На российском рынке e-commerce появится новый игрок: о планах создания совместного предприятия договорились РФПИ, Alibaba Group, Mail.Ru Group и «МегаФон». Основным владельцем с 48% станет Alibaba, получив еще и 10% Mail.Ru Group
Китайская Alibaba Group договорилась о создании совместного предприятия в сфере электронной коммерции с Mail.Ru Group, «МегаФоном» и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). Об этом было объявлено на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, передает корреспондент РБК.
Согласно заявлению сторон, совместное предприятие будет называться AliExpress Russia. Основным владельцем новой компании с долей 48% станет Alibaba Group, «МегаФон» получит 24%, Mail.Ru Group — 15%, РФПИ — 13%.
При этом Alibaba Group передаст в СП свой бизнес в России — AliExpress и Tmall, а также денежные средства; РФПИ будет вносить денежные средства (до $300 млн) в обмен на долю в СП; «МегаФон» передаст Alibaba Group свои 10% акций в Mail.Ru Group в обмен на 24% акций AliExpress Russia, и Mail.Ru Group внесет денежные средства, а также свой маркетплейс китайских товаров Pandao.

В 2015 году в интервью РБК основатель Alibaba Group Джек Ма говорил, что российская экономика не в лучшем состоянии сейчас, а значит, самое время выходить на рынок. Тогда, три года назад, состоялись его первый официальный визит в Россию и встреча с российским президентом Владимиром Путиным. Уже через несколько месяцев началось первое публичное обсуждение возможного сотрудничества. В частности, Ма поддержал инициативу Путина создать совместную интернет-платформу. Китайский бизнесмен отмечал, что необходимо помочь малым и средним [российским] предприятиям развивать их деятельность, и его компания надеется принять активное участие в развитии российской инфраструктуры для электронной торговли. В рамках «активного участия» тогда же Alibaba создала специальный раздел для российских производителей на своей площадке, но уже спустя несколько месяцев проект свернули из-за небольшого спроса.
В 2017-м в числе возможных партнеров Alibaba в России стал фигурировать Сбербанк. Но эта сделка не состоялась: российский банк спустя несколько месяцев переговоров выбрал «альтернативный китайскому сценарию» вариант и инвестировал в проект с «Яндекс.Маркет». Как поясняли РБК источники, близкие к этой сделке, в сотрудничестве с Alibaba Group был условный «риск национальной безопасности» из-за того, что стратегический, «но все же иностранный инвестор» получил бы доступ «к крупнейшей инфраструктуре государственного банка».
В новом СП с Mail.Ru Group китайского инвестора может интересовать в первую очередь именно «доступ к цифровым данным и аудитории», уверен один из собеседников РБК, знакомый со стратегией китайского холдинга. Для успеха маркетплейса он должен включать четыре компонента, говорит эксперт рынка электронной коммерции Алексей Петровский: это финансовый институт, логистика, трафик и онлайн-витрина товара. В качестве примера «полного набора» собеседник РБК приводит СП Сбербанка и «Яндекса». У Alibaba в России все хорошо: есть логистические решения, большая аудитория, но объективно может не хватать «цифр» о самой активной ее части, например о тех же пользователях соцсетей, — рассуждает один из источников РБК. Ежедневная российская аудитория «ВКонтакте» только на мобильных устройствах в мае этого года равнялась, согласно измерениям Mediascope, 15,5 млн человек, на десктопах — 10,7 млн человек. У «Одноклассников» эти цифры сопоставимы: 4,1 млн и 4,8 млн человек соответственно. У других проектов Mail.Ru доля мобильных пользователей — 6 млн человек, тогда как на стационарных компьютерах и ноутбуках — 10 млн человек.
Согласно заявлению сторон СП, благодаря партнерству AliExpress Russia получит доступ к 100-миллионной аудитории Mail.Ru Group в соцсетях, мессенджерах, электронной почте и онлайн-играх. Имея доступ к этой уникальной платформе и аудитории, СП получит возможность занять значимое место в цепочке ценностей образа жизни российских потребителей, создав единую платформу для социальной коммуникации, игр и покупок, говорится в сообщении участников сделки.
Официально в рамках объявления о новом СП также полностью повторилась идея 2015 года — продвигать российские товары на внешние рынки. Труди Дай, президент B2B-направления Alibaba Group (в него входят также AliExpress, Alibaba.com, 1688.com), после подписания соглашения отдельно подчеркнула, что «совместными усилиями компании смогут способствовать выходу российских игроков на новый уровень и глобальные рынки». Доступ российских компаний на новые рынки — это только начало. В будущем Alibaba поможет малому и среднему бизнесу участвовать в реализации стратегии глобализации, включая упрощение системы продаж, закупок, логистики и платежей. В ближайшие месяцы первым этапом может стать глобализация более сотни российских брендов, и платформой для этого выступит AliExpress, заявила Труди Дай.
Джек Ма и Кирилл Дмитриев (Фото: пресс-служба РФПИ)
Alibaba Group уже приносила миллиардеру Алишеру Усманову, одному из бенефициаров Mail.Ru Group и «МегаФона», «более чем 500% доходности». Такую оценку приводил сам бизнесмен, владевший до 2016 года «небольшой, но достаточно большой [для Alibaba] долей». Но из актива он все-таки вышел: «Все наши инвестиции в китайские активы можно разделить на стратегические и финансовые. Мы выходим из компании на высоком уровне. Мы увеличили первоначальные инвестиции в пять-шесть раз».
Внесение в СП Pandao, фактического конкурента AliExpress, — один из ключевых вопросов обсуждения между партнерами, утверждают собеседники РБК, знакомые с деталями обсуждения. Этот проект был запущен в конце 2017-го и работает по аналогичной с китайской платформой схеме. Его продвижение обошлось Mail.Ru Group недешево: по итогам прошлого года интернет-холдинг занял 24-е место в рейтинге крупнейших рекламодателей в России (по итогам 2016-го компания занимала 127-е место). Такой резкий рост расходов был связан в том числе с появлением Pandao.
По данным SimilarWeb, в августе 2018 года количество посетителей сайта Pandao составило 3,6 млн, «Яндекс.Маркет» — 111,8 млн, AliExpress (в России) — 188 млн. Ранее по аналогичной схеме — развитие и последующая продажа — развивалась судьба другого проекта Mail.Ru Group, сервиса совместных поездок BeepCar. Запустив сервис по райдшерингу в 2017-м, уже в августе 2018-го Mail.Ru Group продала его основному конкуренту и мировому лидеру сегмента — BlaBlaCar. «Начиная с осени трафик BeepCar будет перенаправляться на BlaBlaCar и обеспечит Mail.Ru Group доход от рекламы», — сообщали тогда представители интернет-холдинга.
Источник: РБК
Подпишитесь на наш телеграм-канал и получайте важные отраслевые новости в удобном для вас формате.