Поиск

Анна Рудакова: Китай догоняет Россию по качеству… кошек!

Беседовал: Александр Колчин
Фото: предоставлены Анной Рудаковой

Почему раздача кормов на выставках сегодня бессмысленна и зачем китайцы скупают лучших животных для разведения, как пандемийный год закрывал границы и открывал возможности онлайна для заводчиков, рассказала Анна Рудакова, вице-президент Всемирной федерации кошек, международный эксперт и организатор выставок, владелица собственного зообизнеса.

– Анна, какие изменения за минувший год произошли в фелинологии?
– Пандемийный год многое поменял, но главное – заставил фелинологию двигаться и изменяться: традиционные выставки в один момент прекратились, и нужно было что-то с этим делать. Мы оказались в числе первых, кто начал проводить онлайн-выставки. И это было не только ради развлечения. Животных, которые растут у заводчиков, необходимо показывать, их должен оценивать эксперт, давать рекомендации. Выставки сначала были небольшими, по 20–50 человек. Затем мы стали собирать по 100 участников. Успех выставок онлайн-формата доказали и крупные проекты, такие как Summer- и Winter Cat Show.

– Новый формат понравился заводчикам?
– Отношение к онлайн-выставкам сначала было неоднозначным. Кто-то говорил, что они неинформативны: животное нельзя потрогать, хвост не проверить, прикус не увидеть, текстуру шерсти не ощутить и т. д. Но такое мнение высказывали владельцы, которые и раньше на выставки не особо ходили. А ответственные заводчики, которые всегда спрашивали мнение экспертов, пришли и в онлайн. Я думаю, что этот формат стал одним из главных открытий прошлого года. Многие убедились, что в Сети удобно общаться, а иногда это единственная возможность «выставиться». Например, всё это время я активно сотрудничала с китайскими заводчиками, раз в десять дней мы для них проводили выставки в онлайне. Не было другого выхода: страна полностью закрылась, а животных оценивать по-прежнему надо. Я им предложила: давайте встретимся онлайн, я посмотрю, и они мгновенно отреагировали, пообещав собрать сто кошек. И собрали!

– Как вы общались с китайскими заводчиками?
– У них есть своя система, похожая на Zoom. Подключиться оказалось довольно хлопотно, но получилось. Общались через переводчика: я говорила по-английски, он переводил на китайский. В общем, я считаю, что нет ничего невозможного, мы ко всему способны адаптироваться: когда-то и родословные составляли в программе Word, а направления на вязку писали вручную. Что такое общение через Zoom, 15 лет назад даже представить себе не могли. Всё меняется, и это нормально, привыкать к новому можно и нужно. Главное, чтобы технологии не снижали качество работы.

– Как вы считаете, когда ситуация нормализуется, выставки вернутся в офлайн или онлайн всё же сохранит свои позиции?
– Я думаю, приживётся разумное сочетание онлайна и офлайна. Выставочная деятельность связана с большими затратами для заводчиков: представьте, что такое слетать в Москву из Владивостока, привезти котика. Так что удалённый формат даёт ощутимую выгоду. Сейчас многие фелинологические и кинологические системы, которые идут в ногу со временем, вводят даже отдельные онлайн-титулы. Можно получить какое-то количество титулов на онлайн-выставках и какое-то – на проводимых в традиционном формате. Главное – всё качественно организовать: чтобы были серьёзные эксперты, достойный уровень показа животного. Теперь дело за первопроходцами. Тот, кто сейчас эту волну поймает, будет впереди. Кроме того, онлайн-формат предоставляет возможность привлечь экспертов, с которыми мы никогда не смогли бы поработать офлайн. В наших выставках участвовали специалисты из ЮАР, Австралии, Америки, Израиля – где простой заводчик из Пензы, Москвы, Владивостока мог бы их встретить? Для клубов такие приглашения обходятся очень дорого. А в онлайне – пожалуйста. Мы даже применили особый миксовый формат – провели телемост Россия – Израиль. Здесь эксперт осматривал и описывал животное, а второй специалист слушал и задавал уточняющие вопросы. Так что я за освоение новых возможностей.

– Изменилось ли отношение заводчиков к выставкам за этот год?
– Все очень соскучились по общению. Реального контакта не заменит ничто. Деятельность заводчика – не бизнес, а искусство (те, кто действует по схеме «разводим – продаём», не заводчики, а разведенцы). Целью является созидание красивого, идеального животного или породы, а настоящие творцы должны общаться между собой. Год, каким бы сложным он ни был, оказался по-настоящему прорывным, прогрессивным и отделил зёрна от плевел. Сильные питомники остались на рынке, слабые – нет. Интерес к животным заметно увеличился, все захотели себе срочно котёнка или щенка. Кстати, не всегда породного, что радует – из приютов забрали много собак и кошек. У заводчиков осознанно покупали котят пет-класса, которые из питомника уезжали кастрированными или стерилизованными (таковы правила для пет-категории). То есть спрос на кошек для разведения уменьшился, а в любимцы – вырос. Некоторые даже покупали сразу двух котят – «чтобы им не скучно было».

