Антисептики и дезинфектанты в начале 2020 года стали одной из наиболее востребованных товарных категорий и новым большим рынком для производителей. Антисептические и дезинфицирующие средства стали во время пандемии категорией товаров первой необходимости во всех областях. В том числе и в ветеринарии. Как ведёт себя категория сегодня и есть ли у неё перспективы роста в постковидный период – в обзоре RNC Pharma.
Антисептики. Объём и динамика рынка
Во время подъёма заболеваемости коронавирусной инфекцией спрос на антисептики резко вырос, при этом производственные мощности на ранних этапах пандемии не справлялись с потребностью, в итоге формировался дефицит. При этом отдельные потребители искали продукты для замены в т. ч. в рамках ветеринарной продукции; так, продажи данных препаратов в рознице в I квартале 2020 года выросли в 2,6 раза в натуральном выражении по сравнению с I кварталом 2019 года. Затем последовал ожидаемый спад продаж, но всё-таки общие результаты 2020 года для категории заметно опережали динамику по рынку в целом.
Общий объём продаж антисептиков и дезинфектантов по итогам 2020 года составил 152,8 млн руб. (в розничных ценах, включая НДС). Рынок довольно компактный в денежном выражении: с одной стороны, средняя стоимость препаратов в данном сегменте сравнительно низкая, с другой стороны, в качестве антисептиков часто используются общедоступные препараты для медицинского применения, которые имеются в домашних аптечках. Понятно, что для узкоспециальных проблем, скажем, для дезинфекции аквариумных рыбок, такие препараты применяться не могут, но для общебытовых вопросов с непродуктивными животными вполне подойдут. Натуральный объём продаж за год составлял 971,4 тысячи минимальных единиц дозирования (МЕД[1]).
[1] Минимальные единицы дозирования (МЕД) – общее количество таблеток, флаконов, ампул и др. лекарственных форм, входящих в потребительские упаковки.
Рублёвая динамика относительно результатов 2019 года составила 4,7% (рис. 1), натуральные объёмы показали прирост, более чем в три раза превышающий денежные показатели, тут фиксируем динамику на уровне 14,7%. Интересно, что за счёт высокого спроса в начале 2020 года показатели по итогам периода с января по апрель 2021 года уходят в глубокий минус, здесь фиксируем –6,2% в рублях и –59% в минимальных единицах. Помимо высокой базы, на расчётах за прошлый год сказывается и общее падение доходов населения, также нельзя списывать со счетов и расходование запасов антисептиков, сделанных осенью и зимой прошлого года.
Отметим также тот факт, что в январе–апреле 2020 года спрос повышался в основном на продукцию нижнего ценового сегмента, наиболее дешёвые и в минимальной степени специализированные препараты, так, средняя цена за период составляла всего 95 руб. В текущем году спрос на подобные препараты резко сократился, тогда как продажи специализированной (и более дорогой) продукции, напротив, выросли. Средняя цена на антисептики и дезинфектанты по итогам января–апреля 2021 года составила 218 руб., это в 2,3 раза больше, чем годом ранее.
Рис. 1. Объём и динамика розничного рынка антисептиков и дезинфицирующих ветпрепаратов в России |
 |
В региональном аспекте основной объём рынка антисептиков и дезинфектантов приходится на Центральный федеральный округ (ФО), если рассматривать т. н. «сдвинутый год» (период с мая 2020-го по апрель 2021 года), то всего здесь было реализовано препаратов на 45,1 млн руб. (рис. 2), или 30% от общего денежного объёма рынка. Этот же регион лидирует и в отношении натурального объёма рынка, здесь за последние 12 месяцев было реализовано 180,1 тысячи упаковок (порядка 26% от общего объёма рынка).
Лидировал ЦФО и в отношении уровня средних цен на антисептики и дезинфектанты, в среднем одна МЕД здесь приобреталась в рознице за 250 руб. (с учётом НДС). Сопоставимый показатель можно наблюдать только в рамках Северо-Западного ФО, здесь средняя цена составляла 235 руб., но общий объём потребления здесь был заметно ниже, в итоге регион находится только на пятом месте с долей порядка 9% в денежном и 8% в натуральном выражении.
Второй с точки зрения денежного объёма рынка результат продемонстрировал Приволжский ФО, здесь было продано более 20% от общего натурального объёма препаратов анализируемой группы и почти 18% от денежного объёма рынка. При этом с точки зрения средней цены округ едва ли можно отнести к числу лидеров, здесь в среднем за МЕД потребители платили 184 руб. – это третий с конца результат.
