать на их станках «правильные» карабины для поводков — они тогда были в большой цене. Привёз образцы. Всё подробно рассказал. А они ноют: а сколько вы будете на этом зарабатывать? А вдруг завтра перестройка закончится и всех бизнесменов запретят, а нам по шапке дадут за такое сотрудничество? А может, не надо вообще ничего делать, а?» Но даже такая непробиваемая, на первый взгляд, стена инертности пасовала пред настойчивостью молодого бизнесмена. В итоге всего за год Симонову удалось наладить выпуск целого ряда наименований ликвидных продуктов, которые раскупались на ура не только владельцами животных, но и многими магазинами Москвы и Московской области.

Неудивительно, что деятельность Алексея довольно скоро была замечена одним из крупнейших игроков международного зоорынка, как раз в тот период занимавшимся созданием дистрибьюторской сети в России. Однажды в одинцовский зоомагазин пришёл человек, задававший больше вопросов, чем обычный покупатель. Его интересовали в основном корма и мнение продавца о будущем этих продуктов на российском рынке. Алексей Симонов, который и был тем самым продавцом, с удовольствием рассказал посетителю и о преимуществах готовых кормов, и об особенностях каждой из торговых марок, и о том, что их популярность растёт и, очевидно, будет увеличиваться и впредь. После этой обстоятельной консультации «покупатель» наконец представился… менеджером корпорации «Марс»: «Я видел много магазинов, но ваш мне особенно понравился, — сказал он. — Хотели бы вы работать с компанией «Марс» напрямую?» «Я не сразу понял, — признаётся Алексей Симонов, – что в тот момент вытянул джокер!»

Комплексный подход

В 1993 году у компании «Марс» уже было достаточно много дистрибьюторов. Ещё бы, продукция продавалась на ура даже с колёс, особенно шоколадные батончики. Никто из дистрибьюторов не торопился откликнуться на призыв «Марса» не увлекаться только оптовыми продажами, а сосредоточиться на прямых поставках в розничные магазины. Но… по себестоимости процесса это две огромные разницы. Желающих не было. Тогда дистрибьюторы были заносчивы, капризны и придирчиво выбирали только то, что им было выгодно. Такое хитрое сотрудничество возможно только до поры до времени.

И вот тогда, наверное, чтобы изменить ситуацию, «Марс» решил предоставить шанс нескольким небольшим компаниям, которые выделялись на общем фоне дистрибьюторов своим фанатичным желанием работать и принимать интересы партнёра-производителя как свои собственные. Началась большая, увлекательнейшая работа плечом к плечу с мировым лидером. «Спасибо тем, кто поверил в меня тогда», говорит Алексей.

Сотрудники компании «Марс» щедро делились знаниями о премудростях и нюансах в нашем деле. На бесчисленных семинарах и тренингах скрупулёзно рассказывали о современных технологиях продаж. «Из этих университетов я вынес то, что отличает банального оптовика от правильного дистрибьютора. Мы вместе с сильным производителем несём на своих плечах МИССИЮ эволюционного развития для наших партнёров. И в этом есть прагматический смысл. Ведь наш успех напрямую зависит от того, насколько продвинутым является бизнес розничного магазина, а в 90-е ситуация с этим выглядела ужасно, а мы не могли и не хотели ждать, когда это произойдёт само собой. Действуя тактично и деликатно, мы брали инициативу в свои руки, никогда не позволяя себе злоупотребить доверием магазина, и через некоторое время убедительно доказывали, что все наши действия — во благо самого магазина и его доходность от этого только растёт.


Для любимца всей семьи, таксы по кличке Харлей, в доме Симоновых оборудована собственная мини-квартира.

Формируя каждый новый заказ для магазина, мы отвечаем своей профессиональной репутацией за его ликвидность для торговой точки. Согласитесь: оптовику — лишь бы продать, а нам важно, чтобы у розничного магазина не было никаких проблем с нашей поставкой. Мы выстраиваем долгосрочное сотрудничество, чётко понимая, что заслужить доверие — нелегко, а потерять можно в один момент».

Постепенно предприятие Алексея Симонова превратилось в большой и разветвлённый бизнес — «Группу компаний АС». Локомотивным направлением её работы сегодня является дистрибуция — не только брендов компаний «Марс» и «Ригли», но и целого спектра ветеринарных препаратов от ведущих мировых производителей.

Остальные подразделения холдинга, также обслуживающие интересы владельцев животных, охватывают своей деятельностью сразу несколько сфер. «Группа компаний АС» является флагманом в сетевом проекте розничных зоомагазинов «Любимчик». Ей принадлежат и груминг-салоны, и уникальная ветеринарная клиника «АСВЕТ» в Одинцове со стационаром, собственной лабораторией и «скорой помощью» для животных. «Работа в смежных направлениях позволяет нам лучше понимать потребности рынка зооуслуг и занимать лидирующие позиции в каждом из направлений».

«Зообизнес в России» 2’12