– Был ли спрос из-за рубежа в это время?
– За границей всегда есть желающие купить котёнка, но в разведение. Сейчас в России – лучшие животные. Однако лет через пять, а то и раньше, нас перегонит Китай. В своё время тамошние заводчики скупили много элитных животных, которых им продавали за бешеные деньги. Если они будут прислушиваться к советам по разведению, а китайцы это делают, то скоро уже мы начнём у них покупать кошек – за такие же бешеные деньги. На выставке, которая прошла в Китае в начале 2020 года, животные были топового, просто невероятного качества.

– Кто кроме китайцев проявляет интерес к нашим кошкам?
– Многие – все юго-восточные страны, США, даже несмотря на то, что условия перевозки усложнились. Заводчики уже смирились с тем, что животных перевозят в багажных отделениях, и поняли, что ничего страшного в такой системе нет, авиакомпании действуют ответственно. Сейчас наша страна лучшая по качеству выставок, у нас отличная система – с максимально серьёзным и профессиональным подходом, общением заводчиков и экспертов, ценными советами. А в Америке это шоу: животные находятся в ринге, эксперт их молча осматривает и распределяет места. У американских выставок есть плюсы, но их мероприятиям недостаёт серьёзности. Вот китайцы любят нашу систему: задают вопросы, получают советы, как заводчики они молодцы.

– Выставочная деятельность в фелинологии невозможна без поддержки. Раньше её активно оказывали крупные компании, в том числе кормовые. Как дела обстоят сейчас?
– Я не считаю, что крупные компании должны поддерживать все мероприятия подряд, и многие сегодня пересматривают своё отношение к выставкам. В то, что «кормовики» сейчас меньше поддерживают мероприятия, я тоже вложила свою лепту. Общаясь с ними, прямо спрашивала: что за статья бюджета такая – раздавать продукцию на выставках? Если заводчик получил в подарок двухкилограммовый мешок корма, это не значит, что он переведёт на этот рацион весь питомник. Некоторые, как я, передадут его в приют, а другие вообще перепродадут. Получаются абсолютно бессмысленные расходы. Чтобы привлечь к себе заводчика, его надо убедить, а для этого провести семинар, обучающий курс, экскурсию по предприятию, показать сырьё, рецепты и технологии. А через пробники до заводчика сегодня не достучишься. Компаниям имеет смысл спонсировать какие-то знаковые мероприятия, допустим, финалы чемпионатов, масштаб события должен подчёркивать авторитетность компании, и наоборот. Компания спонсирует лучших, и это показательно, на это стоит тратить деньги. Так что пандемия ни при чём – просто «кормовики» осознали, что рекламные средства не стоит разбрасывать впустую. Я сама являюсь производителем косметики для животных, и меня иногда просят: проспонсируйте нашу выставку! Но я понимаю, что продвигать продукцию таким путём нерационально, и приходится отказывать.

– Анна, как родилась идея выпускать косметику для кошек и собак?
– Я начинала с косметики для женщин. На себе перепробовала массу продукции – от суперлюкса до самой простой, и пришла к выводу, что не очень-то она и работает. После чего переключилась на натуральные средства. А потом у меня в питомнике возникла проблема: было непонятно, что случилось, но я заметила, что кошки стали чаще болеть. Выяснилось, что причина – бытовая химия. Кошки ходят по не до конца промытым полам, облизываются – и вот результат. Я начала искать натуральные средства для дома. Нашла в Германии, стала возить оттуда, открыла магазин, а затем и натуральная косметика к нему «прикрутилась». Это было в 2012 году, за следующие четыре года я созрела до собственного производства. В 2016-м мы выпустили первую партию – 12 наименований. Сейчас их уже 170. Сначала это была только продукция для людей, но знакомые заводчики всё время просили сделать серию средств и для животных. И вот два года назад я решилась. Взяла на себя огромную ответственность: люди ждали от меня продукта высокого класса, и я не могла их разочаровать.

– Как ваш продукт «добирается» до своего потребителя?
– Основной канал – наш сайт, там предлагается ассортимент и для людей, и для животных. Сейчас собираемся разделить эти два направления товаров. Портал работает на русском и на английском, потому что появляется всё больше заинтересованных клиентов из-за рубежа. Например, Китай очень хочет сотрудничать. До начала пандемии мы успели отправить туда первую партию, они распробовали, и им понравилось.

– Каким вы видите 2021 год в фелинологии?
– Я думаю, что в выставочном секторе останутся только крупные мероприятия. Актуальным будет смешанный формат выставок. Будущее за теми, кто сможет впитать все новшества, которые принёс год, и правильно их использовать: нужно быть быстрым, решительным, жадным до информации и знаний. Время сейчас такое, что нужно всё успевать и не упускать ни одной возможности.