Рис. 2. Региональная структура розничного рынка антисептиков и дезинфицирующих ветпрепаратов в России за период с мая 2020 по апрель 2021 гг. |
 |
Структурные характеристики рынка
В общем объёме продаж антисептиков и дезинфектантов на розничном рынке доминируют препараты для домашних животных, на них по итогам периода с мая 2020 года по апрель 2021 года приходилось 82% рынка в денежном и чуть больше 72% в натуральном выражении (рис. 3). По сравнению с результатами периода мая 2019 – апреля 2020 года доля продукции для непродуктивных животных заметно выросла, на тот момент она составляла соответственно 80% в рублях и порядка 63% в МЕД.
В основном коррекция спроса на антисептики и дезинфектанты для СХЖ касалась препаратов с международным непатентованным названием йод + калия йодид. Так, продажи препаратов данной группы сократились за год на 55% в МЕД и на 7%, если проводить расчёты в рублях.
Рис. 3. Структура розничного рынка антисептиков и дезинфицирующих ветпрепаратов в России по типам животных за период с мая 2020 по апрель 2021 гг., %, руб. |
 |
Что касается сегментации по странам-производителям, то данный сегмент по-своему уникален для ветеринарного рынка, здесь практически полностью доминирует продукция отечественного производства. Так, на долю российских производителей приходится 99,9% денежного и 99,8% от натурального объёма рынка (рис. 4). Если не считать отечественных компаний, в сегменте представлена продукция ещё трёх стран, это Украина, Франция и Германия. Но ни один препарат иностранного происхождения не смог выбиться в топ. В 2019 году спектр стран-поставщиков был шире, на рынке также была представлена продукция предприятий из Польши и Беларуси.
Справедливости ради нужно сказать, что если учесть наличие на рынке нелекарственной продукции, скажем, гигиенических средств с антисептическим и дезинфицирующим эффектом, то спектр стран-поставщиков был бы значительно шире, но в рамках данного обзора мы их не рассматриваем. Кстати, регистрация продукции не в качестве ветеринарного препарата, а в рамках гигиенической или косметической товарной категории происходит не случайно, регистрационные процедуры проще, проходят они быстрее, к тому же, здесь нет ряда административных процедур, обязательных для обращения ветпрепаратов. Собственно, подобные аналогии можно найти и на рынке препаратов для медицинского применения, когда ряд продуктов даже в рамках одного бренда может быть зарегистрирован и как лекарственный препарат, и как биологически активная добавка к пище.
Рис. 4. Структура розничного рынка антисептиков и дезинфицирующих ветпрепаратов в России по странам за период с мая 2020 по апрель 2021 гг., %, руб. |
 |
Конкурентное окружение
Рейтинг крупнейших компаний-производителей антисептиков и дезинфектантов закономерно представлен исключительно отечественными компаниями. Лидирует по объёмам продаж за период с мая 2020 года по апрель 2021 года компания «Агробиопром» (таб. 1), предприятие занимает долю на уровне 27% и, более того, демонстрирует внушительный показатель прироста (+16% в рублях). Компания представляет всего один продукт «Шампунь антибактериальный с хлоргексидином», собственно, данный препарат возглавил и топ торговых марок (таб. 2).
Таблица 1. Топ-15 корпораций-производителей на розничном рынке антисептиков и дезинфицирующих ветпрепаратов в России
№ |
Корпорация |
Страна регистрации производителя |
Доля за период с мая 2020 по апрель 2021 гг., %, руб. |
Динамика май 2020–апрель 2021 / май 2019–апрель 2020, %, руб. |
1 |
АГРОБИОПРОМ |
Россия |
27,1 |
16 |
2 |
АПИЦЕННА |
Россия |
18,2 |
–8 |
3 |
АГРОВЕТЗАЩИТА |
Россия |
13,5 |
8 |
4 |
ХОЛДИНГ РОБЕЛЛ ТЕХНОЛОДЖИ |
Россия |
7,3 |
–17 |
5 |
ФИРМА «БИОХИМФАРМ» |
Россия |
4,1 |
–2 |
6 |
РОСВЕТФАРМ |
Россия |
3,7 |
74 |
7 |
ГРУППА ФОКИНА |
Россия |
3,5 |
19 |
8 |
ЗАВОД «ВЕТЕРИНАРНЫЕ ПРЕПАРАТЫ» |
Россия |
3,2 |
3 |
9 |
ЦАМАКС |
Россия |
1,8 |
–19 |
10 |
БИОСТИМ |
Россия |
1,7 |
28 |
11 |
АРМАВИРСКАЯ БИОФАБРИКА |
