Антисептики и дезинфектанты: обзор рынка препаратов

Антисептики и дезинфектанты в начале 2020 года стали одной из наиболее востребованных товарных категорий и новым большим рынком для производителей. Антисептические и дезинфицирующие средства стали во время пандемии категорией товаров первой необходимости во всех областях. В том числе и в ветеринарии. Как ведёт себя категория сегодня и есть ли у неё перспективы роста в постковидный период – в обзоре RNC Pharma.

Антисептики. Объём и динамика рынка

Во время подъёма заболеваемости коронавирусной инфекцией спрос на антисептики резко вырос, при этом производственные мощности на ранних этапах пандемии не справлялись с потребностью, в итоге формировался дефицит. При этом отдельные потребители искали продукты для замены в т. ч. в рамках ветеринарной продукции; так, продажи данных препаратов в рознице в I квартале 2020 года выросли в 2,6 раза в натуральном выражении по сравнению с I кварталом 2019 года. Затем последовал ожидаемый спад продаж, но всё-таки общие результаты 2020 года для категории заметно опережали динамику по рынку в целом.

Общий объём продаж антисептиков и дезинфектантов по итогам 2020 года составил 152,8 млн руб. (в розничных ценах, включая НДС). Рынок довольно компактный в денежном выражении: с одной стороны, средняя стоимость препаратов в данном сегменте сравнительно низкая, с другой стороны, в качестве антисептиков часто используются общедоступные препараты для медицинского применения, которые имеются в домашних аптечках. Понятно, что для узкоспециальных проблем, скажем, для дезинфекции аквариумных рыбок, такие препараты применяться не могут, но для общебытовых вопросов с непродуктивными животными вполне подойдут. Натуральный объём продаж за год составлял 971,4 тысячи минимальных единиц дозирования (МЕД[1]).


[1] Минимальные единицы дозирования (МЕД) – общее количество таблеток, флаконов, ампул и др. лекарственных форм, входящих в потребительские упаковки.


Рублёвая динамика относительно результатов 2019 года составила 4,7% (рис. 1), натуральные объёмы показали прирост, более чем в три раза превышающий денежные показатели, тут фиксируем динамику на уровне 14,7%. Интересно, что за счёт высокого спроса в начале 2020 года показатели по итогам периода с января по апрель 2021 года уходят в глубокий минус, здесь фиксируем –6,2% в рублях и –59% в минимальных единицах. Помимо высокой базы, на расчётах за прошлый год сказывается и общее падение доходов населения, также нельзя списывать со счетов и расходование запасов антисептиков, сделанных осенью и зимой прошлого года.

Отметим также тот факт, что в январе–апреле 2020 года спрос повышался в основном на продукцию нижнего ценового сегмента, наиболее дешёвые и в минимальной степени специализированные препараты, так, средняя цена за период составляла всего 95 руб. В текущем году спрос на подобные препараты резко сократился, тогда как продажи специализированной (и более дорогой) продукции, напротив, выросли. Средняя цена на антисептики и дезинфектанты по итогам января–апреля 2021 года составила 218 руб., это в 2,3 раза больше, чем годом ранее.

Рис. 1. Объём и динамика розничного рынка антисептиков и дезинфицирующих ветпрепаратов в России
Антисептики

В региональном аспекте основной объём рынка антисептиков и дезинфектантов приходится на Центральный федеральный округ (ФО), если рассматривать т. н. «сдвинутый год» (период с мая 2020-го по апрель 2021 года), то всего здесь было реализовано препаратов на 45,1 млн руб. (рис. 2), или 30% от общего денежного объёма рынка. Этот же регион лидирует и в отношении натурального объёма рынка, здесь за последние 12 месяцев было реализовано 180,1 тысячи упаковок (порядка 26% от общего объёма рынка).

Лидировал ЦФО и в отношении уровня средних цен на антисептики и дезинфектанты, в среднем одна МЕД здесь приобреталась в рознице за 250 руб. (с учётом НДС). Сопоставимый показатель можно наблюдать только в рамках Северо-Западного ФО, здесь средняя цена составляла 235 руб., но общий объём потребления здесь был заметно ниже, в итоге регион находится только на пятом месте с долей порядка 9% в денежном и 8% в натуральном выражении.

Второй с точки зрения денежного объёма рынка результат продемонстрировал Приволжский ФО, здесь было продано более 20% от общего натурального объёма препаратов анализируемой группы и почти 18% от денежного объёма рынка. При этом с точки зрения средней цены округ едва ли можно отнести к числу лидеров, здесь в среднем за МЕД потребители платили 184 руб. – это третий с конца результат.

