Алёна Никифорова: В Оренбурге и зоомагазины, и груминг-салоны работают

Текст: Александр Колчин

Оренбургская сеть «Корма 56» – это десять розничных зоомагазинов самообслуживания и два груминг-салона, «встроенных» в самые большие магазины сети. Стеклянные стены отделяют зону груминга от торгового зала и дают возможность клиентам увидеть и оценить работу мастеров. Салоны – часть нового проекта мультиканального развития бизнеса компании.

О том, как сегодня живёт зообизнес в регионах и почему в Оренбурге, в отличие от всей России, работают груминг-салоны, рассказала совладелица сети Алёна Никифорова.

– Алёна, вы были в числе тех предпринимателей, кто внимательно следил за борьбой СПЗ и «Зооинформа» за открытие зоомагазинов в период карантина. Как развивалась ситуация в вашем регионе?
– Мы следили за развитием событий благодаря сайту Zooinform.ru, писали вам, задавали вопросы и очень вовремя получили документ с рекомендациями Правительства России. Поэтому магазины не закрывали ни на день. Конечно, предприняли и ряд превентивных мер – отстранили от работы в сети сотрудников из группы риска: с ослабленным здоровьем, беременных женщин и пожилых людей. Пришлось отказаться от стажёров, которых набрали под открытие нового магазина. Провели в Zoom общее собрание с коллективом, объяснили ситуацию и нашу антикризисную стратегию. Договорились о временном снижении оплаты труда на 20%, но с последующей компенсацией при восстановлении прежних объёмов продаж. Команда у нас сплочённая, люди работают давно, поэтому все согласились с таким решением.

Могу сказать, что сотрудники за время карантинных мероприятий изменились. Стали отзывчивее и доброжелательнее. Они не отказываются от дополнительной работы, помощи, волонтёрских проектов. Все на позитиве!

Во всех магазинах мы упразднили зоны самообслуживания, чтобы не допустить скученности клиентов и соблюсти правила безопасности. Теперь продукт покупателю приносит продавец и около кассы обслуживается строго по одному человеку. Многим покупателям это не нравится, они возмущаются, но мы извиняемся и разряжаем обстановку с помощью шуток, говорим, что у нас сейчас суперперсонифицированный подход к клиенту. При покупке на определённую сумму дарим покупателям антисептик для рук, чтобы хоть как-то помочь им в ситуации дефицита санитайзеров. Делаем это при продажах в интернет-магазине, в традиционной рознице и в наших груминг-салонах.

– Кстати, о груминге. Насколько в вашем регионе развит этот сегмент бизнеса, много ли салонов в Оренбурге?
– Оренбург – город небольшой, и бизнес профессионального ухода за животными у нас развит недостаточно: в городе всего семь груминг-салонов. И это примерно 40% рынка. Остальные 60% приходятся на частных грумеров, обслуживающих собак и кошек «на дому» или выезжающих к клиенту. Уровень этих специалистов очень неоднороден. Есть великолепные мастера, известные и востребованные. Но их единицы. В основном профессионалы сегодня работают в салонах.

– Когда вы открыли ваш первый груминг-салон?
– Три года назад. Муж в шутку сказал, что подарит мне салон красоты, который я всегда хотела. И подарил… Только не для меня, а для животных. Так мне пришлось серьёзно погрузиться в этот бизнес и развивать его в нашем семейном «холдинге».

– Сегодня по всей России груминг-салоны закрыты, и это огромная проблема как для владельцев животных, так и для зообизнеса. А в Оренбурге они работают. Как удалось этого добиться?
– В нашем городе достаточно активное сообщество предпринимателей, которое провело опрос среди владельцев бизнеса и покупателей на предмет того, какие услуги и предприятия сегодня должны работать в первую очередь. Итогом стало обращение инициативной группы бизнесменов к губернатору области с просьбой рассмотреть возможность работы этих предприятий. Среди них были парикмахерские и салоны красоты.

Губернатор обращение рассмотрел и внёс изменения в своё постановление, исключив из списка неработающих предприятий салоны красоты.

Естественно, открытие салонов могло быть только при соблюдении строгих мер безопасности, отсутствия пересечения потоков посетителей и образования очереди. Мы выполнили все требования и 13 апреля открыли наши груминг-салоны. Так что в Оренбурге груминг-салоны сейчас работают.

– Как на такую новость отреагировали клиенты?
– В первую неделю был ажиотаж, несмотря на жёсткие условия по визитам: приходили по одному посетителю с животным. Собаку оставляли, а хозяин на время процедуры из салона уходил. Если это были кошки, то мы просили, чтобы владелец был в маске и перчатках, чтобы при необходимости помочь мастеру придержать животное. Клиенты нас понимали и старались выполнить все условия. Сейчас загруженность салонов – 50% от возможного. Но это, кстати, нам дало возможность договориться с арендодателями о снижении арендной ставки.

– Получили ли вы какие-то инсайты из ситуации с коронавирусом? Будете вести бизнес по-другому, что-то поменяете в стратегии?
– Мы многое в бизнесе стали делать по-другому. Начали с интернет-продаж, которые на пике востребованности. Старый сайт, который работал одиннадцать лет, отключили и перешли на новый, более современный. Ввели возможность делать заказы по телефону горячей линии, приняли на работу курьеров, взяли дополнительные терминалы оплаты. В систему лояльности – UDS подгрузили наш прайс, чтобы можно было делать заказы и там. Уверены, что после карантина интернет будет самым востребованным направлением продаж.

– Как вы видите развитие регионального зообизнеса, будет какая-то трансформация после пандемии?
– Ожидаем, что, к сожалению, мелкие зоомагазины в регионе закроются. Уже есть информация о том, что многие из них не планирует возобновлять работу и расторгают договоры аренды.

Хорошие шансы остаться на рынке у магазинов «у дома», с достаточным ассортиментом и дружелюбным сервисом. Они будут востребованы. А вот расположенные в крупных торгово-развлекательных центрах клиентов потеряют. Потому что даже после окончания пандемии покупатели, по инерции, будут опасаться посещать места большого скопления людей.

Надеемся, что в мае продажи подрастут. Хотя тренд, когда люди придерживают деньги и переходят в сегмент эконом-класса в кормах для животных, уже ощущается. Дорогие продукты, а в основном это импорт, повысились в цене и, вероятно, часть клиентов будет от них отказываться в пользу отечественных товаров. Все производители продукции премиального и суперпремиального класса, имеющие заводы в России, в ближайшем будущем будут чувствовать себя намного увереннее, чем остальные. Ну а мы, наверное, поддержим эти тенденции в ассортиментной матрице и будем ориентироваться на покупательский спрос.

Теги

3 Comments

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку
Close