Россия |
1,7 |
–0,3 |
12 |
НИТА-ФАРМ |
Россия |
1,4 |
–45 |
13 |
ФАРМПРОМВЕТ |
Россия |
1 |
7 |
14 |
ФАРМАКС |
Россия |
0,9 |
23 |
15 |
БИОФАРМГАРАНТ |
Россия |
0,7 |
45 |
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж вет. ЛП в России |
Таблица 2. Топ-15 ТМ на розничном рынке антисептиков и дезинфицирующих ветпрепаратов в России
№ |
ТМ |
Корпорация |
Доля за период с мая 2020 по апрель 2021 гг., %, руб. |
Динамика май 2020–апрель 2021 / мая 2019–апрель 2020, %, руб. |
1 |
Шампунь антибактериальный с хлоргексидином |
АГРОБИОПРОМ |
27,1 |
16 |
2 |
Шампунь противомикробный с хлоргексидином |
АПИЦЕННА |
18,2 |
–8 |
3 |
Монклавит-1 |
ХОЛДИНГ РОБЕЛЛ ТЕХНОЛОДЖИ |
7,3 |
–17 |
4 |
Антипар |
АГРОВЕТЗАЩИТА |
6 |
–1 |
5 |
Йод |
ФАРМАКС + 4 КОМПАНИИ |
5,6 |
–16 |
6 |
АСД фракция |
АРМАВИРСКАЯ БИОФАБРИКА |
5 |
–9 |
7 |
Оквет |
АГРОВЕТЗАЩИТА |
4,3 |
48 |
8 |
Перкутан |
РОСВЕТФАРМ |
3,7 |
74 |
9 |
Диксан |
ГРУППА ФОКИНА |
3,5 |
19 |
10 |
Йод однохлористый |
ЗАВОД «ВЕТЕРИНАРНЫЕ ПРЕПАРАТЫ» |
2,8 |
–2 |
11 |
Мастисепт-А |
ФИРМА БИОХИМФАРМ |
2,1 |
–10 |
12 |
Алюмиспрей |
ФИРМА «БИОХИМФАРМ» |
2 |
8 |
13 |
Цамакс |
ЦАМАКС |
1,8 |
–19 |
14 |
Биовитекс |
БИОСТИМ |
1,7 |
28 |
15 |
Мигстим |
АГРОВЕТЗАЩИТА |
1,5 |
9 |
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж вет. ЛП в России |
Вторая строчка у «Апиценны», здесь в рамках анализируемого периода доля находилась на уровне 18%, но продажи несколько корректировались вниз (–8%). Тут тоже одна позиция с практически аналогичным названием, и, очевидно, между данными компаниями разворачивается конкурентная борьба, причём пока цены на препараты заметно различаются, а продвижение продукции относительно неактивно, исход этой борьбы, можно сказать, предопределён.
Замыкает тройку лидеров «Агроветзащита», компания показала прирост продаж на 8% в рублях, а рыночная доля в рамках анализируемого сегмента составила 13,5%. Интересно, что компания имеет в рамках данного сегмента наиболее развитый портфель – семь торговых марок. Три из них входят в топ-15, а максимальная рыночная доля зафиксирована по препарату для декоративных рыбок «Антипар», в общем объёме рынка он занимает 6%, правда, продажи несколько корректировались вниз. Общий портфель антисептиков и дезинфектантов от «Агроветзащиты» ориентирован в основном на домашних животных, сельхознаправление представлено одним продуктом, препаратом «Девастин». Продукт представляет из себя повидон-йод в форме порошка, он, кстати, тоже предназначен для рыб, препаратом пользуются для антипаразитарной обработки тела и жабр рыб семейства карповых.
Максимальный показатель прироста (74%) из числа топовых компаний был зафиксирован у «Росветфарма», компания продавала в рамках анализируемой группы один препарат – «Перкутан», в рейтинге торговых марок он расположился на восьмй строчке. А худший в рейтинге результат показала «Нита-Фарм», динамика в рублях по итогам периода составила –45%, компания представляла в сегменте две торговых марки, обе представлены препаратами повидон-йода в разных формах выпуска. Обе по итогам периода с мая 2020 года по апрель 2021 года в рейтинг не попали.
***
В рамках данного обзора анализировались только антисептики и дезинфектанты, зарегистрированные в качестве ветеринарных препаратов (группа ветпрепаратов по классификатору ВОЗ: D08A – антисептики и дезинфицирующие препараты). В обзор не включались препараты АСД (антисептик-стимулятор Дорогова), фракция 2 для приёма внутрь; местного и наружного применения, поскольку основные показания к применению препарата: болезни желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, мочеполовой системы. Также мы не рассматривали косметические, гигиенические и средства санитарного назначения, обладающие антисептическим и дезинфицирующим эффектом.
Текст: Николай Беспалов, директор по развитию
аналитической компании RNC Pharma
Перейти на страницу автора
Подпишитесь на наш телеграм-канал и получайте важные отраслевые новости в удобном для вас формате.