Рис. 2. Региональная структура розничного рынка антисептиков и дезинфицирующих ветпрепаратов в России за период с мая 2020 по апрель 2021 гг.
Антисептики

Структурные характеристики рынка

В общем объёме продаж антисептиков и дезинфектантов на розничном рынке доминируют препараты для домашних животных, на них по итогам периода с мая 2020 года по апрель 2021 года приходилось 82% рынка в денежном и чуть больше 72% в натуральном выражении (рис. 3). По сравнению с результатами периода мая 2019 – апреля 2020 года доля продукции для непродуктивных животных заметно выросла, на тот момент она составляла соответственно 80% в рублях и порядка 63% в МЕД.

В основном коррекция спроса на антисептики и дезинфектанты для СХЖ касалась препаратов с международным непатентованным названием йод + калия йодид. Так, продажи препаратов данной группы сократились за год на 55% в МЕД и на 7%, если проводить расчёты в рублях.

Рис. 3. Структура розничного рынка антисептиков и дезинфицирующих ветпрепаратов в России по типам животных за период с мая 2020 по апрель 2021 гг., %, руб.
Антисептики

Что касается сегментации по странам-производителям, то данный сегмент по-своему уникален для ветеринарного рынка, здесь практически полностью доминирует продукция отечественного производства. Так, на долю российских производителей приходится 99,9% денежного и 99,8% от натурального объёма рынка (рис. 4). Если не считать отечественных компаний, в сегменте представлена продукция ещё трёх стран, это Украина, Франция и Германия. Но ни один препарат иностранного происхождения не смог выбиться в топ. В 2019 году спектр стран-поставщиков был шире, на рынке также была представлена продукция предприятий из Польши и Беларуси.

Справедливости ради нужно сказать, что если учесть наличие на рынке нелекарственной продукции, скажем, гигиенических средств с антисептическим и дезинфицирующим эффектом, то спектр стран-поставщиков был бы значительно шире, но в рамках данного обзора мы их не рассматриваем. Кстати, регистрация продукции не в качестве ветеринарного препарата, а в рамках гигиенической или косметической товарной категории происходит не случайно, регистрационные процедуры проще, проходят они быстрее, к тому же, здесь нет ряда административных процедур, обязательных для обращения ветпрепаратов. Собственно, подобные аналогии можно найти и на рынке препаратов для медицинского применения, когда ряд продуктов даже в рамках одного бренда может быть зарегистрирован и как лекарственный препарат, и как биологически активная добавка к пище.

Рис. 4. Структура розничного рынка антисептиков и дезинфицирующих ветпрепаратов в России по странам за период с мая 2020 по апрель 2021 гг., %, руб.
Антисептики

Конкурентное окружение

Рейтинг крупнейших компаний-производителей антисептиков и дезинфектантов закономерно представлен исключительно отечественными компаниями. Лидирует по объёмам продаж за период с мая 2020 года по апрель 2021 года компания «Агробиопром» (таб. 1), предприятие занимает долю на уровне 27% и, более того, демонстрирует внушительный показатель прироста (+16% в рублях). Компания представляет всего один продукт «Шампунь антибактериальный с хлоргексидином», собственно, данный препарат возглавил и топ торговых марок (таб. 2).

Таблица 1. Топ-15 корпораций-производителей на розничном рынке антисептиков и дезинфицирующих ветпрепаратов в России

Корпорация Страна регистрации производителя Доля за период с мая 2020 по апрель 2021 гг., %, руб. Динамика май 2020–апрель 2021 / май 2019–апрель 2020, %, руб.
1 АГРОБИОПРОМ Россия 27,1 16
2 АПИЦЕННА Россия 18,2 –8
3 АГРОВЕТЗАЩИТА Россия 13,5 8
4 ХОЛДИНГ РОБЕЛЛ ТЕХНОЛОДЖИ Россия 7,3 –17
5 ФИРМА «БИОХИМФАРМ» Россия 4,1 –2
6 РОСВЕТФАРМ Россия 3,7 74
7 ГРУППА ФОКИНА Россия 3,5 19
8 ЗАВОД «ВЕТЕРИНАРНЫЕ ПРЕПАРАТЫ» Россия 3,2 3
9 ЦАМАКС Россия 1,8 –19
10 БИОСТИМ Россия 1,7 28
11 АРМАВИРСКАЯ БИОФАБРИКА Россия 1,7 –0,3
12 НИТА-ФАРМ Россия 1,4 –45
13 ФАРМПРОМВЕТ Россия 1 7
14 ФАРМАКС Россия 0,9 23
15 БИОФАРМГАРАНТ Россия 0,7 45
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж вет. ЛП в России

Таблица 2. Топ-15 ТМ на розничном рынке антисептиков и дезинфицирующих ветпрепаратов в России

ТМ Корпорация Доля за период с мая 2020 по апрель 2021 гг., %, руб. Динамика май 2020–апрель 2021 / мая 2019–апрель 2020, %, руб.
1 Шампунь антибактериальный с хлоргексидином АГРОБИОПРОМ 27,1 16
2 Шампунь противомикробный с хлоргексидином АПИЦЕННА 18,2 –8
3 Монклавит-1 ХОЛДИНГ РОБЕЛЛ ТЕХНОЛОДЖИ 7,3 –17
4 Антипар АГРОВЕТЗАЩИТА 6 –1
5 Йод ФАРМАКС + 4 КОМПАНИИ 5,6 –16
6 АСД фракция АРМАВИРСКАЯ БИОФАБРИКА 5 –9
7 Оквет АГРОВЕТЗАЩИТА 4,3 48
8 Перкутан РОСВЕТФАРМ 3,7 74
9 Диксан ГРУППА ФОКИНА 3,5 19
10 Йод однохлористый ЗАВОД «ВЕТЕРИНАРНЫЕ ПРЕПАРАТЫ» 2,8 –2
11 Мастисепт-А ФИРМА БИОХИМФАРМ 2,1 –10
12 Алюмиспрей ФИРМА «БИОХИМФАРМ» 2 8
13 Цамакс ЦАМАКС 1,8 –19
14 Биовитекс БИОСТИМ 1,7 28
15 Мигстим АГРОВЕТЗАЩИТА 1,5 9
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж вет. ЛП в России

Вторая строчка у «Апиценны», здесь в рамках анализируемого периода доля находилась на уровне 18%, но продажи несколько корректировались вниз (–8%). Тут тоже одна позиция с практически аналогичным названием, и, очевидно, между данными компаниями разворачивается конкурентная борьба, причём пока цены на препараты заметно различаются, а продвижение продукции относительно неактивно, исход этой борьбы, можно сказать, предопределён.

Замыкает тройку лидеров «Агроветзащита», компания показала прирост продаж на 8% в рублях, а рыночная доля в рамках анализируемого сегмента составила 13,5%. Интересно, что компания имеет в рамках данного сегмента наиболее развитый портфель – семь торговых марок. Три из них входят в топ-15, а максимальная рыночная доля зафиксирована по препарату для декоративных рыбок «Антипар», в общем объёме рынка он занимает 6%, правда, продажи несколько корректировались вниз. Общий портфель антисептиков и дезинфектантов от «Агроветзащиты» ориентирован в основном на домашних животных, сельхознаправление представлено одним продуктом, препаратом «Девастин». Продукт представляет из себя повидон-йод в форме порошка, он, кстати, тоже предназначен для рыб, препаратом пользуются для антипаразитарной обработки тела и жабр рыб семейства карповых.

Максимальный показатель прироста (74%) из числа топовых компаний был зафиксирован у «Росветфарма», компания продавала в рамках анализируемой группы один препарат – «Перкутан», в рейтинге торговых марок он расположился на восьмй строчке. А худший в рейтинге результат показала «Нита-Фарм», динамика в рублях по итогам периода составила –45%, компания представляла в сегменте две торговых марки, обе представлены препаратами повидон-йода в разных формах выпуска. Обе по итогам периода с мая 2020 года по апрель 2021 года в рейтинг не попали.

***

В рамках данного обзора анализировались только антисептики и дезинфектанты, зарегистрированные в качестве ветеринарных препаратов (группа ветпрепаратов по классификатору ВОЗ: D08A – антисептики и дезинфицирующие препараты). В обзор не включались препараты АСД (антисептик-стимулятор Дорогова), фракция 2 для приёма внутрь; местного и наружного применения, поскольку основные показания к применению препарата: болезни желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, мочеполовой системы. Также мы не рассматривали косметические, гигиенические и средства санитарного назначения, обладающие антисептическим и дезинфицирующим эффектом.

Текст: Николай Беспалов, директор по развитию
аналитической компании RNC Pharma

Перейти на страницу автора

Оценить материал
Нравится
Нравится Поздравляю Сочувствую Возмутительно Смешно Задумался Нет слов
Теги

Подписка на журнал

зообизнес журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Close